Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность и справедливость.






 

Принцип компенсации даёт удобную схему анализа целесообразности

действий государства. Сначала определяется их суммарный, экономический

эффект. При этом общество как бы предстаёт в роли единого субъекта и кон-

фликты интересов между его членами выносятся за скобки. И лишь затем

рассматриваются варианты распределения полученной выгоды. И здесь воз-

никает проблема выбора между эффективностью и справедливостью. Пред-

положим, что в некотором обществе преобладают такие представления о

справедливости, согласно которым непременно должно обеспечиваться пол-

ное равенство в потреблении всех его членов. В таком обществе любые из-

менения, предполагающие индивидуальное стимулирование высокой произ-

водительности, покажутся неприемлемыми. Такое общество будет вынужде-

но пренебрегать большей частью вариантов развития, эффективных не толь-

ко по Калдору-Хиксу, но и по Парето.

Если общество допускает неравенство, но отвергает перераспределение

исходных экономических возможностей (иными словами, строго придержи-

вается принципа Парето), оно будет одобрять стимулирование индивидуаль-

ных усилий, но при этом блокировать любые мероприятия типа огоражива-

ний, пусть даже не влекущие столь масштабных и драматических послед-

ствий. Более того, в таком обществе было бы невозможно отказаться от фео-

дальных привилегий или ввести государственные гарантии прожиточного

минимума для нетрудоспособных.

 

Стремление к справедливости отнюдь не обязательно сводится к отста-

иванию как можно большего равенства и неограниченного перераспределе-

ния доходов в пользу менее обеспеченных членов общества. Для многих ин-

дивидов и общественных групп характерны такие представления о справед-

ливости, согласно которым на первый план выдвигается свобода экономиче-

ской деятельности и защита прав собственности. С их точки зрения не-

справедливо, когда государство забирает значительную часть доходов для

целей перераспределения.

Каждое общество вынуждено искать некоторый баланс между разными

аспектами справедливости, имея в виду, в частности, с одной стороны, право

на заработанный доход, а с другой — солидарность с нуждающимися. В той

мере, в какой реализация сложившихся в обществе представлений о справед-

ливости требует отклонения предельных доходов индивидов от предельных

производительностей принадлежащих им факторов производства, возникает

конфликт между принципами экономической эффективности и справедливо-

сти. Ведь, как отмечалось выше, такие отклонения не благоприятствуют эко-

номически оптимальному использованию ресурсов. На практике, если обще-

ство сознательно идёт на подобные отклонения, оно делает это, как правило,

только ради улучшения положения малоимущих, так что конфликт приобре-

тает форму «выбора между эффективностью и равенством».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.