Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции государства в смешанной экономике






Экономическая роль государства в современном мире возрастает в свя-

зи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. По-

вышается уровень осуществляемой политики.

Государство может с помощью правовых, административных и эконо-

мических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного

конкурентного механизма и предпринимательства, а с другой стороны, кор-

ректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации

уровней доходов населения, расхождением между существенно необходи-

мыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и

среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличи-

ем высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической

жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для

функционирования рыночной экономики.

Во-первых, важнейшей задачей государства является установление и

поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное

 

развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии част-

ной собственности, свобод.

Во-вторых, государство делает все возможное для поддержания и раз-

вития эффективной конкуренции.

В-третьих, государство устраняет недостатки рынка, проводит стабили-

зационную и структурную политику.

В-четвертых, обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать

доходы трудящихся.

 

Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффек-

Тов

 

В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации собствен-

ной прибыли не гарантирует эффективного использования ресурсов. Есте-

ственная монополия и значительные позитивные экстерналии могут порож-

дать тенденцию к недопроизводству соответствующих благ (по сравнению с

оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информи-

рованность потребителя часто оборачиваются чрезмерным производством и

потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов

в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью

(неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая

неэффективность, то есть неоправданно высокий расход ресурсов на единицу

продукции.

Изъяны рынка возникают главным образом в ходе производства и по-

требления отдельных, специфических видов товаров и услуг. Следовательно,

как раз в данных зонах долговременная фиксация профиля организации,

ограничение возможностей диверсификации и ослабление ее заинтересован-

ности в получении максимально возможной прибыли зачастую допустимы и

целесообразны.

 

Организация, действующая в рыночной среде, обязательно должна по-

крывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регули-

рование этих доходов в большинстве случаев неоправданно. Если необходи-

мо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтительнее, ограничивать

не возможность превышения поступлений над затратами и даже не размер

такого превышения, а лишь право распределять соответствующие суммы

между лицами, определяющими стратегию организации. Прибыль в этом

случае может образовываться, но ее следует полностью затрачивать на нуж-

ды самой организации, например на строительство новых зданий, приобрете-

ние оборудования и т.п.

Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибыли

– отличительные черты некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведе-

ния, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профи-

ля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, бла-

готворительные фонды и др. Такие организации, будучи субъектами рыноч-

ной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические ин-

тересы подчинены стремлению реализовать свои конкретные миссии. Чтобы

добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций со-

знательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии

их деятельности и общий контроль за ее осуществлением возлагаются на тех,

кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, за-

то заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей

миссии.

Некоммерческие организации не всегда непосредственно принадлежат

к общественному сектору (находятся в государственной собственности). Но

для них в целом свойственны более тесные взаимоотношения с ним, чем для

прибыльных предприятий. Это обусловлено тем, что и общественный сектор,

и некоммерческие организации служат инструментами преодоления изъянов

рынка. Общественный сектор функционирует преимущественно при посред-

 

стве некоммерческих организаций. Многие из них являются государствен-

ными или муниципальными учреждениями, для других государство или его

органы могут выступать в роли соучредителей, для третьих выполнение гос-

ударственных заказов служит основным источником доходов, а потому ре-

шающим образом формирует стратегию деятельности, четвертые получают

государственные субсидии.

Контрольные вопросы  

 Что представляет собой общественный сектор рыночной экономики?

 Почему ресурсы общественного сектора включают не только имуще-

ство государственных предприятий и организаций?

 В чем сходство, и каково отличие государства от других субъектов ры-

ночного хозяйства?

 Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической

жизни?

 Что такое изъяны рынка, каковы их основные типы?

 Каковы причины и условия возникновения естественной монополии?

Как можно преодолеть ее последствия?

 Что представляют собой позитивные и негативные экстерналии? Поче-

му они ведут к неоптимальному использованию ресурсов? Каким обра-

зом их можно преодолевать?

 Что такое неполнота рынков?

 При каких обстоятельствах возникает информационная асимметрия?

Можно ли ее нейтрализовать?

 Каковы особенности некоммерческих организаций? При каких услови-

ях некоммерческие организации принадлежат к общественному секто-

ру?

 

 Совпадают ли между собой доли общественного сектора и совокупном

доходе и капитале нации?

 Как оцениваются масштабы общественного сектора?

 Насколько доля общественного сектора в национальной экономике

различается в разных странах? Каковы тенденции изменения этой до-

ли?

 Какие факторы влияют на развитие общественного сектора в период

перехода к рынку?

 

Тестовые задания  

1. Верно ли утверждение: «Экономика общественного сектора изучает зако-

номерности и практические проблемы, связанные с производством обще-

ственных и коллективных благ, экономические механизмы достижения

социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов».

а) да;

б) нет.

2. Экономика общественного сектора предполагает, что:

а) государство функционирует в рыночной среде;

б) цели государственных органов и способы их достижения, а также

стратегии предприятий и некоммерческих организаций определяются

интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

в) государство использует финансовые инструменты реализации своих

целей;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Общественный сектор включает:

а) только организации, находящиеся в собственности государства;

б) только доходы и расходы бюджета;

 

б) совокупность ресурсов государства, находящихся в распоряжении

государства.

4. Верно ли утверждение: «Главное отличие организаций частного и обще-

ственного сектора в том, что в общественном секторе организации являются

прибыльными».

а) да;

б) нет.

5. Главное отличие государства от других субъектов экономической деятель-

ности состоит в том, что:

а) обладает правом принуждения;

б) имеет публичную власть;

в) характеризуется верховенством, самостоятельностью и независимо-

стью.

6. К числу изъянов рынка относятся (несколько правильных вариантов отве-

та):

а) тенденции к установлению монопольной власти;

б) несовершенство политического процесса;

в) отсутствие возможностей контроля над государственным аппаратом;

г) внешние эффекты (экстерналии);

д) неполнота информации.

7. Как называются дополнительные выгоды или издержки, возникающие как

побочный эффект от деятельности других лиц или организаций?

а) неэффективность рынка;

б) внешние эффекты;

в) ассиметрия информации.

8. Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить

диагноз, выбрать методы лечения и даже оценить насколько эффективно оно

осуществляется. При стремлении врача к максимизации прибыли с его сто-

роны возможны злоупотребления, в том числе связанные с нанесением

ущерба здоровью клиента. Данная ситуация является примером:

 

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

9. Если подвести коммуникации (например, водопровод) нескольких конку-

рирующих между собой компаний, то затраты увеличатся, а эффект будет от-

сутствовать. Данная ситуация служит примером такого изъяна рынка, как:

а) монопольной власти;

б) внешнего эффекта;

в) неполноты информации.

10. В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный

сектор занимает прочное положение в:

а) образование;

б) здравоохранение;

в) энергетика;

г) транспорт;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

11. К причинам, вызывающим информационную ассиметрию, не относится:

а) высокие затраты на получение информации;

б) ненадежность получаемой информации;

в) неспособность экономических агентов переработать информацию;

г) нет верного ответа.

12. К провалам государства не относятся:

а) ограниченность доступной информации;

б) несовершенство политического процесса;

в) внешние эффекты;

г) ограниченность контроля над государственным аппаратом.

13. Фактором, способствующим коррупции, является такой изъян государ-

ства, как:

а) ограниченность доступной информации;

 

б) несовершенство политического процесса;

в) неспособность государства полностью контролировать деятельность

контрагентов;

г) ограниченность контроля над государственным аппаратом.

14. Верно ли утверждение: «Для реальной экономики характерны ситуации,

когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государ-

ства».

а) да;

б) нет.

 

Рефераты и доклады  

1. Содержание и задачи современной антимонопольной политики.

2. Роль и место государственного сектора в экономике современной России.

 

Для заметок  

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Занятие 2: Общественные блага

1. Свойства общественных благ.

2. Спрос на общественные блага. Проблема «безбилетника».

3. Государство как поставщик общественных благ.

 

Ключевые понятия: общественное благо, несоперничество, неисключае-

мость, чистое общественное благо, смешанное общественное благо, кол-

лективное благо, локальное общественное благо, переполнение, теория клу-

бов, спрос на общественные блага, цены Линдаля, проблемы «безбилетника»,

коллективное действие, избирательный стимул.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.