Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметы ведения, компетенция властей и система общественных благ в РФ






3.1.1. Предметы ведения властей в РФ: понятие, виды, состав

1. Общественные потребности удовлетворяются через производство, распределение об-мен и потребление общественных благ («предоставление» общественных благ). Предос-тавление общественных благ – назначение государства (публичной власти вообще).

Публичная власть в государстве делится по административно-территориальным единицам (субъектам властеотношений). В Конституции РФ этот термин не используется, но дается пере-числение типов административно-территориальных единиц: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, муниципальные образования.

За каждым субъектом властеотношений закрепляются различные «наборы» общественных благ, которые они обязаны предоставить населению.

 

Отсюда и вытекает несколько определений понятия «предмет ведения» власти.

 

1.1. Предмет ведения власти(экономический подход) общественная потребность, закреплен-ная законом за данным субъектом (уровнем) власти, за удовлетворение которой он несёт ответст-венность.

 

1.2. Предмет ведения власти(юридический подход) -сфера общественных отношений(общест-

 

венных дел), регулирование которой отнесено законодательством к компетенции данного уровня власти.

 

2. Содержание (состав) предмета ведения также определяется с двух позиций.

 

2.1. Экономисты определяют состав предметов ведения как набор общественных благ (товаров, работ, услуг, обязательств), которые обязан предоставить орган публичной власти для удовлетво-рения общественной потребности.

 

Юристы определяют состав предмета ведения как конкретные вопросы (общественные дела), в пределах которых субъект властеотношений реализует свою власть, чтобы обеспечить удовле-творение общественной потребности.

 

Например, предметом ведения являются«образование», «здравоохранение», «культура и искусство»и пр.

 

2.2. Некоторые сферы общественной деятельности (социальная сфера, например) являются «сложными» по составу общественных дел. Поэтому допускается разбиение этих сфер на части, каждая из которых закрепляется за разными уровнями власти.

 

Поэтому предмет ведения может «состоять» из одного, либо нескольких взаимосвязанных видов деятельности – «общественных дел» или «частей» (общественных благ – у экономистов).

Например, предмет ведения«образование»распадается на части: «дошкольное образование», «среднееобразование» (включает начальное, неполное среднее, полное среднее), профессиональное образование (включает начальное, среднее, высшее и дополнительное).

 

2.3. Предметы ведения также могут быть «исключительными» (закрепляться только за данным субъектом властеотношений: только за федерацией, только за субъектом РФ, только за муници-палитетом) или «совместными» (выполняться совместно с другими субъектами властеотношений). Разграничение предметов ведения по субъектам властеотношений – политическая задача, ре-шение которой зависит от особенностей страны (её размеров и уровня экономического развития, профессионализма управленцев, сложившейся политической системы и традиций, уровня разви-тия информационных технологий и т.п.).

 

3. Виды предметов ведения в РФ (И.Конюхова, 2005): сферы общественных отношений, госу-дарственные функции, отрасли законодательства, а также некоторые полномочия.

 

Полномочие (функция) как один из видов предметов ведения отличается от полномочия (функ-ции) как составной части компетенции органа власти юридическими последствиями.

 

Например, в соответствии с п. " а" ст. 71Конституции РФ к«ведению РФ»относится принятие и изменениеКонституции РФ и федеральных законов. При закреплении за РФ этого права акцент делается не на то, что это право принадлежит конкретно обозначенным федеральным органам, а на то, что это искючительная прерогатива федерального уровня власти.



 

Виды

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.