Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.3 Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности






 

Структурно-функциональная модель механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности включает в себя:

· цель,

· задачи,

· субъекты,

· объекты,

· методы и инструменты регулирования,

· оценка эффективности функционирования объекта.

Субъекты регулирования, оценив объект воздействия, формируют цель и задачи, выбирают методы, инструменты преобразования и реализуют их в объекте, получая новое состояние, организацию, модификацию или трансформацию исходного отношения, соотносимые с поставленной субъектами целью.

Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ - это координирующая, корректирующая, контролирующая и направляющая развитие предпринимательской деятельности система целенаправленного воздействия государства на процесс, охватывающий все стадии осуществления предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели государственного регулирования предпринимательской деятельности необходимо решить следующие дифференциальные задачи:

· выработка государственной стратегии развития предпринимательства и ее ресурсного обеспечения;

· обоснование ключевых направлений развития предпринимательства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;

· правовое обеспечение государственной поддержки предпринимательской деятельности;

· создание и поддержка инфраструктуры предпринимательской деятельности на различных уровнях;

· дифференцированная финансовая поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства;

· осуществление контроля и анализа предпринимательской деятельности.

Следующим существенным элементом механизма являются субъекты государственного регулирования предпринимательства в РФ:

· законодательные, судебные и исполнительные органы власти разного уровня, а также органы местного самоуправления;

· различные общественные организации, политические партии и движения, участвующие в разработке и принятии законодательных и других нормативно-правовых актов, а также управленческих решений, направленных на регулирование предпринимательства в Российской Федерации;

· различные профессиональные, территориальные и иные общности, другие участники предпринимательской деятельности, осуществляемой в РФ.

Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ определяется их сложной структурой и включает в себя в качестве объектов следующие:

· предпринимательскую деятельность;

· формы организации предпринимательской деятельности;

· субъекты предпринимательской деятельности;

· субъекты, обслуживающие предпринимательской деятельности деятельность в РФ;

· предпринимательский климат и потенциал территории.

Механизмы и инструменты регулирования предпринимательских структур можно сгруппировать по следующим классификационным признакам:

· характеру регулирования (прямое и косвенное воздействие);

· инструментам воздействия (через предприятия госсектора, специально созданные органы и структуры, непосредственное вмешательство государства);

· масштабам осуществления (отраслевые, региональные, макроэкономические, микроэкономические);

· содержанию используемых методов (организационные, экономические, управленческие, социально-психологические);

· характеру регулирования (прямого и косвенного воздействия);

· срокам осуществления (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и др.

С целью обеспечения условий для развития предпринимательских структур в хозяйственной практике используются прямые и косвенные методы.

Использование прямых методов регулирования осуществляется преимущественно в форме:

· субсидий;

· дотаций;

· компенсаций;

· выплат из фондов поддержки предпринимательства;

· государственных заказов;

· лицензирования;

· сертификации;

· установления квот и пошлин;

· финансирования целевых программ и др.

Косвенные механизмы регулирования (либерализация налогового и амортизационного законодательства; обеспечение государственными заказами и т.д.), в отличие от прямых методов, ориентированы на формирование благоприятной среды, основная цель которой — создание стимулов для устойчивого развития субъектов малых форм хозяйственной деятельности.

Необходимо отметить, что соотношение прямых и косвенных методов регулирования зависит от экономической ситуации в стране, избранной в связи с этим стратегии в сфере развития субъектов малого предпринимательства.

По содержанию можно выделить следующие основные методы регулирования предпринимательства [15]:

· экономические,

· управленческие,

· организационные,

· и социально-психологические.

Экономические методы регулирования заключаются в создании благоприятных экономических условий для приоритетных направлений развития предпринимательства (снижение налогов, возможности получения льготных кредитов).

Управленческие методы предполагают создание организационных структур для координации и регулирования процессов функционирования и развития предпринимательской деятельности и выработку ими управленческих решений, способствующих интенсивному развитию предпринимательства.

Организационные методы регулирования сводятся к регламентации всех процедур, связанных с созданием, функционированием и развитием предпринимательских структур.

Социально-психологические методы регулирования заключаются в выработке и реализации мероприятий, направленных на стимулирование мотивации предпринимательской деятельности и создание благоприятного психологического климата для предпринимательства.

По объектам воздействия методы регулирования развития предпринимательства можно классифицировать:

· на ресурсную базу предпринимательства с целью ее расширения;

· на формирование и активизацию потенциального рынка товаров (услуг), произведенных предпринимателями;

· на условия предпринимательской деятельности с целью нейтрализации влияния факторов, не благоприятных для развития предпринимательства;

· на инфраструктуру предпринимательства с целью обеспечения ее комплексности и эффективности.

Выделяют также методы, связанные с воздействием на определенные элементы системы предпринимательства (по широте охвата). Методы регулирования предпринимательства различают и по целевой направленности, связанной с достижением конкретных целей (экономических, социальных и прочих) или решением конкретных задач. Кроме того, методы регулирования классифицируют по скорости их воздействия на объект предпринимательства (по быстроте получения результата), эффект от которого проявляется либо сразу, либо постепенно, либо в будущем.

Экономическими инструментами государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ являются:

· налоги;

· амортизация;

· государственные кредиты;

· государственные субсидии.

Административными инструментами государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ являются следующие:

· стандартизация, сертификация;

· лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

· ценообразование;

· порядок регистрации;

· процедура банкротства, ликвидации;

· штрафы, другие санкции.

Таким образом, можно выделить общие (норма права, правоотношение, применение юридических конструкций - договор, юридическое лицо, ответственность и др.) и специальные средства (инструменты) регулирования.

К специальным средства (инструментам) регулирования относятся требования, которые устанавливают количественные измерители (ограничители) деятельности предпринимателя:

- нормы, нормативы (например, минимальный размер уставного капитала хозяйственного общества, нормативы достаточности собственных средств у лицензиата - профессионального участника рынка ценных бумаг, нормативы предельно допустимых вредных веществ в воде, в сельскохозяйственной продукции, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации магнитных полей и иных вредных воздействий на здоровье людей в производственных условиях и др.);

- лимиты (например, лимиты выбросов загрязняющих веществ в природную среду);

- размеры ставок: налогов, пошлин, размер учетной ставки Центрального банка РФ;

- коэффициенты - повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при государственном регулировании цен (тарифов);

- квоты - количественные ограничители, например на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- резервы (например, минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый ЦБ РФ, минимальный размер резервного фонда акционерного общества);

- предельно допустимые суммы - повышения цен; в расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и прочие количественные ограничители и требования.

С помощью матрицы, в которой по вертикали перечислены цели (целевая направленность) государственного регулирования, а по горизонтали - рычаги (инструменты) воздействия государства на предпринимательскую деятельности, можно представить модель государственного регулирования предпринимательства в РФ (табл. 1) [5].

Таблица 1.

Модель государственного регулирования предпринимательства

  Налоги Амортизация Государственные кредиты Государственные субсидии Стандартизация, сертификация Лицензирование отдельных видов деятельности Ценообразование Порядок регистрации Процедура банкротства Штрафы, другие санкции
Целевая направленность государственного регулирования Методы и инструменты государственного регулирования
Гарантирование права частной собственности                    
Предоставление юридического статуса хозяйствующим субъектам (организационно-правовые формы предпринимательства)                    
Правовая регламентация и защита договорных отношений между хозяйствующими субъектами                    
Осуществление государством контрольных и арбитражных функций                    
Подержание общественного порядка; обеспечение безопасности граждан                    
Охрана окружающей среды                    
Поддержка (защита) конкуренции                    
Регламентирование трудовых отношений; поддержка социального партнерства                    
Поддержка социально незащищенных групп населения                    
Защита прав потребителей                    
Регламентирование качества продукции                    
Государственная поддержка отдельных видов предпринимательской деятельности                    
Регламентирование внешнеэкономической деятельности                    
Валютное регламентирование                    

 

Для регулирования предпринимательства необходимо знать его состояние, потребности государства и регионов и их ресурсные возможности, на основании которых можно выбрать рекомендации по предпочтительному развитию предпринимательской деятельности. Эффективное регулирование предпринимательства заключается в создании благоприятных условий для его развития в соответствии с целями и задачами страны или региона при минимальных затратах на его осуществление. Процесс регулирования предпринимательства представляет собой цепь действий, направленных на предпринимательскую среду с целью ее количественного и качественного изменения. Регулирование предпринимательской деятельности должно осуществляться в следующей последовательности:

· анализ условий функционирования предпринимательства;

· выявление параметров среды, не соответствующих мировым стандартам и местным условиям, затрудняющих деятельность предпринимателей;

· анализ ресурсных возможностей развития предпринимательства;

· разработка мероприятий по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности;

· разработка программы развития предпринимательства (государства, региона, муниципального);

· расчет затрат на реализацию программы и ее ожидаемой эффективности;

· реализация разработанной программы и контроль за ее осуществлением.

При согласованной выработке органами власти различного уровня направлений развития предпринимательской деятельности любое из них должно пониматься как система базовых положений, разработанных соответствующим ведомством и определяющих государственную политику РФ в сфере предпринимательства, поддерживаемую населением страны. При этом в любом из направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности необходимо определить объект (область) воздействия; предмет в виде основных целей и принципов; результат в виде концепции политики в соответствующем направлении. Также должны быть обеспечены согласованность и взаимное проникновение основных положений различных направлений, для которых обязательным является их общее подчиненно-согласованное целеуказание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.