Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности этики древнего Китая






Особенности этики древнего Китая связаны с учением Конфуция (Кун Цзы (551 - 479гг. до н.э.) – величайшего китайского философа, которым были сформулированы основы социального порядка, который он хотел бы видеть в китайском обществе.

 

В Европе выделение этики в особую философскую дисциплину со специальным терминологическим обозначением (ethika) и собственным предметом осуществил уже Аристотель в IV в. до н.э.

Со времен, стоиков, этика стала считаться одной из трех основных частей философии наряду с логикой-методологией и физикой ( вместе с метафизикой),

в послекантовскую эпоху была признана особой наукой о внеэмпирической области должного.
С эпохи античности существует философская тенденция к универсализации этики. Достаточно вспомнить " Этику" Спинозы с ее всеобъемлющим содержанием (от онтологии до психологии) и " геометрическим" методом.

В наши дни также на фоне популярных представлений об относительной узости сферы моральных конвенций высказываются универсалистские взгляды на этот предмет. Например, А. Швейцер писал:

" Я установил, что наша культура не имеет достаточно этического характера. Тогда возникает вопрос, почему этика оказывает столь слабое влияние на нашу культуру? Наконец, я пришел к объяснению этого факта тем, что этика не имеет никакой силы, так как она непроста и несовершенна.

Она занимается нашим отношением к людям, вместо того чтобы иметь, предметом наши отношения ко всему сущему.

Подобная совершенная этика много проще и много глубже обычной.

С ее помощью мы достигнем духовной связи со вселенной ".


Как явствует из приведенного рассуждения, проповедуемый в нем принцип отнюдь не доминировал в европейской философии. Но, думается, он играл существенную роль в религиозно-теологической мысли, для которой этизирующая онтологизация моральных ценностей и норм вполне закономерна.

В китайской философии, никогда не противопоставлявшей себя религии, но успешно ее ассимилировавшей, отсутствовала указанная спецификация этики, а также принципиальная дифференциация в последней теоретического и практического, сущего и должного, благодаря чему сфера морального всегда считалась предельно широкой и онтологически обусловленной.

Согласно Г. Роземонту, китайские мыслители разрабатывали отсутствовавшую на Западе " моральную теорию человеческих действий", которая была призвана интеллектуально санкционировать систему исконных ритуалов, обрядов и обычаев в качестве необходимого и достаточного регулятора жизни в обществе.

Более того, в китайской философии этика имела не только социальный и антропологический, но также гносеологический и онтологический смысл.

Основные виды знания различались по их моральной значимости, а фундаментальные параметры бытия трактовались в этических категориях, таких, как " добро" (шань), " благодать-добродетель" (дэ), " подлинность-искренность" (чэн), " гуманность" (жэнь) и пр.

Поэтому некоторые современные исследователи и интерпретаторы конфуцианства видят его специфическую заслугу в выработке уникальной теории - " моральной метафизики".
Так, имея в виду кантовскую постановку проблемы соотношения морали и религии, выдающийся китайский философ и историк китайской философии Моу Цзунсань (1909-1995) следующим образом определяет специфику конфуцианства:

 

" У конфуцианцев мораль (дао-дэ) не замкнута в ограниченной сфере, не составляет с религией две противоположные сферы, как на Западе.

Мораль у них обладает безграничным проникновением.

Моральные действия имеют границы, но та реальность, на которой они основаны и благодаря которой являются таковыми, безгранична".

Эта безграничность - уже сфера религии.

Моу Цзунсаню вторит другой известный ученый и мыслитель, Ду Вэймин: " Конфуцианская этика с необходимостью простирается в область религии".

 

В д ревнем Китае понятия «этика», «ритуал» и «этикет» не различались.

 

К первой половине I тысячелетия до н.э. в китайском обществе были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах – Чжоу ли, И-ли, Ли-цзы.

Эти тексты представляют собой сборник правил поведения, правил проведения обрядов, короче говоря, регламентируют всю человеческую жизнь до мелочей в соответствии с рангово-иерархической системой древнего Китая. Например:

Сын Неба (император) имеет право

· на семь алтарей (мяо) в своем храме предков,

· князья (чжухоу) на пять, сановники (дафу) – на три,

· обычные чиновники (ши) – только на один.

Мужчины должны ходить по правой стороне улицы, а женщины по левой и так далее.

Почему этикету придавалось такое значение?

Из-за того, что правила, записанные в Чжоу-ли воспринимались не как человеческие установления, но как отражение небесного порядка.

История донесла до нас разговор Конфуция (552/551–479 до н.э.) с его сыном о Правилах (Ли).

Конфуций наставляет сына, который еще не изучил Правила (Ли), в таких словах:

«Если ты не будешь учить Правила, у тебя не будет ничего, на чем утвердиться».

Текст Ли-цзы учили в школах как эталон правильного поведения.

Знание правил поведения и их неукоснительное исполнение в соответствии с традицией было особенно важно для образованных верхов, являясь залогом успешной карьеры.

Но некоторые положения были также необходимы и для простолюдинов, ибо, как отмечено в первой главе книги Чжоу ли, правила взаимоотношенийдолжны соблюдать все, именно этим человек отличается от животных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.