Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 16 Техническая и производственная характеристика вокзала






Технология работы вокзала определяется его социально-экономическим значением, типом и объемом работы. Эта технология объединяет все отдельные операции, обеспечивая четкость, организованность и наиболее высокий уровень обслуживания пассажиров, а также технологический процесс работы вокзала, который включает необходимые разделы.

Техническая характеристика представляет собой имеющиеся устройства и технические средства вокзала, его генеральный план со всеми помещениями, перронными путями и платформами, привокзальными площадями, постройками и сооружениями.

Экономическая часть отражает значение вокзала в жизнедеятельности того геополитического места, где он расположен, особенно если это столица государства или административно-хозяйственный и промышленный центр. Перевозка пассажиров по железным дорогам имеет преимущества перед другими видами транспорта в области безопасности, надежности, регулярности движения, пропускной и провозной способности и т.д. С учетом доступности, массовости и большого значения в будущем ясно, ч го железнодорожный вокзал имеет большое социально-экономическое значение и представляется базой для координации и взаимодействия всех видов транспорта. Для этого обеспечивается согласование расписания движения поездов, автобусов, самолетов и т.д. На вокзалах железных дорог размещаются круглосуточно работающие автостоянки, гостиницы, предприятия торговли, узлы связи, рестораны, банки, бизнес-центры, пункты медицинской помощи и др. Это позволяет обеспечить минимальные потери времени пассажиров и создает наибольшие удобства при поездках и пересадках.

Производственная характеристика отражает количество прибывающих и отправляющихся дальних, местных и пригородных поездов; число прибываемых и отправляемых пассажиров по видам сообщения (с выделением транзитных пассажиров, которым предстоит дальнейшее следование, а также пересадка с поезда на поезд); время отправления и прибытия пригородных пассажиров по дням недели и часам суток; объемы обработки багажа, почты и ручной клади; число оформленных проездных документов в билетных кассах; число проданных в пригородных кассах билетов (в том числе обратных, льготных, абонементных И т.п.); количество переработанного багажа и грузобагажа по прибытию, отправлению и транзиту; число мест ручной клади, принимаемой в камеры хранения, и прочие операции.

Основные помещения вокзала, схемы размещения помещений вокзала.

Чтобы пассажирам обеспечивались должный комфорт и быстрота обслуживания, вокзалы должны иметь достаточную площадь помещений и рациональное их расположение. Вестибюли, операционные залы, камеры хранения следует отделять от залов ожидания, ресторанов, комнат отдыха и др. Чаще всего и, как правило, удобнее всего размещать операционные помещения и залы ожидания на разных этажах вокзала. Это обеспечит независимое функционирование каждого из помещений, создает удобства и комфорт для пассажиров. Очень важно, чтобы комнаты отдыха, например, находились в зоне минимального шума от поездов и автотранспорта.
Устройства постоянного и максимального пользования (справочные бюро, билетные и багажные кассы, камеры хранения и автоматы по продаже пригородных билетов) целесообразнее размещать по пути следования отправляющихся пассажиров, обеспечивая тем самым минимальную затрату времени для них и не создавая возвратных и лишних перемещений. Помещения для хранения ручной клади и автоматические камеры хранения выгоднее располагать вблизи путей следования пассажиров прибытия с учетом, конечно, максимальных удобств для пассажиров отправления. При очень больших потоках пригородных пассажиров можно предусматривать самостоятельное помещение для их обслуживания или создавать отдельные кассовые залы и изолированные от дальнего движения пути следования и выходы на платформы, где, как правило, устанавливают автоматы для продажи билетов. Экономически выгоднее и технологически правильнее размещать автоматы на близких подходах к вокзалу по пути следования потока пригородных пассажиров.
Площади помещений вокзала определяются единовременной расчетной вместимостью, т.е. числом одновременно обслуживаемых пассажиров с учетом встречающих и провожающих. Единовременная расчетная вместимость подсчитывается отдельно для пассажиров дальнего и местного сообщений и пригородных.
Для большого вокзала целесообразно предусмотреть отдельные кассовые залы, имеющие входы с привокзальной площади и сообщающиеся с вестибюлем. Вестибюли, операционные и кассовые залы должны иметь достаточный фронт для размещения операционных помещений и спокойную, не используемую под проходы зону для пассажиров, совершающих операции, связанные с отъездом. Весьма важна хорошая связь вестибюлей с привокзальной площадью и платформами.

Залы ожидания на вокзалах бывают общими для всех категорий пассажиров и раздельными - отдельно для дальних, местных, транзитных и пригородных пассажиров. В обоих случаях нужна четко разработанная технология пропуска пассажиров по всем помещениям вокзала. Отсутствие ее вызывает длительные ожидания и большие встречные потоки. На вокзалах с платформами и привокзальной площадью в одном уровне залы ожидания целесообразно планировать на первом этаже, предусматривая лишь специальные пешеходные тоннели для связи с пассажирскими платформами. Для транзитных пассажиров в этом случае более целесообразно создавать отдельные залы на втором этаже здания. При размещении привокзальной площади ниже платформы залы ожидания могут располагаться на первом и втором этажах, обеспечивая лишь удобный и короткий путь следования пассажира на посадочные платформы. Если привокзальная площадь расположена выше платформ, то залы ожидания лучше располагать на втором этаже, связывая их с платформами пешеходными мостами или конкорсом. Для вокзалов вместимостью более 700 пассажиров нужен специальный зал для пассажиров с детьми.

По соседству с залами ожидания или вестибюлями в непосредственной близости от путей следования пассажиров на платформы удобно располагать рестораны, кафе и буфеты, предусматривая их помещения непроходными, с достаточной площадью и числом посадочных мест. Но нельзя допускать расположения этих помещений на главной технологической линии движения пассажиров.
Камеры хранения располагают вблизи пути следования пассажиров прибытия, но с учетом удобств для пассажиров отправления. Для больших вокзалов более рациональным является раздельное размещение камер хранения и багажных отделений. Хранение не менее 50% ручной клади должно быть обеспечено в автоматических камерах, расположенных в одном помещении или в смежных залах.
Багажные помещения и камеры хранения целесообразно располагать на первом этаже пассажирского здания, а кладовые - в цокольных спусках, связанных с основными помещениями подъемниками или пандусами. Багажные помещения должны иметь со стороны привокзальной площади подъезд для автотранспорта и для автокар со стороны платформ при обеспечении технологически независимых путей их движения, не пересекающихся с потоками пассажиров. Недалеко от мест хранения должны быть багажные кассы и автоматы для оплаты за хранение ручного багажа.

Билетные кассы на вокзалах располагают группами и специализируют по видам движения. Специализация касс предусматривает отделение пригородных касс от дальних и местных, а при значительном пассажиропотоке - также дальних касс от касс местного следования. Пригородные кассы можно специализировать по зонам и направлениям движения. Кассы дальнего и местного следования на ряде вокзалов обезличены, т.е. продают билеты на все поезда, хотя и здесь важно сохранить поточность следования пассажиров.
Справочные бюро, оборудованные радио, телефоном, другими средствами информации, располагают вблизи от входов в вестибюль или кассовый зал. В пассажирских залах размещают телефонные справочные устройства, информационные щиты, стенды, предоставляющие пассажирам четкую и исчерпывающую информацию по обслуживанию на вокзалах и в поездах.
Комнаты матери и ребенка (КМИР) устраивают на вокзалах вместимостью 500 и более пассажиров. В отличие от основных помещений вокзала комнаты матери и ребенка, а также длительного отдыха следует устраивать в стороне от основных потоков пассажиров, в тихих зонах второго или вышележащих этажей. Очень важно, чтобы комнаты матери и ребенка были ориентированы на южные стороны и имели отдельные выходы на привокзальную площадь и в здание вокзала.
Помещения: дежурного по вокзалу, почту, телеграф и т.п. размещают в вестибюлях - операционных залах или близко от них.
Помещения бытового обслуживания (парикмахерские, курительные, помещения для срочного ремонта одежды, обуви и д.р.) размещаются недалеко от залов и имеют с ними удобную связь. Медпункт имеет подъезды и входы со стороны платформ и города; его планировка, ширина коридоров (не менее 2 м) и расположение дверей обеспечивают проход с носилками. Помещения милиции удобно связывают с пассажирскими платформами и залами.
Бытовые помещения для работников вокзала размещают, как правило, в одной зоне с отдельными (от пассажирских помещений) входами.
Помещения для пригородных пассажиров, располагаемые в общем здании вокзала, устраиваются исходя из нормы 0, 6 м2 на одного расчетного пассажира пригородного сообщения. При выделении для пригородных пассажиров самостоятельных помещений, располагаемых в общем, пассажирском здании, их расчет производят по существующим нормам площадей. При очень больших пригородных вокзалах (расчетной вместимостью более 1200 пассажиров) размеры площадей необходимых помещений определяют специальными заданиями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.