Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 16




Методологический аппарат педагогического исследования

 

Компоненты Сущность Методические рекомендации Вид НИРС
1. Акту-альность Почему данную проблему необходимо изучать? · Обоснование актуальности направления (показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения); · Обоснование теоретической и практической актуальности темы исследования (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты). курс. работа, ВКР
2. Проблема Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Высвечивание недостатков в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить, недостатков в педагогическом процессе, влекущих за собой данные проблемы. Указание на противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения, границу между знанием и незнанием в науке и практике работы школы. курс. работа, ВКР
3. Тема Как это назвать? Проблема должна найти отражение в теме исследования, т.е. необходимо представление точной формулировки темы исследования в кавычках в соответствии с ее наименованием на титульном листе. курс. работа, ВКР
4. Объект Что рассматривается? Объектом обычно выступают: · учебно-воспитательный процесс, · управленческий процесс, · процесс развития личности в целом и отдельных ее сторон и пр. курс. работа, ВКР
5. Предмет Какой аспект объекта рассматривается? Предметом педагогического исследования могут выступать: · пути, способы, изучения и развития указанных в объекте процессов, · условия и факторы разрешения проблематики исследования, · особенности педагогического взаимодействия и деятельности. курс. работа, ВКР
6. Цель Какой результат планируется получить? Формулируется четко и конкретно исходя из проблемы, темы и предмета исследования. Обычно формулировка цели начинается с глаголов: изучить, обосновать, описать, выявить, создать, разработать и т.д. курс. работа, ВКР
7. Задачи Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Обычно формулируют 3-4 задачи: · теоретического характера: произвести изучение литературы по проблематике исследования, раскрыть сущность понятия, сравнить, сопоставить, проанализировать специфические особенности и пр. · практического характера: описать опыт эффективной педагогической деятельности, представить собственные наработки, разработать рекомендации. · опытно-экспериментального характера: исследовать, апробировать, провести экспериментальную работу и пр. курс. работа, ВКР
8.   Гипотеза   Как можно разрешить проблему исследования?   Гипотеза – это предположение о возможных способах или условиях достижения результата. В ходе исследования она может быть подтверждена или опровергнута. Различают следующие виды: · сложная: содержит утверждение, предположение, научное обоснование. Например: учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать следующее, потому что существуют данные педагогические закономерности: во-первых …, во-вторых …, в-третьих... · простая: содержит утверждение и предположение. Например: - это будет эффективным, если во-первых …, во-вторых …, в-третьих …; ВКР  
9. Методы Какими способами возможно достижение целей исследования? · эмпирические: наблюдение, самонаблюдение, сравнение, измерение, изучение педагогического опыта, продуктов деятельности школьников, эксперимент. · теоретические: метод теоретического анализа педагогических идей, изучение информационных источников, документации, исторический, библиографический методы, моделирование и т.д. · социально-педагогические: беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, рейтинг, независимые характеристики, социометрия и пр. · обработки и интерпретации результатов исследования: методы математической статистики, корреляционного, сравнительного анализа, графического представления статистического материала. курс. работа, ВКР
10. База Где происходит исследование? указание наименования учебного заведения, классов, учебных групп, в которых проводилось практическая, научно-исследовательская часть исследования курс. работа, ВКР

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.