Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категориально-понятийный аппарат педагогики






Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, конструирующих предмет данной науки. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. В понятийном аппарате каждой науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет понятие " педагогический процесс", который представляют как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания воспитания, с целью решения задач воспитания и с использованием необходимых средств. В отличие от любого другого взаимодействия педагогический процесс (или взаимодействие) представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их мировоззрении, поведении, деятельности и отношениях.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны с содержанием и средствами (педагогические - формы, методы, приемы и материально-технические) педагогического взаимодействия. Взаимосвязь педагогов и воспитанников, содержания и средств воспитания порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. В роли систематизирующего фактора этой системы выступает цель, с ориентацией на которую и создается педагогическая система. Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание, обучение, преподавание, учение, развитие.

С точки зрения православной педагогической мысли каждое из приведенных выше понятий требует своего осмысления и определения. Так, понятие " воспитание" трактуется весьма неоднозначно в секуляризованной и православной педагогической среде, а, потому, необходимо остановиться на его рассмотрении достаточно подробно (что будет сделано нами в разделе " Теория и методика воспитания"). В рамках указанной темы достаточно будет сказать, что воспитанием мы назовем целенаправленный, организованный, контролируемый процесс, способствующий спасению личности, то есть ее правильному становлению как для жизни на земле, так и к жизни в вечности. Особенностью процесса воспитания является то, что им занимаются не только профессионалы (педагоги образовательных учреждений), но и родители, представители Церкви. Определенное воспитательное влияние на личность оказывают трудовые и ученические коллективы, органы правопорядка, средства массовой информации и т. п.

Воспитательная работа направлена на организацию педагогического процесса и педагогической среды. Одним из видов воспитательной работы, связанным с педагогической поддержкой детей в их стремлении к познанию является процесс обучения. В отличие от процесса воспитания, обучением, как правило, занимаются исключительно специально подготовленные к этому люди - учителя. С точки зрения светской педагогической мысли обучение - это специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями [24, с. 15]. Таким образом, основой обучения здесь являются знания, умения и навыки, что необходимо прежде всего для профессионализации человека. Священник Евгений Шестун отмечает по этому поводу, что обучение в таком смысле тождественно приспособлению. " В процессе такого приспособления не происходит изменение духовного опыта, а именно оно служит показателем: протекает процесс обучения или нет. Православный смысл такого изменения определяется словом " покаяние" [31, с. 35]. Поэтому с точки зрения православной педагогической мысли главным результатом обучения должно стать изменение, совершенствование духовного опыта человека. Тогда деятельность учения можно трактовать как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя, деятельность преподавания - как помощь кающемуся, стремящемуся к святости человеку, а обучение - как специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс поддержки детей в их стремлении к познанию, результатом которого является совершенствование и изменение духовного опыта человека.

Развитие личности является сложнейшим процессом, поэтому современная наука обычно дифференцирует составные компоненты развития, выделяя в нем духовное, физическое, психическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное и другие стороны. Православная педагогическая мысль склонна понимать процесс развития как поиск и обретение ребенком форм духовного бытия во взаимосвязи с другими его компонентами (физическим, психическим, социальным, интеллектуальным, эмоциональным и др.) в традиции и Предании Церкви.

Результат воспитания, обучения и развития личности в педагогике называют образованием. С точки зрения секуляризованной педагогической мысли, в буквальном смысле слово " образование" означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека, владеющего системой (не объемом или набором) сведений. Главным критерием образованности здесь считается системность знаний и системность мышления. Православная педагогическая мысль не отвергает важность систематизации знаний и системности мышления для образованного человека. Однако на первое место она ставит духовную природу человека. С православной точки зрения только того можно назвать образованным человеком, кто способен преодолевать свою чувственную природу, находиться в разумных отношениях с Богом и другими людьми, с самим собой, кто умеет правильно распорядиться своей свободой, кто способен отвечать за свои поступки и творения. Только такой человек способен, в конечном итоге, обрести Образ Божий, то есть быть истинно образованным. Таким образом, православная педагогическая мысль рассматривает образование как " восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте" [31, с. 31].

ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»

Успех развития любой науки во многом зависит от разработки методов исследования. Из истории развития педагогики видно, что изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой. К таким педагогам прежде всего относятся Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. В XIX в. стало проводиться много экспериментов и исследований, способствовавших развитию теории обучения и воспитания. В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, называемое методологией.

Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.

Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.

Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:

1) воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.

Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;

2) решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.

Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:

1) система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;

2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.

Методология (знание о способе) - это область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности; это сами принципы, методы и средства организации теоретической и практической деятельности. Общенаучная методология представляет философские исходные положения научного познания и деятельности. Для отечественных педагогов такой методологией до сих пор является материалистическая философия, хотя в настоящих условиях возможна смена методологических позиций. Главные методологические принципы материализма таковы: принцип детерминизма, то есть учение о причинной обусловленности явлений и о закономерности связей между ними, принцип объективности материи, принцип диалектики - учения о развитии природы, общества и человека, учение о познаваемости мира и др. Частнонаучной методологией является гносеологический инструмент в конкретной науке, то есть общее понимание предмета и методов его исследования. Так, в материалистической педагогике исходными положениями являются детерминизм педагогических явлений, учение о биосоциальной природе личности, системный подход к познанию и деятельности, деятельностный подход в теории воспитания. Словом «подход» обозначают обоснованное научное положение, принцип или целую теорию, служащую основой других теорий. Далее описываются эти основные три методологические учения в педагогике: системный, личностный и деятельностный подходы.

Системный подход означает рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем. Это учение о сложноорганизованных объектах, системах, представляющих структуру элементов, частей и выполняющих определенные функции. Педагогическая система, включающая цели и содержание образования, дидактические процессы и их формы, ученика и учителя, и есть такой объект. Согласно системному подходу, научный анализ и практическую деятельность надо осуществлять, опираясь на принцип системности: анализировать, конструировать и совершенствовать педагогические процессы, учитывая связи между всеми элементами системы, а также ее внешние связи с обществом, его институтами. Изменение одного элемента ведет к изменению других, что особенно важно учитывать при инновациях, реформировании образования.

Личностный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе учащийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности. Согласно личностному подходу, воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого. ЛП реализуется в ряде особенностей педагогического процесса, в том числе в принципе индивидуального подхода, который требует знания особенностей учащихся и выбора адекватных целей, содержания и методов работы. На основе личностного подхода создаются различные модели личностно-ориентированного образования. ЛП означает также и учет особенностей учителя в педагогическом процессе, его направленности, потребностно-мотивационной сферы, индивидуального стиля деятельности, означает профессиональный рост и самореализацию учителя в процессе работы.

Деятельностный подход в педагогике означает взгляд на педагогические процессы с позиций теории деятельности. Деятельность как философская категория есть форма бытия людей, целенаправленное преобразование природного и социального мира. ДП обязывает рассматривать обучение и воспитание как сложную деятельность со структурой: цель - средства - действия - результаты. С этих позиций анализируется деятельность учителя и учеников, выделяются виды деятельности, разрабатывается понятие «развивающая деятельность». На этом основан главный педагогический закон: воспитывать значит организовать деятельность детей, стимулировать их активность. Согласно ДП и учение рассматривается как продуктивная деятельность учеников.

Итак, три категории: система, личность, деятельность - составляют методологическую основу педагогической науки и практики. Иные методологические представления лежат в основе религиозной педагогики, педагогики позитивизма, бихевиоризма, экзистенциализма и других педагогических учений. Но всегда методология педагогики - это система знаний об исходных положениях педагогических теорий, о методах педагогического исследования. Она указывает, как надо осуществлять научную и практическую деятельность.

Антропологический подход - есть часть общей антропологии (научное направление). Возникновение и развитие педагогической антропологии существует (как специфическая область человекознания), но она еще не оформилась дисциплинарно (предмет, статус, методология и теория и т. д. надо исследовать). Становление педагогической антропологии у нас происходит на солидном фундаменте отечественной культуры, антропологических традиций и мировой культуры. Ее задача: изучение закономерности развития целостного человека в целостном образовательном процессе.

Педагогическая антропология - система знаний о человеке как субъекте и объекте образования, позволяющая осуществлять поиск новых типов образовательных стратегий и технологий. Развитие антропологии - условие изменения образовательной политики, развитие новых отраслей педагогики знания (философия образования, социальная педагогика, экономика образования, педагогическая диагностика и др. отрасли).

Педагогическая антропология интенсифицирует исследования по: выявление возрастной динамики воспитательных и образовательных задач, поиск личностно-развитых стратегий и тактик педагогического общения, изучение возможностей создания личностно-развивающего образовательного пространства, нахождение условия для становления новых типов учебных заведений, прогнозирование тенденций развития образовательной политики, совершенствование систем управления образовательных учреждений и т. п. Она берет задачу разработать требования к содержанию, форме, концептуальному аппарату учебников и учебных пособий для различных типов образовательных учреждений и создает условия для внедрения инновационных образовательных идей в образовательную практику.

Антропология формулирует основные принципы, которые приобретают статус методологии для всего цикла педагогических дисциплин:

1) соответствие содержания методов и форм образования их целостному и системному знанию о человеке,

2) построение образовательного процесса на основе диахронической и синхронической системности личности,

3) соответствие развиваемых типов образовательной практики этническим и ментальным характеристикам субъектов образования,

4) соответствие внедряемых педагогических технологий традиционным и инновационным тенденциям и достижениям

Синергетический подход - это феномен самоорганизации, это нелинейность развития истории, это бифуркационные изменения, нередко порождающие катастрофы и т.п. Словарь " Современная западная философия" дает такую дефиницию понятию " синергетика": " Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х годов ХХ века и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопических упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек (так называемых точек бифуркации), в окрестностях которых поведение системы становится неустойчивым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных изменений, или флуктуаций, может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основаниях классической науки, но и той, которую принято называть квантово-релятивистской картиной неклассического естествознания первой половины ХХ века.

Синергетический подход к образованию способствует стиранию граней между естественным и гуманитарным знанием, т.е. способствует интеграции школьных дисциплин. Происходит переход от традиционных (знание - умение- навык) к продуктивной деятельности ученика и учителя, меняется категория оценок: " красиво - некрасиво", " интересно - неинтересно", " оригинально - неоригинально" и т.п. " Это приводит к принципиальному изменению роли учителя и его ответственности в жизни ученика. Главным становится не столько функция учителя как преподавателя и даже не как воспитателя, сколько его способность раскрыть возможности ребенка, его будущее".

Наш опыт применения синергетического подхода в процессе осуществления интегральной образовательной технологии гуманитарных предметов позволяет полностью согласиться с принципами и выводами Э.Б. Финкельштейна.

Диалогический подход основе его (диалогического обучения), в отличие от традиционного авторитарного подхода, лежит " эмфатическое понимание" учителем своего ученика. Методы общения, работы также предложены нетрадиционные: это - диалог, а на ранних ступенях обучения (дошкольный и младший школьный возраст) - игра.

Новым требованиям в полной мере отвечает также культурологическая модель образования, которая перестает основываться на гносеологической процедуре познания. Согласно культурологической модели, образование должно предложить человеку не только путь ориентации в культуре, но и бытия в ней...

Она основана на новом мышлении человека рубежа ХХ-ХХI веков, логика которого характеризуется переходом от логики " познающего разума" к логике " разума культур".

Опыт педагогического диалога в западной исследовательской практике способствовал в 70-е годы актуализации проблем общения в отечественной науке. " Современная концепция педагогического диалога развивается на уровне интеграции философского и психолого-педагогического знания: раскрывает сущность, содержание, динамизм, особенности развития диалога как самоценного и едва ли не уникального средства развития и расширения социо-культурного пространства человеческих отношений", В контексте поиска автора раскрывается диалог как форма методологической интенции автора, способ образования гуманистически ориентированной личности и условие проектирования полисубъектного образовательного пространства.

Последовательность диалога начинается в ходе самого диалога, когда участники общения сопоставляют свои действия не столько с действиями других участников, сколько с постоянно так или иначе существующим результатом и общей тенденцией, проявляющейся как итог совместных усилий не только в финале, но и в каждый момент диалога. При этом в едином созидательном процессе субъекты не лишаются развития их индивидуального своеобразия при учете, что движение самого диалога приобретает в известной степени самостоятельный характер, имеющий ведущее значение каждого вовлеченного в него субъекта. Поэтому столкновение различных индивидуальных самосознаний означает, что " одностороннее действование было бы тщетно, ибо то, что должно произойти может быть осуществлено только обоими" /Фейербах/. Именно это является " Зеркалом", которое позволяет увидеть себя каждому из вступающих в диалог субъектов.

Своеобразным последовательно - завершающим результатом диалога является само " поощрение монологом" каждого из участвующих, когда каждый участник должен практически ответить на все вопросы самому себе как " единственной единичности", без чего невозможно дальнейшее индивидуальное созидание.

Методология – от метод («способ, путь к цели») и логия («научное учение») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Наличие методологии – признак научной организации любой деятельности, поскольку благодаря методологии деятельность становится предметом осознания, обучения и рационализации. Существует методология различной деятельности. Например, А.М.Новиков и Д.А.Новиков выделяют методологию научного исследования, практической деятельности, учебной деятельности, а также деятельности художественной и игровой.

В педагогике наряду с понятием методология существует и понятие методика. Внешнее сходство и общность смыслового значения основы деятельности нередко приводит к некоторой путанице, смешению этих понятий. Так, в ряде словарей в качестве одного из лексических значений слова методология указывается, что это «то же, что и методика».

Применительно к педагогике это недопустимо, ведь в структуре педагогической науки существует множество частных методик обучения и воспитания, и поэтому термины методика и методология разграничиваются достаточно чётко. Методика обычно понимается как совокупность методов, приёмов практического выполнения чего-либо или конкретизация отдельного метода, в то время как методология является научной основой деятельности.

В структуре методологического знания можно выделить две составляющих части: дескриптивную (описательную) и прескриптивную (нормативную). Дескриптивная методология описывает научные подходы, концепции, принципы, способы и средства деятельности. Прескриптивная методология характеризует содержание деятельности, последовательность основных этапов и отдельных действий, содержит предписания и нормы деятельности.

Изучая методологию в курсе теоретической педагогики, следует помнить о том, что смысл понятия педагогическая методология включает в себя два аспекта: методологию педагогической науки (научно-педагогического исследования) и методологию педагогической деятельности (практической деятельности педагога: учителя, преподавателя, воспитателя).

Методология педагогической науки – это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.

Наличие собственной методологии является условием развития любой науки, поскольку «двигателем» этого развития как раз и являются научные исследования, обогащающие науку новыми знаниями и расширяющие сферу её применения (см. рисунок).

Некоторые положения методологического знания являются общими для ряда наук, другие отражают специфику конкретной науки. В методологическом знании выделяются следующие уровни (Э.Г. Юдин): философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Методологию педагогической деятельности можно определить как совокупность принципов построения педагогической деятельности, оптимизации способов и средств её осуществления.

Методологии педагогической науки и педагогической деятельности неразрывно связаны друг с другом общностью охватываемых ими предметов и явлений. Взаимосвязь методологии педагогической науки и педагогической деятельности схематично показана на рисунке.

Так, если педагогическая наука в целом сориентирована на познание педагогического процесса, то педагогическая деятельность – на его практическую реализацию. Они опираются на некоторые общие подходы (личностный, деятельностный и др.), в педагогической деятельности используются разработанные наукой методы познания (наблюдение, анкетирование, диагностическая беседа и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.