Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вместо заключения






Экспедиция близилась к концу, когда сведения о неизвестном святилище заставили нас вновь сняться с якоря. Снова экспедиционный катер отправился вверх по течению Ляпина. На самых малых оборотах дизеля — вода в реке стремительно падала — пройден последний перекат. Но вот уже катер скрежещет по каменистому дну. Пересаживаемся в «Прогресс», а в устье Хулги — одного из истоков Ляпина — приходится расстаться и с моторкой. Дальше можно пройти только на «горнячке», узкой и легкой деревянной лодке. Все ближе придвигается Урал, все стремительнее течение. Лодка лавирует между голубыми валунами и, наконец, пристает к берегу.

Увы, после длительных поисков приходится с горечью констатировать: еще одно святилище кануло в океане тайги, так и не увиденное этнографами. То ли проводник ошибся местом, то лп время завершило свой разрушительный труд. На заросших полянах лишь покрытые моховым ковром трухлявые стволы. Новая встреча с менквамп не состоялась.

Закономерный и печальный итог любой экспедиции: узнав, увидев что-то новое, мы тем самым расширяем и границы непознанного. В том, богатом на находки, году перед нами предстали следы далекой и не ясной пока эпохп таежного средневековья. Если когда-нибудь будут раскопаны сотни поселений и городищ, если мы лучше поймем диалектику взаимоотношений природы и человека в меняющемся таежном мире, средние века Западной Сибири обретут более ясные очертания. Немало уже сделано. И все же нельзя не видеть, что круг этнографических источников Сужается, как таежное озеро, зарастающее осокой. Многое приходится домысливать, реконструировать. Одной из попыток реконструкции является настоящая книга.

Называя таежпоо средневековье «цивилизацией на болотах», авторы не стремились «подтянуть» его до уровня классического средневековья Европы. Прямой перенос многпх понятий, выработанных па материалах европейской истории, не всегда оказывается продуктивным. Особенно, если речь идет о культурах, сформировавшихся в специфических природных и географических условиях. Свою задачу мы видели в другом:

рассказать о жизни общества в ту эпоху, когда резонанс природных и социальные факторов привел к качественным изменениям различных сфер его культуры. Жестко закрепленные в своей «экологической нише», теснимые соседями, народы западно-сибирской тайги не завершили переход к истинной государственности и классообразованию. Тем не менее процессы, составлявшие сущность таежного средневековья, нельзя считать «пародией» или неудачным вариантом средних веков Сибири. Видимо, и содержание этой эпохи не стоит сводить только к упадку, разорению, безвременью. Низкий уровень социально-экономического развития народов тайги в XIX — начале XX века нельзя безоговорочно проецировать на всю предыдущую эпоху. Процесс развития общества и культуры в Западной Сибири шел с глубокой древности волнообразно. На последнем «гребне волны» в дорусской Сибири и появляются городки, княжества, воинские дружины, пышные святилища.

В одниу случаях эпоха запечатлевается в каменных соборах и столбцах хроник, в иных — в недолговечных деревянных постройках и памяти людей. И все же в истории народов должно быть как можно меньше провалов и «белых пятен». Каждый небольшой шаг в эюм направлении приближает нас к цели. Это п побудило авторов мысленно обратиться к тому времени, когда в древнем городке, что стоял в устье Кемпажа, еще не был погашен последний очаг.

Список литературы

Бахрушин С. В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI— XVII веках // Бахрушин С. В. Научные труды.—М.; Л., 1955.— Т. 3, ч. II.

Гемуев И. Н. Семья у селькупов.— Новосибирск, 1984. Гему ев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Культовые места. — Новосибирск, 1986.

Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов.—Спб., 1776—1777.—Ч. 1—3.

Гондатти Я. Л. Следы языческих верований у инородцев Северо-Западной Сибири.— М., 1888.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.— М., 1981.

Дивидендов С, Н. Эволюционные проблемы невропатологии.—Л., 1947.

Даркевич В. П. Художественный металл Востока.— М., 1976. Долгих Б. О. Типы отцовско-родовой организации у народов Севера // Общественный строй народов севера Сибири.— М., 1970.

Дулъзон А. П. Остяцкие могильники XVI—XVII веков у села Молчанова на Оби // Учен. зап. Томок, гос. пед. ин-та.— Томск, 1955.—Т. 13.

Косарев М. Ф. Западная Сибирь в древности.— М., 1983. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов.— Томск, 1984.

Лещенко В, Ю. Использование восточного серебра на Урале II Даркевич В. П. Художественный металл Востока.— М., 1976.

Маршак Б. И. Согдийское серебро.— М., 1971. Миллер Г. Ф. История Сибири.—М.; Л., 1937.—Т. I. Миллер Г. Ф. История Сибири.—М.; Л., 1941.—Т. 11. Мошинская В. И, Материальная культура и хозяйства Усть-Полуя II Материалы и исследования по археологии СССР.— М., 1953.— Вып. 35.

Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком: 1715 г.— Новосибирск, 1941.

Орбели Я. А., Тревер К. В. Сасапидский металл.—Л., 1935. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатыри по былинам и сказаням // Живая старина.— 1981.— X0. 3—4. Пелих Г. И. Происхождение селькупов.— Томск, 1972. Пелих Г. И, Селькупы XVII века: Очерки социально-экономической истории.— Новосибирск, 1981.

Петр у хин В. Я., Хелимский Е. А. Финно-угорская мифология II Мифы народов мира, —М., 1982.—Т. 2,

Соколова 3. 77. Социальная организация хаптов п мапси в XVIII—XIX вв. Проблемы фратрии и рода.—М., 1983.

Соловьев А. П. Военное дело коронного населения Западной Сибири. Эпоха средневековья.— Новосибирск, 1987.

Спицын А. Гляденовское костище.—Спб., 1901.

Троицкая Т. Н. Кулайская культура в Новосибирском При-обье.— Новосибирск, 1979.

Трубецкой С. Н. К вопросу о Золотой бабе // Этнографическое обозрение.

Флоринский 7?. Л7. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни (опыт славянской археологии).—4.11. вып. I II Изв. императорск. Томск, ун-та.—Томск, 1896.—Кн. IX.

Чернецов В. 77. Вогульские сказки.— Л., 1935.

Чернецов В. 77. К вопросу о проникновении восточного серебра в Приобье II Тр./Пн-т этнографии.—М.; Л., 1947.—Т. 1.

Чернецов В. П. Бронза усть-полуйского времени // Материалы и исследования по археологии СССР.— М., 1953.— Вып. 35.

Чернецов В. 77. Нижнее Приобье в I тысячелетии пашей эры II Материалы и исследования по археологии СССР.— М., 1957.— Вып. 58.

Чиндина Л. А. Могильник Рёлка на средней Оби.—Томск. 1977.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности ц государства // Марек К.д Энгельс Ф. Соч, — 2-е изд.— Т, 21,

Оглавление

Вверх по реке духов. Таежный мир День за днем Цивилизация на болотах Люди и боги Вместо заключения Список литературы

Научно популярное издание

Гемуев Измаил Нуховпч Сагалаев Андрей Маркович Соловьев Александр Иванович






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.