Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гомеровский вопрос.






 

1. Хотя в античности и преобладало восторженное отношение к Гомеру, оно, тем не менее, ничуть не мешало вдумчивому анализу его текстов. Некоторым античным мыслителям оно не мешало также и высказывать свое критическое отношение к Гомеру в религиозном и эстетическом плане.

 

· Аристотель первым стал толковать Гомера с позиций неотъемлемых для искусства законов жанра и композиции. Хотя сам Аристотель в научном смысле далеко не везде и не всегда разбирается в Гомере, не лишен некоторой путаницы в своих гомеровских анализах и отличается полной случайностью своих суждений по Гомеру, тем не менее отношение Аристотеля к Гомеру в смысле литературной критики поражает своей любовностью, преклонением и постоянными похвалами. Можно подумать, что гомеровские боги, герои и демоны – это родная семья для Аристотеля. Тут все для него ласково и приветливо, хотя бы даже обладало буйным и страшным характером. Можно сказать, что Аристотель только любуется на Гомера и приводит его в самых разных местах, где мы этого вовсе не ожидали. Самые трудные места в своих самых отвлеченных трактатах Аристотель всегда умудряется пояснить, иллюстрировать и даже доказывать ссылками на Гомера. Даже свои чисто логические или риторические трактаты Аристотель то и дело поясняет цитатами из Гомера. Вероятно, Аристотель относился к тем классическим грекам, которые знали всего Гомера наизусть и по любому поводу могли привести из него или какой-нибудь интересный стих или какое-нибудь отдельное слово, а то, может быть, и целое рассуждение, целое изображение.

· Основоположник школы александрийских филологов Зенодот, разделивший «Илиаду» и «Одиссею» на 24 песни по числу букв греческого алфавита, в своем стремлении восстановиться «подлинного» Гомера доходил до чересчур критического отношения к его текстам, удаляя из них все, по его мнению, «неподобающее».

· Более осторожным в своих подходах к Гомеру был выдающийся ученый Аристарх Самофракийский, который восстановил многие отрывки гомеровских поэм, выброшенные Зенодотом и его учениками. Опираясь на взгляды Аристотеля, Аристарх истолковывал поэмы Гомера именно как великие произведения искусства и отстаивал авторство Гомера по отношению к ним.

· Поэт и философ Ксенофан Колофонский резко порицал очеловеченное изображение богов в творчестве Гомера.

· Платон, восхищаясь поэтическим мастерством Гомера, в то же время готов был изгнать его из государства, так как его поэму казались ему безнравственными.

· Критик Зоил, который, согласно сведениям древних, за поношение Гомера был предан позорной казни, высмеивал «Илиаду» и «Одиссею» с позиций рационализма за «нелепые» мифологические «вымыслы».

 

2. Теория «малых песен»( Карл Лахманн), как одно из объяснений гомеровского вопроса, возникла в новое время. Эта теория раздробляла эпос Гомера на отдельные мало связанные между собой песни, соединенные только впоследствии уже рукой какого-либо писателя или редактора. Роль этого писателя или редактора тоже понималась бесконечно разнообразно, начиная от механической склейки отдельных песен и кончая подведением отдельных песен под какую-нибудь собственную творческую концепцию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.