Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛА22. Вода и водные устройства в ландшафтной архитектуре.






Вода является одним из важнейших компонентов природного ландшафта и занимает значительное место в формировании парковой среды. Водные устройства влияют на микроклимат территории, снижая температуру воздуха и повышая его влажность, что особенно ценится в южных широтах, их используют для отдыха и спорта. И, наконец, важна эстетическая ценность воды. Ее физические свойства — текучесть, способность образовывать абсолютно горизонтальную поверхность, звучать, отражать предметы, менять цвет и форму — богатые возможности для создания самых разнообразных водных устройств. Водные ресурсы осваиваемой территории, как правило, являются определяющими в формировании ее планировочной структуры. Реки, ручьи, цепь прудов или пруды вытянутой формы, а также каналы становятся композиционными осями парка или его районов, водоемы (пруды и озера) более компактной формы — композиционными центрами и узлами. Сооружения меньшего (по площади) масштаба — бассейны, фонтаны, водопады, источники — становятся центрами внутренних композиций парков или их акцентами в зависимости от своей значимости. Сооружение даже самых простых водоемов требует предварительных гидрологических исследований территории парка, а иногда и прилежащих к ней земель. Размеры и конструкции будущих водных устройств определяются на основе выявления источников питания водоема, его водосборной площади, определения грунтов и т. д.

Водоемы в зависимости от режима питающего их поверхностного стока бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. К проточным водоемам относятся реки, ручьи, водохранилища на больших и средних реках, пруды на малых реках; к бессточным — пруды, устраиваемые в балках, оврагах или других естественных понижениях местности, или пруды-копани на ровных местах. Но, как правило, для пруда выбирают наиболее пониженный участок местности. Известны 4 типа питания водоемов, зависящих от климатических и других физико-географических условий: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное. Однородного питания рек в природе почти не наблюдается: оно обычно бывает смешанным, с преобладанием того или иного типа. Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, а также подземными путями, называются стоком. Различают поверхностный сток русловый (по руслам рек и временных водостоков) и склоновый, или местный (по склонам местности), который, как правило, образуется во время снеготаяния. Часто водоемы устраиваются на неблагоприятных для строительства землях или с целью оздоровления местности.

ЛА25. Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры (АРТ-ландшафты и их типы)

«Арт-ландшафты» – это не сады в буквальном, традиционном понимании, а скорее инсталляции, «говорящие» со зрителем. С одной стороны, их объединяет использование новых технологий, методов и материалов; с другой стороны, эти сады возникли как воплощение в ландшафте современных архитектурных тенденций и как отражение различных течений в искусстве.

На формирование современных «арт-ландшафтов» в какой-то мере повлияли традиционные ландшафтные приемы: неизменными остались способы посадки растений и уход за ними. Изменился сам подход к созданию сада. Современный сад больше напоминает некую законченную композицию, музейную инсталляцию, скульптуру, внутри которой можно находиться. Образы «арт-ландшафтов» сформировались к концу XX века. Можно сказать, что эти сады – некий итог поисков искусства прошлого века.В группе «арт-ландшафтов», как и в искусстве прошлого века, существуют отдельные стилевые направления, каждое из которых по-своему отражает развитие ландшафтной творческой мысли: «сады новых технологий», «сады-артефакты», сады-экспозиции, сады-инсталляции, кинетические сады, развитие теории «аттракциона» в ландшафтном дизайне («сочетание несочетаемого», «эффект отражения», «расчет на удивление»), сад-игра.В современной ландшафтной архитектуре встречаются примеры «игры в сад», когда сад создается на короткий промежуток времени, превращаясь в подобие театральных декораций, в которых разворачивается некое действо. После окончания «представления» сад разбирается. Без зрителя-соучастника, «играющего свою роль», такой сад кажется незавершенной композицией. Интересным и целесообразным представляется заимствование подобных приемов создания «игровой ситуации» в зонах массового посещения «многопрофильного» сада. В этом отношении открываются широкие возможности для использования функциональной (игровой) скульптурной пластики, малых форм, «зеленой скульптуры».

Идея создания в ландшафтном дизайне кинетических садов основана на творческих методах одного из авангардных направлений в искусстве XX века – кинетизма. В основе скульптурных и архитектонических композиций кинетического искусства находятся движущиеся элементы, объекты, световые и звуковые эффекты, эстетически организующие окружающее пространство и создающие процесс некоего движения, саморазрушения конструкций. Кинетическая (движущаяся) картина возникает за счет непосредственного участия зрителя, который «оживляет» ее случайным прикосновением. В кинетических садах движущимися элементами является вода и особые механизмы и конструкции, приводимые в движение ветром, водой, электричеством. Например, в основе композиции сада «Идея» (авторы: Л. Мольта, Ж.-К. Денис) лежат разноцветные фонтаны в форме стеблей бамбука, движущиеся под воздействием воды. Они одновременно являются своеобразными скульптурами и системой полива. В отличие от художественных произведений кинетического искусства движущиеся конструкции в кинетических садах играют не только эстетическую, но и утилитарную функцию.«Арт-ландшафты» – это своеобразные лаборатории, в которых зарождаются новые идеи, демонстрирующие перспективы дальнейшего развития ландшафтной творческой мысли.

Среди особенностей «арт-ландшафтов» могут быть выделены следующие:

• ассоциативные связи и взаимопроникновения разных видов искусства таких, как музыка, живопись, театральное действо, скульптура и архитектура и ландшафтное творчество;

• интернациональный характер формообразования садов. Современные сады проектируются в неком поле влияний различных культур и традиций вследствие открытости мира и прозрачности границ между государствами;

• «арт-ландшафты» являются наглядной иллюстрацией связи искусства и новейших технических достижений.Феномен «арт-ландшафтов» – своеобразный междисциплинарный перекресток – явление, нарушающее как привычные географические границы, так и понятийные и смысловые; расшпряющее само понятие границы между живым и неживым, природным и социальным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.