Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники правового регулирования и история развития института социальной защиты военнослужащих и членов их семей






Социальная защита военнослужащих и членов их семей является одним из важнейших аспектов изучения социального института, который позволит выявить взаимосвязанные элементы организационной структуры общества, определяющие форму, содержание данного социального института как своеобразного механизма организации и управления процессом социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Коровников А.В. определяет социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей как деятельность компетентных органов власти, военного управления и местного самоуправления по созданию и приведению в действие правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав, свобод и обязанностей, а также компенсаций и льгот, вытекающих из особенностей военной службы. Он же дает определение правовой защите военнослужащих, которое полностью совпадает с предыдущей трактовкой понятия «социальная защита». Вместе с тем ученый делает вывод о том, что понятия «социальная защита» и «правовая защита» отражают многоаспектные, многосторонние явления, и поэтому их определения могут иметь различные оттенки и значение в зависимости от контекста и угла зрения, под которым рассматриваются сами явления социальной и правовой защиты. Они отличаются друг от друга лишь предметом регулирования и показателями защищенности[12].

Социальная защита членов семей военнослужащих включает в себя несколько составляющих: правовую, социально-экономическую, социально-психологическую и медико-социальную, то есть правовая защита является частью социальной защиты. Таким образом, социальную защиту членов семей военнослужащих можно определить как деятельность законодательных и исполнительных органов власти, военного управления и местного самоуправления по обеспечению социальной защищенности членов семей военнослужащих, а также по их социальному обеспечению и страхованию.

Практически все социологи рассматривают социальную защиту как социальный институт, возникший вследствие необходимости удовлетворения коренных, глубинных потребностей развития государства и общества.

Социальная защита военнослужащих членов их семей соответствует основным критериям, предъявляемым к социальным институтам. Такими критериями являются:

1. Наличие цели деятельности (удовлетворение материальных, личных, духовных, общественных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей) и конкретных функций, обеспечивающих достижение этой цели.

Социально-экономическая функция предполагает удовлетворение материальных потребностей и интересов исследуемой социальной группы посредством выплат компенсаций, субсидий, социальных гарантий, пенсий.

Политическая функция способствует поддержанию стабильности в обществе.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса граждан, уволенных с военной службы, на адаптацию их к изменяющимся условиям.

2. Наличие социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института. Создана нормативная правовая база защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Решению социальных проблем исследуемой категории призваны способствовать федеральные законы, указы, правовые акты Российской Федерации.

3. Набор социальных статусов и ролей (институт социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей) есть сложная иерархическая система связанных между собой социальных позиций и ролей.

4. Наличие материальных ресурсов и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и социального контроля (средства, финансируемые из федерального, регионального и местного бюджета; медикаменты; технические средства реабилитации; социальные программы; кадровое обеспечение).

5. Совокупность учреждений, входящих в структуру института, - органы законодательной и исполнительной власти, пенсионный фонд, общественные

фонды, реабилитационные центры и т.д.

6. Наличие управляющей и управляемой подсистем (построение института как по вертикали, так и по горизонтали обеспечивает достижение единства цели; придает институту стабильность функционирования).

7. Управляющие подсистемы формируют механизмы, а также средства регулирования и контроля деятельности различных элементов социального института. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные нормы, которые создаются деятельностью органов, обладающих особыми полномочиями[13].

Социальная защита членов семей военнослужащих есть деятельность законодательных и исполнительных органов власти, военного управления и местного самоуправления по обеспечению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, а также по их социальному обеспечению и страхованию.

Социальная защита членов семей военнослужащих есть социальный институт, так как удовлетворяет всем основным критериям, свойственным социальному институту.

Институт социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей представляет собой сложную иерархическую систему, которая, с одной стороны, представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, среди которых - органы федеральной, региональной, муниципальной власти, силовые структуры, общественные организации, федеральные законы, уставы, программы, с другой стороны, является элементом системы более высокого порядка, то есть системы социальной защиты населения, общества, государства.

Для эффективной работы органов федеральной службы безопасности предусмотрены социальные гарантии и компенсации, предназначенные для поддержания боевого духа военнослужащих, а также членов их семей. К числу социальных гарантий и компенсаций, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» для семей военнослужащих, относятся:

1) право супругов и других членов семей военнослужащих на получение денежного довольствия, материального и иных видов обеспечения в случае безвестного отсутствия военнослужащего, захвата его в плен или в качестве заложника, а также интернирования в нейтральных странах (п. 8 ст. 2);

2) право на изменение военнослужащим места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в связи с состоянием здоровья членов его семьи (на основании заключения военно-врачебная комиссия) (п. 2 ст. 6);

3) право супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на зачет в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, всего периода проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также периода, когда они были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. В указанные периоды супругам военнослужащих, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие (п. 4 ст. 10);

4) преимущественное право супругов военнослужащих при прочих равных условиях на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также право на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы (п. 6 ст. 10);

5) распространение на военнослужащих женского пола и военнослужащих, воспитывающих детей без отца (матери), социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства (п. 9 ст. 10);

6) право супругов военнослужащих на предоставление отпуска по их желанию одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы (п. 11 ст. 11);

7) право на предоставление совместно проживающим с военнослужащим членам семьи служебных жилых помещений не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы (п. 1 ст. 15);

8) право на регистрацию по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, до получения жилых помещений по нормам, установленным законодательством (п. 3 ст. 15);

9) право членов семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лиц, находящихся на их иждивении и проживающих совместно с офицерами, на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях (п. 3 ст. 16);

10) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (п. 4 ст. 16);

11) распространение на членов семей офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, прав и социальных гарантий по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению. Указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки
(п. 5 ст. 16);

12) право членов семей военнослужащих, обучающихся (воспитывающихся) в государственных образовательных учреждениях, переводиться (приниматься) в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства при изменении места военной службы военнослужащих, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. 6 ст. 19);

13) право детей военнослужащих на предоставление в первоочередном порядке по месту жительства их семей мест в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях (п. 6 ст. 19);

14) право детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, на зачисление в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования - преимущественное право при условии успешного прохождения вступительных испытаний и соответствия другим установленным для поступающих требованиям (п. 6 ст. 19);

15) право членов семьи военнослужащего на проезд на безвозмездной основе:

· от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;

· один раз в год - к месту использования отпуска и обратно (один член семьи за исключением детей в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

· на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;

· при увольнении военнослужащего с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего - к избранному месту жительства (п. 2 ст. 20);

16) право членов семьи военнослужащего при переезде на избранное место жительства в связи с гибелью (смертью) военнослужащего на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного), а также право не более трех членов семьи на бесплатный проезд к месту погребения военнослужащего и обратно и одного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего и захороненного на территории Российской Федерации - один раз в год к месту погребения и обратно (п. 2 ст. 20);

17) право членов семьи (но не более трех человек) и родителей в случае гибели (смерти) военнослужащего-гражданина на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту погребения погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина и обратно. Один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина и его родители имеют право один раз в год на проезд на безвозмездной основе по территории Российской Федерации (в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, также по территории, расположенной за пределами территории Российской Федерации) железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту погребения военнослужащего-гражданина и обратно (п. 2 ст. 20);

18) право лица, сопровождающего военнослужащего, который следует в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или членов семей военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, следующих в лечебные или санаторно-курортные учреждения, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии, на проезд на безвозмездной основе к месту лечения (использования отпуска), избранному месту жительства и обратно на основаниях, установленных для сопровождаемого (п. 3 ст. 20);

19) право двух членов семьи или двух близких родственников тяжело больного военнослужащего на проезд на безвозмездной основе от места своего жительства до места нахождения больного и обратно один раз за время болезни (п. 4 ст. 20);

20) право членов семей офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы - 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (п. 5 ст. 20);

21) право военнослужащего на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно. При этом военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, направляемый в служебную командировку, пользуется правом на бронирование и получение вне очереди места в гостинице по командировочному удостоверению (п. 6 ст. 20);

22) право членов семей граждан, уволенных с военной службы, на следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

· предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

· преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

· предоставление не позднее месячного срока с момента обращения мест для детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности (п. 5 ст. 23);

23) право членов семей погибших (умерших) военнослужащих на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 24);

24) запрет на выселение членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями с сохранением за ними после гибели (смерти) военнослужащего права на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 24);

25) за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы (п. 3 ст. 24);

26) право членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, на компенсационные выплаты по оплате:

· общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственников жилых помещений и членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;

· коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;

· абонентской платы за пользование телефонами, радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами;

· установки по действующим тарифам квартирных телефонов, а проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки (п. 4 ст. 24);

27) сохранение за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, права на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно (п. 4 ст. 24);

28) преимущественное право родителей, супругов и несовершеннолетних детей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, на социальное и медицинское обслуживание (п. 4 ст. 24);

29) распространение на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, социальных гарантий и компенсаций, действующих в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне (п. 1 ст. 25).

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» собраны основные социальные гарантии и компенсации, предусмотренные членам семей военнослужащих, которые также отмечены в других нормативных правовых актах раскрывающих предоставление социальных гарантий и компенсаций, которые являются неотъемлемой составной частью законодательства о социальных гарантиях членам семей военнослужащих. К числу наиболее важных можно отнести:

• Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 318 «Об утверждении положения об управлениях (отделах) Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)

• Федеральный закон от 3.04.1995 г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

Федеральный закон от 06.03.2006 г. (ред.от 08.11.2011г.) №35-ФЗ «О противодействию терроризму»[14];

• Федеральный закон от 12 января 1995 г. (ред.от 16.10.2012г.) N 5-ФЗ «О ветеранах»[15], ст. 21 которого определяет меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

• Федеральный закон от 28 марта 1998 г. (ред.от 08.11.2011г.) N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»[16], который определяет размеры, условия и порядок выплаты страхового обеспечения семьям погибших (умерших) военнослужащих;

• Правила выплаты супруге (супругу) или другим членам семьи денежного довольствия военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. (ред. от 16.02.2013 г.) N 524 «Об отдельных выплатах военнослужащему и членам их семей»[17];

• Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. (ред.от 30.12.2005г.) N 451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти»[18];

Таким образом, институт социальной защиты членов семей военнослужащих представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, среди которых - органы федеральной, региональной, муниципальной власти, силовые структуры, общественные организации, федеральные законы, уставы, программы, а также этот институт является элементом системы социальной защиты населения, общества, государства. Основные социальные гарантии и компенсации членам семей военнослужащих описаны в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в котором затрагиваются все аспекты их обеспечения и на которые опирается законодательство Российской Федерации. В данной дипломной работе рассматриваются аспекты санаторно-курортного, транспортного, жилищного как основополагающих элементов военной системы, подвергшихся изменениям в 2012 году.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.