Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фасетная классификация управления






Фасета является классообразующим понятием, которое отражает одну из обязательных особенностей управления.

В работе Мухина приводится следующая классификация организационного управления:

1-я фасета: классообразующий признак - степень сосредото­чения власти Раз­личают: централизованное, частично централизованное и децентрализованное управление.

· Централизованное управление предполагает сосредоточение всех полномочий, необходимых для управления, в одном органе управления и, более того, в руках одного человека. Главные проблемы в централизованном управлении это борьба с непредна­меренным искажением и запаздыванием информации при дви­жении данных снизу вверх и команд (директив, распоряжений, указов и т. п.) сверху вниз, с медленным освоением методов управления в новых проблемных ситуациях.

· Частичная централизация предусматривает выделение части вопросов управления в компетенцию нескольких лиц, ответст­венных за решение по ним, при прямом подчинении их же одно­му лицу - первому по другим (главным) вопросам управления системой в целом. При частичной централизации доминирующей становится коллегиальная форма принятия решения.

· Децентратизация означает разделение полномочий между не­сколькими органами управления без прямого подчинения их од­ному или нескольким лицам. Интересы системы в целом при возникновении конфликтов внутри системы обеспечиваются равной ответственностью, координацией совместных действий и т.п. Децентрализация управления требует организации группо­вых решений при равноправии многих должностных лиц.

2-я фасета: классообразующий признак - характер взаимодействия системы с окружающей средой. Различают: управление в конфликтной ситуации и некон­фликтное.

В конфликтной ситуации приходится учитывать возможные действия враждебных внешних систем. В этом случае необходи­мые данные для принятия решения скрываются и искажаются противодействующими системами.

3-я фасета: классообразующий признак - характер проблем­ной ситуации.

Различают хорошо формализуемые, слабоформализуемые и неформализуемые проблемы.

· Формализуемые проблемы поддаются структуризации. Формализация имеет место, если для решения проблемы можно предложить алгоритм с конечным числом возможных от­ветвлений операций и однозначными условиями перехода на ка­ждую ветвь действий.

· Неформализуемые - проблемы, не допускающие никакой структуризации, сулящей решение хотя бы по частям.

· Слабоформализуемые - проблемы промежуточные между нсформализусмыми и хорошо формализуемыми, т.е. какие-то вопросы поддаются аналитической оценке, но есть и не допус­кающие формализации.

В организационном управлении главным образом приходится иметь дело со слабоформализуемыми проблемами.

4-я фасета, классообразующие признаки - значимость для системы возмущающих воздействий или последствий решения возникшей проблемы. Различают оперативное (тактическое) и стратегическое управление.

Оперативное управление - это организация действий исполнителей по ликвидации (предотвращению) возникших возмуще­ний в окружающей среде и в данной системе. Сюда же относится управление на относительно коротком отрезке времени (от одно­го до очередного контрольного срока) при выполнении решений с большим директивным сроком действий.

Оперативное управление - прерогатива средне­го и нижнего звена в иерархии органа управления, но и в нем мо­гут быть задействованы высшие должностные лица, так что смысл деления определяется не этим.

Если решение является реакцией на возмущающее воздейст­вие, способное существенно повлиять на судьбу системы или даже привести ее к катастрофе и уничтожению, то такое решение называется стратегическим. Стратегическое управление основано на долговременной перспективе, на прогнозном предвидении.

5-я фасета, классообразующий признак - объект управле­ния. Различают внутреннее и внешнее управление. Объектом внутреннего управления являются сотрудники системы управления. Иногда внутреннее управление называют учрежденческим управлением. Особенности внешнего управления зависят от структуры объекта управления.

6 -я фасета: классообразующие признаки - запаздывание или упреждение в решениях по отношению к появлению внеш­них воздействий на систему. Различают постсобытийное и упре­ждающее управление.

· Постсобытийное - управление, при котором решение при­нимается после реализации внешнего возмущения.

· Упреждаю­щее - управление, в котором решение начинает вырабатываться на основе прогноза возможных возмущающих воздействий со стороны окружающей среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.