Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология теории управления






Теория управления при изучении своего объекта и предмета опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования.

Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяют несколько уровней методологии:

· Философская методология

· Общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;

· Специально – научная методология, т.е. методология конкретных наук, в данном случае – теории управления.

Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.

Основная цель методологических исследований состоит в выработке эффективных путей, подходов и методов для получения знаний о явлениях, системах и процессах управления.

 

Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделим:

Ø исторический, рассматривающий явление в генезисе, в его развитии, во времени;

Ø сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;

Ø системный, исследующий социальное явление как систему;

Ø комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения объектов исследования.

Подчеркнем основные требования к использованию системного подхода. Понятие «система» является одним из центральных в научном познании окружающего мира, в том числе в теории менеджмента и теории управления в целом (система управления, системный подход, системный анализ и т.п.). Система в переводе с греческого языка означает целое, составленное из частей, объединение.

Любое исследование, и тем более использование результатов исследований в практике, основывается на анализе и синтезе изучаемых явлений и процессов, которые всегда можно представить системой. Главные характеристики любых систем – состав, структура и функции элементов и самой системы. Для организационных систем характерна способность элементов воспринимать, хранить, перерабатывать информацию и использовать ее для управления в условиях взаимодействия с окружающей средой в соответствии с выработанными целями. Главное значение в системном подходе имеют разработка и использование представлений о целостности систем.

Познать целое – значит раскрыть:

· сущность и специфику, т. е. присущие этому целому системные качества;

· состав, количественную и качественную характеристики элементов, их координацию, противоречивость, являющиеся важным источником движения и развития целой;

· структуру, т. е. внутреннюю организацию, взаимосвязь элементов, установив при этом причины определенного сочетания и взаимодействия, отличающиеся от других систем;

· функции элементов и их влияние на функции целого;

· интеграционные (целостные) факторы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие с внешней средой и с более общим целым, частью которого она является;

· историю данного целого, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращение его в новую целостную систему.

В соответствии с системным подходом элементы, образующие управленческую деятельность, не просто функционально вытекают один из другого, но все без исключения связаны друг с другом. В результате изменения в одном из элементов неизбежно ведут к изменениям в других, и, соответственно, во всей системе управления в целом. Именно поэтому управленческие решения должны быть комплексными, в связи с усилением взаимозависимости всех сторон действия организации – производственной, социальной, финансовой, экономической и т.д.

Обращаясь к характеристике специально – научной методологии, следует отметить, что их роль могут выполнять парадигмы и теории конкретных наук – социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента и т.д.

Выделим, прежде всего, такие подходы, как:

Ø ситуационный

Ø количественный

Ø процессный.

Ситуационный подход был разработан в США в конце 60-х гг. XX в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфика ситуации, типа решаемых задач и внешней среды технологии и др. Сторонники этого подхода полагают, что организация является слишком сложной динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации.

Суть этого подхода в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в зависимости от конкретных ситуаций. Задача руководителя при этом состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем. Проблема тушения огня, возникающая перед пожарной командой, в соответствии с ситуационным подходом, решается исходя из того, что горит: нефть не затушить водой – ее тушат песком или пеной, как и электропроводку; горящую древесину лучше тушить водой, а лесной пожар – встречным огнем. Успешная реализация ситуационного подхода требует от управляющих глубоких знаний и умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, творческого подхода к делу, способности принимать не только индивидуальные решения, но и организовывать разработку коллективных.

Сторонниками ситуационного подхода, таким образом, был выдвинут постулат, согласно которому каждому типу управленческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, средства, стратегии и структура.

Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операции в организации и деятельности руководителя. Он также сводиться к формированию модели поведения. Создание модели позволяет:

· Упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;

· Объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;

· Использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов.

Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.

Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Данный подход был предложен представителями школы административного управления (Анри Файоль), который говорил: «Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжатьтся координировать и контролировать». Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Каждая функция тоже представляет собой процесс, так как состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления есть общая сумма всех функций (М.Мескон, с.71). Кроме функций управления существуют еще два вида процессов: коммуникации и принятие решений. Эти процессы тесно взаимосвязаны друг с другом, с функциями управления и образуют единый процесс управления.

Методология теории управления подвержена постоянным изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания управленческих отношений и процессов, которые, в сою очередь, так же находятся в постоянном развитии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.