Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава опровержения дуалистов и безбожников 7 страница






Как же это понять, о повелитель верующих?! И как мне не сомневаться, когда я слышу это? Я погибну, если ты не смилуешься надо мной и не раскроешь мне грудь – быть может, это дело в твоих руках. И если Господь есть истина, Книга есть истина и посланники – истина, то я потерялся и погиб, а если посланники есть ложь, то нет для меня трудности, и я преуспел».

И Али (А) сказал: «Свят Господь наш, Свят – благословен Он и возвышен! – Высок и Велик. Свидетельствую, что Он вечен и никогда не прейдет, и нет в Нем сомнения, и нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий, и что Книга есть истина, и посланники – истина, и что награда и наказание – истина. И будь ты наделен великою верой или обделен ею совсем – все это в руках Аллаха; если пожелает – наделит тебя, а если пожелает – обделит. Это так! Однако же сейчас научу тебя тому, в чем ты сомневался, и нет силы, кроме как у Аллаха, и если Аллах желает для тебя блага, научит тебя знанию от Него и утвердит тебя на нем, а если Он желает для тебя зла, то введет тебя в заблуждение и погубит тебя.

Что же до приведенных тобой слов “ забыли они Аллаха, и забыл Аллах про них ” (9: 67), то смысл их в том, что они забыли Аллаха в обители ближнего мира и не поступали из подчинения Ему, и вот, Он забыл их в дальнем мире, то есть не дал им никакой доли в Своей награде, и они оказались забытыми в благе, и таково толкование слов Его, велик Он и свят: “ Сегодня забудем Мы их, как и они забыли про встречу с этим Днем ” (7: 51). И значение забвения здесь состоит в том, что Он не наградит их, как наградит преданных Себе, которые были в обители ближнего мира покорными Ему и поминающими Его, веруя в Него и Его посланников и страшась Его в тайне.

Слово же Его “ Господь твой не забывает! ” (19: 64) в том, что Господь наш Возвышен и Велик и не таков, как тот, кто забывает. Он не бывает небрежным, и Он – Хранящий, Знающий. Арабы говорят о забывчивости: “Такой-то забыл нас и не вспоминает”, то есть – он не призывает нас к добру и не вспоминает его относительно нас. Теперь ты понял, о чем говорит Аллах, свят Он и велик?»

Тот сказал: «О да! Ты облегчил для меня это, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду!»

И Имам (А) продолжал: «Что же касается Его слов “ в тот День, когда станут дух и ангелы рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому дозволит Милосердный, и скажет Он истину ” (78: 38), и Его слов “ Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были многобожниками! ” (6: 23), и Его слов: “ В День воскресения одни из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут других ” (29: 25), и Его слов: “ Поистине, это действительность - препирательство обитателей Огня ” (38: 64), и Его слов: “ Сказал Он: ‘Не препирайтесь у Меня: Я предупредил вас угрозой‘ ” (50: 28), и Его слов: “ Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели ” (36: 65), то они говорят о разных местах из мест того Дня, чей срок - пятьдесят тысяч лет. В тот День Аллах соберет все творения в местах различных, и те, которые будут говорить друг с другом и просить прощения друг для друга, – они подчинялись Аллаху в обители ближнего мира и следовали за предводителями (истины). Люди же неподчинения, строившие козни в обители ближнего мира и помогавшие друг другу в несправедливости и враждебности, будут проклинать друг друга и отрекаться друг от друга, от превозносившихся до слабых. “Неверие” (куфр) в этом аяте имеет значение “отречения”. Он говорит: они станут отрекаться друг от друга, и подобны этому слова шайтана в суре “Ибрахим”: “ Я отрекаюсь (кафарту) от того, что вы меня сделали сотоварищем раньше ” (14: 27) или слова Ибрахима, друга Милостивого: “ Мы не веруем в вас (кафарна бикум) ” (60: 4), то есть – мы отреклись от вас (от многобожников).

Потом же будут они собраны в другом месте, и станут рыдать там, так что если бы их звуки достигли до людей ближнего мира, те не захотели бы больше жить, и разорвались бы их сердца, кроме тех, о ком было бы желание Аллаха. И не перестанут они рыдать там кровью.

Потом же соберут их в другом месте, и призовут их там говорить, и скажут они: “ Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были многобожниками! ”, и Аллах тогда наложит печать на их уста, и призовет говорить их руки, и ноги их, и кожу, и те начнут свидетельствовать обо всей их непокорности и грехах, что они творили. Потом печать будет снята с языков их, и они скажут своей коже: “ ‘Почему вы свидетельствуете против нас? ‘ Они (их кожи) сказали: ‘Внушил нам речь Аллах, который внушил речь всякой вещи‘ ” (41: 21).

И потом их соберут в ином месте, и снова призовут к речи, и тогда убегут одни из них от других, и таково слово Его, велик Он и свят: “ В тот День убежит муж от брата, и матери, и отца, и жены, и сыновей ” (80: 34-36), и будут призваны говорить, но “ не будет говорить никто, кроме тех, кому дозволит Милосердный, и скажет Он истину ”.

И поднимутся посланники – да будет мир над ними! – и станут свидетельствовать в том месте, и таково слово Его: “ Как же будет, когда Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против этих? ” (4: 41).

И окажутся они собраны в другом месте, где будет Мухаммад (С), и это - место хвалимое (макам махмуд). И там провозгласит он такое славословие Аллаху, какого не провозглашал никто до него, и воздаст славословие всем ангелам, и не останется ни одного ангела, которому не воздал бы славословия Мухаммад (С), потом воздаст славословие посланникам, какого не воздавал никто до него, а потом воздаст он славословие верующим мужчинам и женщинам - сначала правдивым, потом мученикам, а за ними праведным. И начнет хвалить его все, что есть на небесах и земле, и таково слово Его: “... Быть может, пошлет тебе Господь твой место хвалимое (макам махмуд) ” (17: 79). Счастье же тому, кому это место достанется в удел, и горе тому, кто будет из него исторгнут! И будут они собраны в другом месте, и одни примут от других (благо).

И все это – прежде расчета. Когда окажутся они взяты для расчета, каждый человек будет занят только самим собой. И просим мы у Аллаха блага в тот День».

И человек сказал: «Ты облегчил это для меня, о повелитель верующих, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду!»

Имам (А) продолжал: «Что же до слов Его, велик Он и свят: “ Лица в тот День сияющие, на Господа взирающие ” (75: 22-23), и слов Его: “ Не постигают Его взоры, но Он постигает взоры; Он - Проницательный, Сведующий! ” (6: 103), и слов Его: “ Он уже видел Его в другом нисхождении – у Лотоса крайнего предела ” (53: 13: 14), и слов Его: “ В тот День не поможет заступничество, кроме тех, кому позволит Милосердный и кому благоволит разрешить речь. Знает Он то, что было до них и что будет после них, а они не объемлют этого знанием ” (20: 110-111).

Слова “ лица в тот День сияющие, на Господа взирающие ” относятся к приближенным Аллаха (аулийа аллахи) после того, как они освободятся от расчета и направятся к реке, имя которой “хайаван”, и омоются в ней, и отопьют из нее, и лица их озарятся сиянием, и уйдет от них всякая пыль и тяжесть, и повелят им после этого войти в Рай, и из этого места они будут взирать на Господа, как Он дарует им награду, и оттуда войдут они в Рай, и таково слово Его – велик Он и свят! – о приветствии ангелов им: “ Мир вам! Да будет вам благо! Входите же для вечного пребывания! ” (39: 73). И тогда они убедятся в вошествии своем в Рай и в лицезрении того, что обещал им Господь их, и таково слово Его: “ на Господа взирающие ”. Он имел в виду этим словом только то, что они будут взирать на Его награду, велик Он и свят.

Слова же Его, приведенные тобою: “ Не постигают Его взоры, но Он постигает взоры ”, именно таковы, как сказал Он: “ не постигают Его взоры ”, то есть мысли не объемлют Его, “ но Он постигает взоры ” - то есть Он объемлет их, и Он – Проницательный, Сведующий. И таково есть восхваление, которым восхвалил Себя Господь наш, свят и велик Он, и освятился Он величием и возвышением Своим! И Муса (А) спросил Его, и восхвалил Его языком своим: “ Господи, позволь мне взглянуть на Тебя ” (7: 143), и была эта просьба его делом тяжким, и о великом деле попросил он, и получил он воздаяние, и Аллах сказал: “Ты не увидишь Меня в ближнем мире, пока не умрешь, но ты увидишь Меня в мире будущем. Если же хочешь узреть Меня в ближнем мире, то взгляни на гору: если она устоит на месте своем, то ты Меня увидишь”. И показал Аллах пречистый некоторые знамения, и проявил Себя на горе, и гора рассыпалась в прах, “ и пал Муса пораженным ” (7: 143), то есть мертвым. И была воздаянием его смерть. Потом Аллах оживил его, и отправил его посланником, и принял его покаяние. И сказал Муса (А): “ Хвала Тебе! Я обратился к Тебе, и я - первый уверовавший ”, то есть – я первый уверовавший в то, что Тебя нельзя увидеть.

Те же слова Его, которые ты привел: “ Он уже видел Его в другом нисхождении – у Лотоса крайнего предела ” (53: 13: 14) говорят о Мухаммаде (С). Он был у Лотоса крайнего предела, которого не перейдет никакое творение из творений Аллаха. И слово Его в конце аятов: “ Не уклонился взор его и не излишествовал: он из знамений Господа видел величайшее ” (53: 17-18), то есть – видел Джабраила (А) в его облике два раза: этот раз и другой, и это так, ибо творение Джабраила (А) велико, и он – из духовного сонма, чье творение и качества не знает никто, кроме Господа миров.

Слова же Его, которые ты привел: “ В тот День не поможет заступничество, кроме тех, кому позволит Милосердный и кому благоволит разрешить речь. Знает Он то, что было до них и что будет после них, а они не объемлют этого знанием ” (20: 110-111) – то есть не объемлют Его создания своим знанием, ибо Он покрыл завесою взоры их сердец, и никакое понимание того, каков Он, им недоступно, и никакое сердце не определит Его границами и не опишет Его, кроме того, как Он Сам описал Себя: нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий, Первый и Последний, Явный и Скрытый, Творящий, Создающий, Формирующий, сотворил Он вещи, и нет из вещей подобной Ему вещи, свят и велик Он!»

И сказал тот человек: «Ты облегчил это для меня, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду, о повелитель верующих!»

И сказал Али (А): «Что же до слов Его: “ Не было так, чтобы Аллах говорил с человеком иначе, как в откровении, или позади завесы или послал посланника и открывал ему по Своему изволению, что желал. Поистине, Он - Высокий, Мудрый! ” (42: 51), и слов Его: “ Аллах говорил с Мусой речью ” (4: 164), и слов Его: “ И воззвал к ним (Адаму и Еве) их Господь...” (7: 22), и слов Его: “ О пророк, скажи твоим женам и дочерям...” (33: 59), и слов Его: “ О посланник! Передай то, что низведено тебе от твоего Господа ” (5: 67).

Его слова “ не было так, чтобы Аллах говорил с человеком иначе, как в откровении, или позади завесы ” говорят о том, что для человека невозможно, чтобы Аллах говорил с ним иначе как через Откровение, и не было так, но (Он говорил) только через завесу, или посылая посланников, или открывая по Своему изволению то, что желал. Так сказал Аллах, свят и велик Он. И посланнику ниспосылались откровения через посланников небес, и его доносили посланники небес до посланников земли; иногда же разговор между посланниками обитателей земли и Аллахом был не таков, чтобы Он отправлял к ним посланников обитателей небес. И спросил Посланник Аллаха (С): “О, Джабраил! Видел ли ты своего Господа? ” И Джабраил сказал: “Моего Господа нельзя видеть”. И сказал Посланник Аллаха (С): “Откуда же ты берешь откровения? ” Он сказал: “От Исрафила”. Он сказал: “Откуда берет их Исрафил? ” Джабраил сказал: “Берет их от ангела выше его из духовного сонма (руханиин)”. Посланник Аллаха (С) спросил: “Откуда берет их этот ангел? ” Он сказал: “Низвергается ему в сердце низвержением”.

Таково Откровение, и это слово Аллаха, велик Он и свят. И слово Аллаха не бывает одного рода: и из него – то, что говорил Аллах посланникам, и из него – то, что низвергнул (бросил - казафа) Он в их сердца, и из него – видение, внушенное посланникам, и из него – откровение и постепенное ниспослание (танзиль), которое читается и диктуется. Таково слово Аллаха, и достаточно того, что я описал тебе из слова Аллаха, и слово Аллаха не бывает одного рода, и один род его – то, что доносят посланники небес посланникам земли».

И сказал тот человек: «Ты облегчил это для меня, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду, о повелитель верующих!»

И сказал Али (А): «Что же до слов Его: “ Разве ты знаешь Ему соименного? ” (19: 65), то внутреннее толкование (тавиль) его таково: “Разве ты знаешь того, чье имя – Аллах, кроме Аллаха, велик Он и свят? ” Остерегайся толковать Коран по своему собственному мнению, пока не выучишься ему от знающих. И быть может, тебе покажется, что внешний вид Корана (танзиль) напоминает слова человека. Однако же его внутреннее значение (тавиль) не похоже на слова человека, так же как и ничто из творений Господа не напоминает Самого Господа, и Его деяния не напоминают деяния человека. Так и слова Господа не похожи на слова человека. И слово Аллаха – это Его качество (сифат); слово же человека есть его внешнее деяние. Не уподобляй же слово Аллаха слову человека, дабы не стать тебе заблудшим и погибшим!»

И сказал тот человек: «Ты облегчил это для меня, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду, о повелитель верующих!»

И сказал Али (А): «Что же до слов Его “ не укроется от Господа твоего вес пылинки ни на земле, ни в небе ” (10: 61), то таков Господь наш: не укроется от Него ничто! И каким же еще может быть Тот, Кто сотворил все вещи и знает о том, что сотворил, и Он – Творец, Знающий? Слово же Его “ не посмотрит на них Аллах в День воскресения ” (3: 77) говорит о том, что Он не коснется их благом. И таков взгляд Аллаха, велик Он и свят, на Его творения, и значение взгляда Его на них есть милость от Него к ним. Слово же Его “ так нет же! Ведь они от своего Господа в тот День будут скрыты ” (83: 15) имеет в виду День воскресения и то, что они будут скрыты в тот День от награды Господа».

И сказал тот человек: «Ты облегчил это для меня, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду, о повелитель верующих!»

И сказал Али (А): «Что же до слов Его “ Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас? И вот она движется ” (67: 16), и слов Его: “ Милостивый утвердился на Троне ” (20: 5), и слов Его: “ Он - Аллах в небесах и на земле; знает ваше тайное и открытое; знает то, что вы приобретаете ” (6: 3), и слов Его: “ Он - Явный и Скрытый ” (57: 3), и слов Его: «Он – с вами, где бы вы не были» (57: 4), и слов Его: “ Мы ближе к вам, чем подъяремная вена ” (50: 16), то таков Аллах – Свят и Пречист Он, выше Он того, чтобы от Него было то, что есть от Его созданий, и Он – Проницательный, Сведующий, и Он величественнее того, чтобы Его охватывало то, что охватывает Его создания. Он утвердился на Троне, то есть Его знание (утвердилось на Троне) – Ведающий все тайны, Попечитель всех вещей, Утверждающий все вещи, Управляющий всеми вещами. Превыше Аллах того, чтобы иметь положение на Своем Троне, возвышением великим!»

И продолжал он: «Что же до слов Его: “ И придет твой Господь и ангелы рядами ” (89: 22), и слов Его: “ Вы пришли к нам одинокими, как Мы сотворили вас в первый раз ” (6: 94), и слов Его: “ Неужели они ждут только, чтобы пришли к ним Аллах в сени облаков и ангелы? ” (2: 210), и слов Его: “ Разве они ждут, что придут к ним ангелы, или придет твой Господь, или придет некое знамение Господа твоего? ” (6: 158), то такова истина, как сказал Аллах, велик Он и свят! И не присуще Ему прихождение или передвижение, подобное прихождению или передвижению Его созданий. Но я говорю тебе, что у Книги Аллаха есть скрытое толкование (тавиль), отличное от внешнего значения (танзиль), и оно не похоже на слова человека. Сейчас сообщю тебе о некотором из этого, и ты будешь удовлетворен, если пожелает Аллах. К этому относятся слова Ибрахима (А): “ Я иду к Господу моему, Он выведет меня на прямой путь ” (37: 99). И значение его ухода к Господу состояло в его поклонении, усердии и приближении к Аллаху, велик Он и свят. Разве ты не видишь, что скрытое толкование (тавиль) отличается от внешнего значения (танзиль)? И Его слово: “ Низвели Мы железо; в нем сильное зло ” (57: 25), то есть оружие и прочее.

Слово же Его, которое ты привел: “ Разве они ждут, что придут к ним ангелы?...” извещает Мухаммада (С) о многобожниках и лицемерах, не верующих в Аллаха и Его Посланника (С). И говорит: “ Разве они ждут, что придут к ним ангелы?...», тогда как они не верят в Аллаха и Посланника, “... или придет твой Господь, или придет некое знамение Господа твоего? ”, то есть: придет к ним с наказанием в ближнем мире, подобно тому как были наказаны предыдущие поколения. Таково Его известие, которое Он сообщает Своему Пророку (С) относительно них. И потом говорит: “ В тот День, как придет некое знамение Господа твоего, не поможет душе ее вера, если она не уверовала раньше или не приобрела в своей вере блага ”, то есть – прежде чем придет это знамение, и это знамение есть восход солнца с Запада. И знают обладатели разумения и ума и обладатели благоразумия, что когда откроется завеса, увидят они то, что им обещано. И сказал Он в другом аяте: “ Аллах пришел к ним оттуда, откуда они не рассчитывали ” (59: 2), то есть ниспослал на них наказание, и разрушение их домов часть ниспослания наказания на них. И таково описание последних времен – то, что Он исполнит Свои повеления в тот День, который равен пятидесяти тысячам лет, так же, как исполнит их в ближнем мире, и Он не отсутствует и не исчезает вместе с исчезающими. Так ухватись же за то, что я описал тебе, и то, что проявилось в твоем сердце из того, что описал Аллах в Своей Книге. И никогда не принимай Его слова так, как слова людей, и Он величественнее, и выше, и щедрее, чем то, как описывают Его описывающие, и Он таков, как Он Сам описал Себя: “ Ничто не подобно Ему, и Он – Слышащий, Видящий ” (42: 11)».

И сказал тот человек: «Ты облегчил это для меня, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду, о повелитель верующих!»

Имам (А) продолжал: «Что же до слов Его: “ Да, они не верят во встречу со своим Господом! ” (32: 10) и того, как Он описал верующих: “ Которые думают, что они встретят своего Господа и что они к Нему вернутся ” (2: 46), и слов Его к другим: “ До того Дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание ” (9: 77), и слов Его: “ И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое ” (18: 110).

Слова Его “ да, они не верят во встречу со своим Господом! ” - то есть в Воскрешение. И назвал его Господь “встречей”, и таково же Его упоминание верующих: “ Которые думают, что они встретят своего Господа ”, то есть убеждены, что они будут воскрешены, и собраны, и предстанут пред расчетом, и понесут возмездие в виде награды или наказания. “Думают” использовано здесь в смысле убежденности. И таково же слово Его “ и кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое ”, и слово Его “ кто надеется встретить Аллаха, - то ведь предел Аллаха приходит ” (29: 5), то есть: кто верит, что он будет воскрешен, - то ведь обещание Аллаха приходит, с наградой или наказанием. И “встреча” здесь не означает “видение Аллаха”, но она означает воскрешение. Пойми же, что во всяком месте Книги Аллаха, где говорится в встрече с Ним, подразумевается воскрешение. И таково же слово Его: “ Приветствие их в День, когда они Его встретят: ‘Мир! ‘ ” (33: 44), то есть вера не исчезнет из их сердец в тот День, когда они будут воскрешены».

И сказал тот человек: «Ты облегчил это для меня, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду, о повелитель верующих!»

Имам (А) продолжал: «Что же до слов Его: “ И увидели грешники огонь и подумали, что они туда попадут. И не нашли от этого избавления ” (18: 53), то оно означает: “Убедились, что они туда попадут”, и таково же слово Его: “ Которые думают, что они встретят своего Господа ”, то есть убеждены, что будут воскрешены и встретят расчет. И таково же слово Его: “ В тот День полностью воздаст им Аллах по их истинной вере, и они узнают, что Аллах есть ясная истина ” (24: 25).

Что же до слов Его о лицемерах: “ И стали вы думать об Аллахе разные мысли ” (33: 10), то “думать” здесь означает сомнение, а не убежденность. Есть мысль сомнения и мысль убежденности. И то, что касается мыслей о воскресении, то это мысли убежденности; то же, что касается мыслей о делах ближнего мира, то это мысли сомнения. Уразумей же то, что я объяснил тебе!»

И сказал тот человек: «Ты облегчил это для меня, да облегчит Аллах твои дела, и разрешил мои трудности, да увеличит Аллах твою награду, о повелитель верующих!»

И сказал Али (А): «Что же до слов Его, велик Он и свят: “ И устроим Мы весы для Дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем ” (21: 47), то это – весы справедливости, на которые будут положены творения в Судный День. Аллах разделит творения по их тяжести на весах. И, помимо того, весы – это пророки и наследники (мир им). Что же до слов Его: “ И не восстановим Мы для них в День воскресения веса ” (18: 105), то это имеет особый смысл. Что же касается слов Его: “ Они взойдут в Рай и наделены будут там без счета ” (40: 40), то Посланник Аллаха (С) передал, что Аллах сказал: “Моя щедрость – или он сказал ‘Моя любовь‘ – исполнится над теми, которые стремились ко Мне и любили друг друга ради Моего величия; воистину, их лица будут в День воскресения из света, воссядут они на минбарах из света, облеченные в зеленые одежды”. Спросили его: “Кто они, о Посланник Аллаха? ” Он ответил: “Не пророки и не мученики, но те, кто любил друг друга ради величия Аллаха: они войдут в Рай без расчета”. И мы просим Аллаха, чтобы Он сделал нас из них, по милости Своей.

Что же до слов Его “ у кого весы тяжелы ” или “ у кого весы легки ”, то первое и второе означает расчет. Добрые и злые деяния будут взвешены, и добрые деяния есть тяжесть весов, а злые деяния есть легкость весов».

И продолжал он: «Что же касается Его слов “ Скажи: ‘Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены‘ ” (32: 11), и Его слов: “ Аллах приемлет души в момент их смерти ” (39: 42), и Его слов: “ А когда приходит к кому-нибудь их вас смерть, Наши посланцы упокояют его ” (6: 61), и Его слов: “ Тем, кого упокояют ангелы благими...” (16: 32), и Его слов: “ Тех, которых ангелы упокояют несправедливыми к самим себе...” (16: 28), то Аллах, велик Он и свят, управляет делами, как пожелает, и поручает из Своих творений кому пожелает что пожелает. Что же касается ангела смерти, то Аллах поручает ему тех Своих рабов, которых пожелает, и поручает другим посланцам из Своим ангелам тех своих рабов, которых пожелает, и иным Своим ангелам, которых Он поименовал, поручает тех своих рабов, которых пожелает, и каждым из них поручает Он особо. Воистину, Он управляет делами, как пожелает. И обладающий знанием не может передать все свои знания любым другим людям, ибо есть среди них сильные и слабые, те, кто может понести их, и те, кто не может понести их, - помимо приближенных Аллаха (аулия), которым Аллах облегчил их понимание и помог им в нем. И для тебя достаточно знать, что Аллах – Оживляющий и Умертвляющий, и умирают души от рук тех, кого Он пожелает из Своих творений, как ангелы и другие помимо них».

И сказал тот человек: «Ты облегчил это для меня, да облегчит Аллах твои дела, о повелитель верующих, и даст мусульманам извлечь пользу из тебя!»

И Али (А) сказал тому человеку: «Если Аллах раскрыл тебе сердце для того, что я объяснил тебе, то ты – из истинных верующих, клянусь Тем, Кто раскрыл зерно и сотворил дыхание!» И тот сказал: «О повелитель верующих, как мне узнать, что я из истинных верующих?» Он ответил: «Никто не знает об этом, кроме того, кого Аллах научил через уста Пророка (С), и Посланник Аллаха (С) засвидетельствовал, что он в Раю, и Аллах раскрыл ему грудь, дабы он знал о том, что есть в книгах, которые ниспослал Аллах Своим посланникам и пророкам». Человек спросил: «О повелитель верующих? Кто же способен на это?» Али (А) сказал: «Тот, кому Аллах раскрыл грудь и помог ему успехом. Так совершай же (благие) деяния ради Аллаха тайно и явно, и ничто не сравнится с деяниями!»

 

 

6 - ح د ث ن ا ع ب د ا ل و ا ح د ب ن م ح م د ب ن ع ب د و س ا ل ن ي س ا ب و ر ي ا ل ع ط ا ر ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ب ن ي س ا ب و ر س ن ة ا ث ن ت ي ن و خ م س ي ن و ث ل ا ث م ا ئ ة ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن م ح م د ب ن ق ت ي ب ة ا ل ن ي س ا ب و ر ي ق ا ل: س م ع ت ا ل ف ض ل ب ن ش ا ذ ا ن ي ق و ل: س أ ل ر ج ل م ن ا ل ث ن و ي ة أ ب ا ا ل ح س ن ع ل ي ب ن م و س ى ا ل ر ض ا ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ، و أ ن ا ح ا ض ر ف ق ا ل ل ه: إ ن ي أ ق و ل: إ ن ص ا ن ع ا ل ع ا ل م ا ث ن ا ن ، ف م ا ا ل د ل ي ل ع ل ى أ ن ه و ا ح د ؟ ف ق ا ل: ق و ل ك: إ ن ه ا ث ن ا ن د ل ي ل ع ل ى أ ن ه و ا ح د ل أ ن ك ل م ت د ع ا ل ث ا ن ي إ ل ا ب ع د إ ث ب ا ت ك ا ل و ا ح د ، ف ا ل و ا ح د م ج م ع ع ل ي ه و أ ك ث ر م ن و ا ح د م خ ت ل ف ف ي ه

 

6. (308) Передал нам Абдульвахид ибн Мухаммад ибн Абдус Нейшабури Аттар, что передал Али ибн Мухаммад ибн Кутейба Нейшабури, что он слышал от Фазля ибн Шазана, что тот сказал:

 

Человек, исповедующий дуализм, задал вопрос Али ибн Мусе Резе (А) на том собрании, где я тоже присутствовал: «Творцов мира двое. Каково доказательство, что Он – один?»

Имам Реза (А) сказал ему: «Твое утверждение, что их двое, и есть доказательство, что Он – один. Ибо ты станешь говорить о существовании второго только после того, как установил первого. Итак, первый объединяет, а более чем один – разъединяет»[196].

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.