Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава качеств сущности (Аллаха) и качеств действия (Аллаха) 3 страница






ف ق ا ل: ا ل ع ل م ل ي س ه و ا ل م ش ي ة ، أ ل ا ت ر ى أ ن ك ت ق و ل: س أ ف ع ل ك ذ ا إ ن ش ا ء ا ل ل ه ، و ل ا ت ق و ل س أ ف ع ل ك ذ ا إ ن ع ل م ا ل ل ه ، ف ق و ل ك إ ن ش ا ء ا ل ل ه د ل ي ل ع ل ى أ ن ه ل م ي ش أ ، ف إ ذ ا ش ا ء ك ا ن ا ل ذ ي ش ا ء ك م ا ش ا ء ، و ع ل م ا ل ل ه س ا ب ق ل ل م ش ي ة

 

16. (194) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Аби Абдиллях Куфи от Мухаммада ибн Исмаила Бармаки от Хусейна ибн Хасана от Бакра ибн Салиха от Али ибн Асбата от Хасана ибн Джахма от Букейра ибн Аайана, что он сказал:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Знание Аллаха и Его желание (машийа) различаются или совпадают?» Он сказал: «Знание не есть желание. Разве ты не замечаешь, как сам говоришь: “Я сделаю это, если пожелает Аллах”, но не говоришь: “Я сделаю это, если будет знать Аллах”? И твои слова “если пожелает Аллах” указывают на то, что Он (пока еще) не пожелал (этого), ведь если бы пожелал, то было бы так, как Он пожелал. И знание Аллаха предшествует Его желанию».

 

 

17 - ح د ث ن ا ا ل ح س ي ن ب ن أ ح م د ب ن إ د ر ي س ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن م ح م د ب ن ع ب د ا ل ج ب ا ر ، ع ن ص ف و ا ن ب ن ي ح ي ى ، ق ا ل: ق ل ت ل أ ب ي ا ل ح س ن ع ل ي ه ا ل س ل ا م: أ خ ب ر ن ي ع ن ا ل إ ر ا د ة م ن ا ل ل ه و م ن ا ل م خ ل و ق ، ق ا ل: ف ق ا ل: ا ل إ ر ا د ة م ن ا ل م خ ل و ق ا ل ض م ي ر و م ا ي ب د و ل ه ب ع د ذ ل ك م ن ا ل ف ع ل ، و أ م ا م ن ا ل ل ه ع ز و ج ل ف إ ر ا د ت ه إ ح د ا ث ه ل ا غ ي ر ذ ل ك ل أ ن ه ل ا ي ر و ي ، و ل ا ي ه م ، و ل ا ي ت ف ك ر ، و ه ذ ه ا ل ص ف ا ت م ن ف ي ة ع ن ه ، و ه ي م ن ص ف ا ت ا ل خ ل ق ، ف إ ر ا د ة ا ل ل ه ه ي ا ل ف ع ل ل ا غ ي ر ذ ل ك ي ق و ل ل ه: ك ن ف ي ك و ن ، ب ل ا ل ف ظ و ل ا ن ط ق ب ل س ا ن و ل ا ه م ة و ل ا ت ف ك ر ، و ل ا ك ي ف ل ذ ل ك ك م ا أ ن ه ب ل ا ك ي ف

 

17. (195) Передал нам Хусейн ибн Ахмад ибн Идрис от его отца от Мухаммада ибн Абдульджаббара от Сафвана ибн Йахьи, что он сказал:

Я сказал Имаму Казыму (А): «Расскажи мне о воле (ирада): она от Аллаха или от творений?» Он сказал: «Воля творения содержится внутри его сознания, а потом проявляется от него в виде действия. Воля же Аллаха – велик Он и свят! – сама по себе уже есть выполнение (осуществление желаемого). Ибо Аллах не обдумывает (дело), не колеблется и не раздумывает: эти качества не присущи Ему, но присущи Его созданиям. Воля (ирада) Аллаха есть сама по себе не что иное, как действие. Он говорит чему-то: “Будь” – и оно возникает, без того, чтобы Он произносил это или говорил языком, и без колебаний, и без размышлений. И нет “как” для этого (дела), как и Он Сам не имеет “как”».

 

 

18 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن خ ا ل د ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن ا ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ع ن ا ب ن أ ذ ي ن ة ، ع ن م ح م د ب ن م س ل م ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ق ا ل: ا ل م ش ي ة م ح د ث ة

 

18. (196) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах от Ахмада ибн Мухаммада ибн Халида от его отца от Ибн Аби Умейры от Ибн Узайна от Мухаммада ибн Муслима от Имама Садыка (А), что он сказал:

Замысел (машийа) сотворен (мухдас)[102].

 

 

19 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن إ ب ر ا ه ي م ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن ا ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ع ن ع م ر ب ن أ ذ ي ن ة ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ق ا ل: خ ل ق ا ل ل ه ا ل م ش ي ة ب ن ف س ه ا ، ث م خ ل ق ا ل أ ش ي ا ء ب ا ل م ش ي ة.

 

19. (197) Передал нам наш отец, что передал Али ибн Ибрахим от его отца от Ибн Аби Умейры от Умара ибн Узайна от Имама Садыка (А), что он сказал:

Аллах сотворил замысел (машийа) сам по себе, а потом сотворил вещи по этому замыслу.

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

 

Если мы описываем Аллаха – велик Он и свят! - посредством качеств (сифат) сущности, то тем самым отрицаем наличие у Него всех качеств, противоположных этим качествам. И так, когда мы говорим: «Он – Живой», то тем самым отрицаем у Него противоположное жизни, то есть смерть. Или когда говорим: «Он – Знающий», то тем самым отрицаем у него противоположное знанию, то есть невежество. Или когда говорим: «Он – Слышащий», то тем самым отрицаем у Него противоположное слуху, то есть глухоту. Или когда говорим: «Он – Видящий», то тем самым отрицаем у Него противоположное зрению, то есть слепоту. Или когда говорим: «Он – Великий», то тем самым отрицаем у Него противоположное величию, и это униженность. И когда говорим: «Он – Мудрый», то тем самым отрицаем у Него противоположное мудрости, и это – совершение ошибок. И когда говорим: «Он – Богатый», то тем самым отрицаем у Него противоположное богатству, то есть бедность. И когда говорим мы о Нем: «Справедливый», то тем самым отрицаем у Него качества насилия и угнетения. И когда говорим: «Он – Терпеливый», то этим отрицаем у Него торопливость. И когда говорим: «Он – Сильный», то этим отрицаем у Него бессилие. Если же мы не поступим таким образом, то тем самым припишем Ему нечто такое, что Ему не присуще. И если мы говорим, что Он от вечности Живой, Знающий, Слышащий, Видящий, Великий, Мудрый, Богатый, Властвующий, Терпеливый, Справедливый, Щедрый, и при этом отрицаем всякое качество (сифат), противоположное этим качествам, которые есть качества сущности, то тем самым мы устанавливаем, что Аллах – Единый от вечности, и не было ничего наряду с Ним. Но не так обстоит дело с волей (ирада), замыслом (машийа), довольством или гневом Его, и они – из качеств действия (сифату ль-аф‘аль), а не сущности (сифату ззат), ибо нельзя сказать: «Аллах от вечности Волящий или Замышляющий (Желающий)», как позволяется сказать: «Аллах от вечности Сильный, Знающий».

 

12.Глава толкования слов Аллаха, велик Он и свят: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28: 88)

 

1 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه: ق ا ل: ح د ث ن ا أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع ي س ى ، ع ن م ح م د ب ن إ س م ا ع ي ل ب ن ب ز ي ع ، ع ن م ن ص و ر ب ن ي و ن س ، ع ن ج ل ي س ل أ ب ي ح م ز ة ، ع ن أ ب ي ح م ز ة ، ق ا ل: ق ل ت ل أ ب ي ج ع ف ر ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل (ك ل ش ئ ه ا ل ك إ ل ا و ج ه ه)؟ ق ا ل: ف ي ه ل ك ك ل ش ئ و ي ب ق ي ا ل و ج ه ، إ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل أ ع ظ م م ن أ ن ي و ص ف ب ا ل و ج ه ، و ل ك ن م ع ن ا ه ك ل ش ئ ه ا ل ك إ ل ا د ي ن ه و ا ل و ج ه ا ل ذ ي ي ؤ ت ى م ن ه

 

1. (198) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Ахмад ибн Мухаммад ибн Иса от Ахмада ибн Исмаила ибн Базиа от Мансура ибн Йунуса от Джалиса от Абу Хамзы, что он сказал:

 

Я сказал Имаму Бакиру (А) слова Аллаха, велик Он и свят: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28: 88).

Он сказал: «Итак, погибает всякая вещь, и остается лишь Его лик. Воистину, Аллах превыше того, что быть описанным через лицо, и значение этого: погибнет всякая вещь, кроме Его религии, и лика, через который идут к Нему».

 

 

2 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، ع ن ي ع ق و ب ب ن ي ز ي د ، ع ن ص ف و ا ن ب ن ي ح ي ى ، ع ن أ ب ي س ع ي د ا ل م ك ا ر ي ، ع ن أ ب ي ب ص ي ر ، ع ن ا ل ح ا ر ث ب ن ا ل م غ ي ر ة ا ل ن ص ر ي ق ا ل: س أ ل ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ع ن ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل: (ك ل ش ئ ه ا ل ك إ ل ا و ج ه ه) ق ا ل: ك ل ش ئ ه ا ل ك إ ل ا م ن أ خ ذ ط ر ي ق ا ل ح ق

 

2. (199) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Йакуба ибн Йазида от Сафвана ибн Йахьи от Абу Саида Мукари от Абу Басира от Хариса ибн Мугиры Насри, что он сказал:

 

Я спросил у Имама Садыка (А) о слове Аллаха, велик Он и свят: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28: 88).

Он сказал: «Гибнет всякая вещь, кроме того, кто избрал путь истины».

 

 

3 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ع ل ي م ا ج ي ل و ي ه ر ح م ه ا ل ل ه ، ع ن م ح م د ب ن ي ح ي ى ا ل ع ط ا ر ، ع ن س ه ل ا ب ن ز ي ا د ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن أ ب ي ن ص ر ، ع ن ص ف و ا ن ا ل ج م ا ل ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ي ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل: (ك ل ش ئ ه ا ل ك إ ل ا و ج ه ه) ق ا ل: م ن أ ت ى ا ل ل ه ب م ا أ م ر ب ه م ن ط ا ع ة م ح م د و ا ل أ ئ م ة م ن ب ع د ه ص ل و ا ت ا ل ل ه ع ل ي ه م ف ه و ا ل و ج ه ا ل ذ ي ل ا ي ه ل ك ، ث م ق ر أ: (م ن ي ط ع ا ل ر س و ل ف ق د أ ط ا ع ا ل ل ه)

 

3. (200) Передал Мухаммад ибн Али Маджилавайхи от Мухаммада ибн Йахьи Аттара от Сахля ибн Зияда от Ахмада ибн Мухаммада ибн Аби Насра от Сафвана Джаммала от Имама Садыка (А) относительно слова Аллаха, велик Он и свят: « Всякая вещь гибнет, кроме Его лика » (28: 88), и он сказал:

«Тот, кто следовал Аллаху в том, что Он повелел, подчиняясь Мухаммаду (С) и Имамам (А) после него, - он есть лик, который не гибнет», а затем прочитал: «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (4: 80).

 

 

4 - و ب ه ذ ا ا ل إ س ن ا د ق ا ل: ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ن ح ن و ج ه ا ل ل ه ا ل ذ ي ل ا ي ه ل ك

 

4. (201) По тому же иснаду, что Имам Садык (А) сказал:

Мы (Ахль уль-Бейт) есть лик Аллаха, который не гибнет.

 

 

5 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن م و س ى ب ن ا ل م ت و ك ل ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن ا ل ح س ي ن ا ل س ع د آ ب ا د ي ، ع ن أ ح م د ب ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ا ل ب ر ق ي ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن ر ب ي ع ا ل و ر ا ق ، ع ن ص ا ل ح ب ن س ه ل ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ي ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل: ك ل ش ئ ه ا ل ك إ ل ا و ج ه ه ق ا ل: ن ح ن

 

5. (202) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Али ибн Хусейн Саад Абади от Ахмада ибн Аби Абдилляха Барки от его отца от Рабиа Варрака от Салиха ибн Сахля:

 

Имам Садык (А) сказал о слове Аллаха, велик Он и свят: « Всякая вещь гибнет, кроме Его лика » (28: 88):

«Это мы (Ахль уль-Бейт)».

 

 

6 - ح د ث ن ا أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ي ح ي ى ا ل ع ط ا ر ر ح م ه ا ل ل ه ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن س ه ل ب ن ز ي ا د ، ع ن ي ع ق و ب ب ن ي ز ي د ، ع ن م ح م د ب ن س ن ا ن ، ع ن أ ب ي س ل ا م ، ع ن ب ع ض أ ص ح ا ب ن ا ع ن أ ب ي ج ع ف ر ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ق ا ل: ن ح ن ا ل م ث ا ن ي ا ل ت ي أ ع ط ا ه ا ا ل ل ه ن ب ي ن ا ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و ن ح ن و ج ه ا ل ل ه ن ت ق ل ب ف ي ا ل أ ر ض ب ي ن أ ظ ه ر ك م ، ع ر ف ن ا م ن ع ر ف ن ا ، و م ن ج ه ل ن ا ف أ م ا م ه ا ل ي ق ي ن

 

6. (203) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Йахья Аттар от его отца от Сахля ибн Зияда от Йакуба ибн Йазида от Мухаммада ибн Синана от Абу Саллама от некоторых их сподвижников от Имама Бакира (А), что он сказал:

«Мы есть те строки (масани)[103], что даровал Аллах нашему Пророку (С), и мы есть лик Аллаха – движемся на земле между вас: познал нас тот, кто познал, а кто пребывает в невежестве по поводу нас, то перед ним - очевидность (йакын)»[104].

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Значение его слов: «Мы есть те строки, что даровал Аллах нашему Пророку (С)» в том, что Пророк (С) соединил их (Имамов) и Коран, и завещал ухватиться за Коран и за них, и повелел умме не отделяться от них, пока они не присоединятся к нему у райского источника.

 

 

7 - أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع ي س ى ع ن ع ل ي ب ن س ي ف ، ع ن أ خ ي ه ا ل ح س ي ن ب ن س ي ف ، ع ن أ ب ي ه س ي ف ب ن ع م ي ر ة ا ل ن خ ع ي ع ن خ ي ث م ة ، ق ا ل: س أ ل ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ع ن ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل (ك ل ش ئ ه ا ل ك إ ل ا و ج ه ه) ق ا ل: د ي ن ه ، و ك ا ن ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و س ل م و أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن ع ل ي ه ا ل س ل ا م د ي ن ا ل ل ه ، و و ج ه ه و ع ي ن ه ف ي ع ب ا د ه ، و ل س ا ن ه ا ل ذ ي ي ن ط ق ب ه ، و ي د ه ع ل ى خ ل ق ه ، و ن ح ن و ج ه ا ل ل ه ا ل ذ ي ي ؤ ت ى م ن ه ، ل ن ن ز ا ل ف ي ع ب ا د ه م ا د ا م ت ل ل ه ف ي ه م ر و ي ة ، ق ل ت: و م ا ا ل ر و ي ة ؟ ق ا ل: ا ل ح ا ج ة ف إ ذ ا ل م ي ك ن ل ل ه ف ي ه م ح ا ج ة ر ف ع ن ا إ ل ي ه و ص ن ع م ا أ ح ب

 

7. (204) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдиллях от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Али ибн Сайфа от его брата Хусейна ибн Сайфа от его отца Сейфа ибн Амира Нахаи от Хайсама, что он сказал:

Я спросил Имама Садыка (А) о слове Аллаха, велик Он и свят: « Всякая вещь гибнет, кроме Его лика » (28: 88).

Он сказал: «Это Его религия. Посланник Аллаха (С) и повелитель верующих Али (А) были Его религией, и Его ликом, и Его глазом среди рабов Его, и языком Его, которым Он говорил, и Его рукой над творением, и мы есть лик Аллаха, через который идут к Нему: не прейдем мы среди Его рабов, покуда не прейдет средь них суждение для Аллаха».

Я сказал: «Что такое суждение (равийа)?»

Он сказал: «Потребность. И когда не будет для Аллаха среди них потребности, мы вернемся к Нему, и творит Он то, что пожелает».

 

 

8 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل:

ح د ث ن ا م ح م د ب ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ا ل ك و ف ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن إ س م ا ع ي ل ا ل ب ر م ك ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا ا ل ح س ي ن ب ن ا ل ح س ن ، ق ا ل: ح د ث ن ا ب ك ر ، ع ن ا ل ح س ن ب ن س ع ي د ، ع ن ا ل ه ي ث م ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن م ر و ا ن ب ن ص ب ا ح ، ق ا ل: أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل خ ل ق ن ا ف أ ح س ن خ ل ق ن ا ، و ص و ر ن ا ف أ ح س ن ص و ر ن ا و ج ع ل ن ا ع ي ن ه ف ي ع ب ا د ه ، و ل س ا ن ه ا ل ن ا ط ق ف ي خ ل ق ه ، و ي د ه ا ل م ب س و ط ة ع ل ى ع ب ا د ه ب ا ل ر أ ف ة و ا ل ر ح م ة ، و و ج ه ه ا ل ذ ي ي ؤ ت ي م ن ه ، و ب ا ب ه ا ل ذ ي ي د ل ع ل ي ه ، و خ ز ا ئ ن ه ف ي س م ا ئ ه و أ ر ض ه ب ن ا أ ث م ر ت ا ل أ ش ج ا ر ، و أ ي ن ع ت ا ل ث م ا ر و ج ر ت ا ل أ ن ه ا ر ، و ب ن ا ن ز ل غ ي ث ا ل س م ا ء و ن ب ت ع ش ب ا ل أ ر ض ، ب ع ب ا د ت ن ا ع ب د ا ل ل ه ، و ل و ل ا ن ح ن م ا ع ب د ا ل ل ه

 

8. (205) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Аби Абдиллях Куфи, что передал Мухаммад ибн Исмаил Бармаки, что передал Хусейн ибн Хасан, что передал Бакр от Хасана ибн Саида от Хайсама ибн Абдилляха от Марвана ибн Сабаха, что он сказал:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.