Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава о том, что Аллах - велик Он и свят! - не имеет тела или образа 7 страница






 

 

22 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن م و س ى ب ن ا ل م ت و ك ل ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن ا ل ح س ي ن ا ل س ع د آ ب ا د ي ، ع ن أ ح م د ب ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ا ل ب ر ق ي ، ع ن أ ب ي ه م ح م د ب ن خ ا ل د ، ع ن أ ح م د ا ب ن ا ل ن ض ر ، ع ن م ح م د ب ن م ر و ا ن ، ع ن م ح م د ب ن ا ل س ا ئ ب ، ع ن أ ب ي ا ل ص ا ل ح ، ع ن ع ب د ا ل ل ه ب ن ع ب ا س ف ي ق و ل ه ع ز و ج ل: (ف ل م ا أ ف ق ق ا ل س ب ح ا ن ك ت ب ت إ ل ي ك و أ ن ا أ و ل ا ل م ؤ م ن ي ن) ق ا ل: ي ق و ل: س ب ح ا ن ك ت ب ت إ ل ي ك م ن أ ن أ س أ ل ك ا ل ر ؤ ي ة و أ ن ا أ و ل ا ل م ؤ م ن ي ن ب أ ن ك ل ا ت ر ى

 

22. (143) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Али ибн Хусейн Саад Абади от Ахмада ибн Аби Абдилляха Барки от его отца Мухаммада ибн Халида от Ахмада ибн Назра от Мухаммада ибн Марвана от Мухаммада ибн Саиба от Абу Салиха от Абдуллаха ибн Аббаса о словах Аллаха, велик Он и свят: «Придя в себя, он (Муса) сказал: “Пречист Ты! Я обратился к Тебе, и я - первый уверовавший”» (7: 143).

Он сказал: «Пречист Ты! Я обратился к Тебе от того, чтобы просить увидеть Тебя, и я – первый уверовавший в то, что Тебя нельзя увидеть».

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Муса (А) знал, что Аллаха – велик Он и свят! – нельзя увидеть, и просьба к Аллаху показать Себя, дабы увидеть Его, была от его народа, который настаивал на этом. А посему Муса (А) попросил это у своего Господа без того, чтобы Он разрешил ему, и сказал: «Господи! Покажи Себя, чтобы я взглянул на Тебя!» Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она устоит на своем месте (то есть когда сотрясется), то ты увидишь Меня» (7: 143). И значение этого: ты никогда не увидишь Меня, как гора никогда не может быть одновременно покоящейся и движащейся. И это подобно другим Его словам, велик Он и свят: «Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (7: 40), и значение этого: они не войдут в Рай никогда, как верблюд никогда не сможет пройти сквозь игольное ушко. И когда Господь проявил Себя на горе, то есть проявил на горе знамение из Своих знамений – и то был свет из светов, которые Он сотворил, - Он превратил ее в прах, и Муса (А) упал без чувств от страха перед сотрясением этой горы со всей ее огромностью и величием. Когда же он пришел в себя, сказал: «Пречист Ты! Я обратился к Тебе», то есть: я вернулся к (истинному) познанию Тебя, отказавшись от того, к чему побудил меня мой народ относительно просьбы увидеть Тебя. И это покаяние не было покаянием от греха, ибо Пророки не совершают грехов ни больших, ни малых, и просить разрешения перед вопросом (относительно в и дения) не было обязательным для него, но было его привычкой и обычаем (адаб), прежде чем он спрашивал что-то. И некоторые передают, что он все-таки попросил разрешения перед этим, и разрешение было дано ему, дабы научить его народ, что в и дение Аллаха не дозволено. И слова его: «Я – первый уверовавший» означают: я – первый уверовавший из моего народа, который был с ним и требовал от него, чтобы он спросил Господа явить Себя, дабы они увидели Его, - уверовавший в то, что Его нельзя увидеть.

Есть другие хадисы на эту тему, но мы не приводим их – хотя, с нашей точки зрения, они достоверны - из опасения, что люди не поймут их, станут отрицать или впадут в неверие, а Имамы (А) повелели нам говорить с людьми по степени их разума.

И значение в и дения Аллаха, о котором говорится в некоторых хадисах, - знание[78]. Объяснение этого состоит в том, что ближний мир – обитель сомнений, ошибок и смятения. Когда же наступит День воскресения, для рабов раскроются знамения Аллаха – велик Он и свят! – и Его повеления относительно наказания и награды, в которых больше не будет никаких сомнений, и станет ясна истина силы Аллаха, велик Он и свят. И подтверждение этого – в Книге Аллаха: «Ты был беспечен к этому, но Мы сорвали с тебя твой покров, и остр сегодня взор твой» (50: 22). И значение того, что пришло в хадисах относительно Его в и дения в тот День, – знание о Нем с очевидностью (йакын). И таково слово Его, велик Он и свят: «Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень?» (25: 45), или «разве ты не видел того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его?» (2: 258), или «разве ты не видел тех, которые вышли из своих жилищ, - а было их тысячи, - остерегаясь смерти?» (2: 243), или «разве не видел ты, как поступил Господь твой с владельцами слона?» (105: 1). Здесь имеется в виду в и дение сердцем, а не глазами.

Слово же Его, велик Он и свят: «Когда Господь его проявил Себя на горе» означает, что Он проявил на горе знамение из Своих знамений, через которое горе сотряслась и превратилась в прах, потому что не имела силы выдержать это знамение. И сказано, что Он показал на горе свет Своего Трона (арш).

 

 

23 - ح د ث ن ا أ ب ي ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ع ن ا ل ق ا س م ب ن م ح م د ا ل إ ص ف ه ا ن ي ، ع ن س ل ي م ا ن ب ن د ا و د ا ل م ن ق ر ي ، ع ن ح ف ص ب ن غ ي ا ث ا ل ن خ ع ي ا ل ق ا ض ي ، ق ا ل: س أ ل ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ع ن ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل: (ف ل م ا ت ج ل ى ر ب ه ل ل ج ب ل ج ع ل ه د ك ا) ق ا ل: س ا خ ا ل ج ب ل ف ي ا ل ب ح ر ف ه و ي ه و ي ح ت ى ا ل س ا ع ة

 

23. (144) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах от Касима ибн Мухаммада Исфахани от Сулеймана ибн Давуда Минкари от Хафса ибн Гийаса Нахаи Кази, что он сказал:

Я спросил Имама Садыка (А) о словах Аллаха, велик Он и свят: «Когда Аллах проявил Себя на горе, Он обратил ее в прах» (7: 143).

Он сказал: «Гора обрушилась в море и будет там, покуда не наступит Час».

 

 

24 - و ت ص د ي ق م ا ذ ك ر ت ه م ا ح د ث ن ا ب ه ت م ي م ب ن ع ب د ا ل ل ه ب ن ت م ي م ا ل ق ر ش ي ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ق ا ل: ح د ث ن ي أ ب ي ، ع ن ح م د ا ن ب ن س ل ي م ا ن ا ل ن ي س ا ب و ر ي ، ع ن ع ل ي ب ن م ح م د ب ن ا ل ج ه م ، ق ا ل: ح ض ر ت م ج ل س ا ل م أ م و ن و ع ن د ه ا ل ر ض ا ع ل ي ب ن م و س ى ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ، ف ق ا ل ل ه ا ل م أ م و ن: ي ا ا ب ن ر س و ل ا ل ل ه أ ل ي س م ن ق و ل ك أ ن ا ل أ ن ب ي ا ء م ع ص و م و ن ؟ ق ا ل: ب ل ى ، ف س أ ل ه ع ن آ ي ا ت م ن ا ل ق ر آ ن ، ف ك ا ن ف ي م ا س أ ل ه إ ن ق ا ل ل ه: ف م ا م ع ن ى ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل: (و ل م ا ج ا ء م و س ى ل م ي ق ا ت ن ا و ك ل م ه ر ب ه ق ا ل ر ب أ ر ن ي أ ن ظ ر إ ل ي ك ق ا ل ل ن ت ر ا ن ي - ا ل آ ي ة) ك ي ف ي ج و ز أ ن ي ك و ن ك ل ي م ا ل ل ه م و س ى ب ن ع م ر ا ن ع ل ي ه ا ل س ل ا م ل ا ي ع ل م أ ن ا ل ل ه ت ع ا ل ى ذ ك ر ه ل ا ي ج و ز ع ل ي ه ا ل ر ؤ ي ة ح ت ى ي س أ ل ه ه ذ ا ا ل س ؤ ا ل ؟ ف ق ا ل ا ل ر ض ا ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ن ك ل ي م ا ل ل ه م و س ى ب ن ع م ر ا ن ع ل ي ه ا ل س ل ا م ع ل م أ ن ا ل ل ه ، ت ع ا ل ى ع ن أ ن ي ر ى ب ا ل أ ب ص ا ر ، و ل ك ن ه ل م ا ك ل م ه ا ل ل ه ع ز و ج ل و ق ر ب ه ن ج ي ا ر ج ع إ ل ى ق و م ه ف أ خ ب ر ه م أ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل ك ل م ه و ق ر ب ه و ن ا ج ا ه ، ف ق ا ل و ا: ل ن ن ؤ م ن ل ك ح ت ى ن س م ع ك ل ا م ه ك م ا س م ع ت ، و ك ا ن ا ل ق و م س ب ع م ا ئ ة أ ل ف ر ج ل ، ف ا خ ت ا ر م ن ه م س ب ع ي ن أ ل ف ا ، ث م ا خ ت ا ر م ن ه م س ب ع ة آ ل ا ف ث م ا خ ت ا ر م ن ه م س ب ع م ا ئ ة ، ث م ا خ ت ا ر م ن ه م س ب ع ي ن ر ج ل ا ل م ي ق ا ت ر ب ه ، ف خ ر ج ب ه م إ ل ى ط و ر س ي ن ا ء ، ف أ ق ا م ه م ف ي س ف ح ا ل ج ب ل ، و ص ع د م و س ى ع ل ي ه ا ل س ل ا م إ ل ى ا ل ط و ر و س أ ل ا ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى أ ن ي ك ل م ه و ي س م ع ه م ك ل ا م ه ، ف ك ل م ه ا ل ل ه ت ع ا ل ى ذ ك ر ه و س م ع و ا ك ل ا م ه م ن ف و ق و أ س ف ل و ي م ي ن و ش م ا ل و و ر ا ء و أ م ا م ، ل أ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل أ ح د ث ه ف ي ا ل ش ج ر ة ، ث م ج ع ل ه م ن ب ع ث ا م ن ه ا ح ت ى س م ع و ه م ن ج م ي ع ا ل و ج و ه ، ف ق ا ل و ا: ل ن ن ؤ م ن ل ك ب أ ن ه ذ ا ا ل ذ ي س م ع ن ا ه ك ل ا م ا ل ل ه ح ت ى ن ر ى ا ل ل ه ج ه ر ة ، ف ل م ا ق ا ل و ا ه ذ ا ا ل ق و ل ا ل ع ظ ي م و ا س ت ك ب ر و ا و ع ت و ا ، ب ع ث ا ل ل ه ع ز و ج ل ع ل ي ه م ص ا ع ق ة ف أ خ ذ ت ه م ب ظ ل م ه م ف م ا ت و ا ، ف ق ا ل م و س ى: ي ا ر ب م ا أ ق و ل ل ب ن ي إ س ر ا ئ ي ل إ ذ ا ر ج ع ت إ ل ي ه م و ق ا ل و ا: إ ن ك ذ ه ب ت ب ه م ف ق ت ل ت ه م ل أ ن ك ل م ت ك ن ص ا د ق ا ف ي م ا ا د ع ي ت م ن م ن ا ج ا ة ا ل ل ه إ ي ا ك ، ف أ ح ي ا ه م ا ل ل ه و ب ع ث ه م م ع ه ، ف ق ا ل و ا: إ ن ك ل و س أ ل ت ا ل ل ه إ ن ي ر ي ك أ ن ت ن ظ ر إ ل ي ه ل أ ج ا ب ك و ك ن ت ت خ ب ر ن ا ك ي ف ه و ف ن ع ر ف ه ح ق م ع ر ف ت ه ، ف ق ا ل م و س ى ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ي ا ق و م إ ن ا ل ل ه ل ا ي ر ى ب ا ل أ ب ص ا ر و ل ا ك ي ف ي ة ل ه ، و إ ن م ا ي ع ر ف ب آ ي ا ت ه و ي ع ل م ب أ ع ل ا م ه ، ف ق ا ل و ا: ل ن ن ؤ م ن ل ك ح ت ى ت س أ ل ه ، ف ق ا ل م و س ى ع ل ي ه ا ل س ل ا م ي ا ر ب إ ن ك ق د س م ع ت م ق ا ل ة ب ن ي إ س ر ا ئ ي ل و أ ن ت أ ع ل م ب ص ل ا ح ه م ، ف أ و ح ى ا ل ل ه ج ل ج ل ا ل ه إ ل ي ه: ي ا م و س ى ا س أ ل ن ي م ا س أ ل و ك ف ل ن أ ؤ ا خ ذ ك ب ج ه ل ه م ، ف ع ن د ذ ل ك ق ا ل م و س ى ع ل ي ه ا ل س ل ا م: (ر ب أ ر ن ي أ ن ظ ر إ ل ي ك ق ا ل ل ن ت ر ا ن ي و ل ك ن ا ن ظ ر إ ل ى ا ل ج ب ل ف إ ن ا س ت ق ر م ك ا ن ه (و ه و ي ه و ي) ف س و ف ت ر ا ن ي ف ل م ا ت ج ل ى ر ب ه ل ل ج ب ل (ب آ ي ة م ن آ ي ا ت ه) ج ع ل ه د ك ا و خ ر م و س ى ص ع ق ا ف ل م ا أ ف ا ق ق ا ل س ب ح ا ن ك ت ب ت إ ل ي ك (ي ق و ل: ر ج ع ت إ ل ى م ع ر ف ت ي ب ك ع ن ج ه ل ق و م ي) و أ ن ا أ و ل ا ل م ؤ م ن ي ن) م ن ه م ب أ ن ك ل ا ت ر ى ، ف ق ا ل ا ل م أ م و ن: ل ل ه د ر ك ي ا أ ب ا ا ل ح س ن.

 

24. (145) Подтверждение того, что было упомянуто мной выше, в этом хадисе: передал нам Тамим ибн Абдуллах ибн Тамим Кураши, что передал его отец от Хамдана ибн Сулеймана Нейшабури от Али ибн Мухаммада ибн Джахма, что он сказал:

Я был на собрании (халифа) Мамуна, где присутствовал Али ибн Муса Реза (А). И Мамун сказал ему: «Считаешь ли ты, что Пророки очищены от грехов?» Он ответил: «Да». Тогда Мамун стал спрашивать его о некоторых аятах Корана, и среди них был этот аят: «И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь, он сказал: “Господи! Дай мне посмотреть на Тебя”. Он сказал: “Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь”. А когда его Господь проявил Себя горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он пришел в себя, то сказал: “Хвала Тебя! Я обратился к Тебе, и я - первый уверовавший”» (7: 143). Как же возможно, чтобы Муса ибн Имран (А) не знал, что Аллаха нельзя видеть, и обратился к Нему с этой просьбой?!

Имам Реза (А) сказал: «Муса ибн Имран (А) знал, что Аллаха превыше того, чтобы Его видели взорами. Однако он, после того как Аллах говорил с ним и приблизил его к тайнам, вернулся к своему народу и сообщил им, что Аллах – велик Он и свят! – говорил с Ним, и приблизил его, и беседовал с ним. Они же сказали: “Мы не поверим тебе, пока не услышим речь Аллаха так же, как ты слышал ее”.

Те, кто были с ним из его народа, насчитывали семьсот человек. Он избрал из них семьдесят для встречи с их Господом, отправился с ними к горе Синаю и расположил их у подножия горы, сам же поднялся на гору и попросил у Аллаха – велик Он и свят! – чтобы Он поговорил с ним и дал им слышать Его речь. И Аллах – да вознесется Его поминание! – говорил с ним, и они слышали Его речь сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади, ибо Аллах проявил эту речь в дереве, и она распространялась от него так, что они слышали ее со всех сторон. Но они сказали: “Мы не поверим, что эта речь, которую мы слышали, от Аллаха, пока не увидим Самого Аллаха явно”. И когда они сказали такое страшное слово, и возгордились, и ослушались, Аллах – велик Он и свят! – наслал на них молнию, и она поразила их со всем их гнетом и несправедливостью, и умерли они. И сказал Муса (А): “О, мой Господь! Что я скажу народу Израиля, когда вернусь к ним? Поистине, они скажут: ‘Вот, ты ушел с ними и убил их, потому что ты солгал нам о том, будто Аллах говорил с тобой‘”. И Аллах оживил их и отправил их с ним. Они же сказали: “Если ты попросишь у Аллаха, чтобы Он показал Себя тебе, чтобы ты увидел Его, Он исполнит твою просьбу. Потом ты сообщишь нам, какой Он, дабы мы познали Его истинным познанием”. Муса (А) же сказал: “О, народ! Аллаха нельзя видеть взорами, и Он не имеет облика. Он познается через Его знамения (аят), и знают о Нем через Его проявления (‘аламат)”. Они же сказали: “Мы никогда не уверуем в тебя, покуда ты не спросишь Его (об этом)”.

И Муса (А) сказал: “Господи! Ты, поистине, слышал слова народа Израиля, и Ты лучше знаешь об их пользе”. И Аллах внушил Мусе (А) в откровении: “О, Муса! Спроси Меня о том, что они требуют, и Я не призову тебя к ответу за их невежество (джахль)”. Тогда Муса (А) сказал: “Господи! Дай мне посмотреть на Тебя”. Он сказал: “Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, - тогда как она сотрясется, - то ты Меня увидишь”. А когда его Господь проявил Себя горе, - знамением из Своих знамений, - Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он пришел в себя, то сказал: “Хвала Тебя! Я обратился к Тебе, - то есть вернулся к познанию Тебя после невежества моего народа, - и я - первый уверовавший” – то есть первый уверовавший из них в то, что Тебя нельзя видеть».

И Мамун сказал: «Поразительно, о Абу Хасан!»

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Этот хадис очень длинный, мы привели из него только то, что относится к теме. Полностью мы изложили его в книге «Уйуну ахбари риза (А)» («Избранные хадисы Резы (А)»).

Если я упомяну другие хадисы о в и дении Аллаха, то книга станет очень длинной через их приведение, толкование и установление их достоверности. Тот же, кого Аллах – да вознесется Его поминание! – наделил успехом и прямым путем, верит во все, что пришло от Имамов (А) по достоверным иснадам, приветствует их и передает им все спорные вопросы. Ибо их слово – слово Аллаха, их дело – дело Аллаха, и они самые близкие к Аллаху творения, велик Он и свят, и самые знающие о Нем среди них, да будет благословение над всеми ними!

 

9. Глава о силе Аллаха (кудрат)

 

 

1 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن م و س ى ب ن ا ل م ت و ك ل ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن م ح م د ب ن أ ب ي إ س ح ا ق ا ل خ ف ا ف ، ق ا ل: ح د ث ن ي ع د ة م ن أ ص ح ا ب ن ا أ ن ع ب د ا ل ل ه ا ل د ي ص ا ن ي أ ت ى ه ش ا م ب ن ا ل ح ك م ف ق ا ل ل ه: أ ل ك ر ب ؟ ف ق ا ل: ب ل ى ، ق ا ل:

ق ا د ر ؟ ق ا ل: ن ع م ق ا د ر ، ق ا ه ر ، ق ا ل: ي ق د ر أ ن ي د خ ل ا ل د ن ي ا ك ل ه ا ف ي ا ل ب ي ض ة ل ا ي ك ب ر ا ل ب ي ض ة و ل ا ي ص غ ر ا ل د ن ي ا ؟ ف ق ا ل ه ش ا م: ا ل ن ظ ر ة ، ف ق ا ل ل ه: ق د أ ن ظ ر ت ك ح و ل ا ، ث م خ ر ج ع ن ه ، ف ر ك ب ه ش ا م إ ل ى أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ا س ت أ ذ ن ع ل ي ه ف أ ذ ن ل ه ف ق ا ل: ي ا ا ب ن ر س و ل ا ل ل ه أ ت ا ن ي ع ب د ا ل ل ه ا ل د ي ص ا ن ي ب م س أ ل ة ل ي س ا ل م ع و ل ف ي ه ا إ ل ا ع ل ى ا ل ل ه و ع ل ي ك ، ف ق ا ل ل ه أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ع م ا ذ ا س أ ل ك ؟ ف ق ا ل: ق ا ل ل ي ك ي ت و ك ي ت ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ي ا ه ش ا م ك م ح و ا س ك ؟ ق ا ل: خ م س ، ف ق ا ل: أ ي ه ا أ ص غ ر ؟ ف ق ا ل ا ل ن ا ظ ر ، ف ق ا ل: و ك م ق د ر ا ل ن ا ظ ر ؟ ق ا ل: م ث ل ا ل ع د س ة أ و أ ق ل م ن ه ا ، ف ق ا ل: ي ا ه ش ا م ف ا ن ظ ر أ م ا م ك و ف و ق ك و أ خ ب ر ن ي ب م ا ت ر ى ، ف ق ا ل: أ ر ى س م ا ء و أ ر ض ا و د و ر ا و ق ص و ر ا و ت ر ا ب ا و ج ب ا ل ا و أ ن ه ا ر ا ، ف ق ا ل ل ه أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ن ا ل ذ ي ق د ر أ ن ي د خ ل ا ل ذ ي ت ر ا ه ا ل ع د س ة أ و أ ق ل م ن ه ا ق ا د ر أ ن ي د خ ل ا ل د ن ي ا ك ل ه ا ا ل ب ي ض ة ل ا ي ص غ ر ا ل د ن ي ا و ل ا ي ك ب ر ا ل ب ي ض ة ف ا ن ك ب ه ش ا م ع ل ي ه و ق ب ل ي د ي ه و ر أ س ه و ر ج ل ي ه ، و ق ا ل: ح س ب ي ي ا ا ب ن ر س و ل ا ل ل ه ف ا ن ص ر ف إ ل ى م ن ز ل ه ، و غ د ا إ ل ي ه ا ل د ي ص ا ن ي ف ق ا ل: ي ا ه ش ا م إ ن ي ج ئ ت ك م س ل م ا و ل م أ ج ئ ك م ت ق ا ض ي ا ل ل ج و ا ب ، ف ق ا ل ل ه ه ش ا م: إ ن ك ن ت ج ئ ت م ت ق ا ض ي ا ف ه ا ك ا ل ج و ا ب ، ف خ ر ج ع ن ه ا ل د ي ص ا ن ي ، ف أ خ ب ر أ ن ه ش ا م ا د خ ل ع ل ى أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ع ل م ه ا ل ج و ا ب ف م ض ى ع ب د ا ل ل ه ا ل د ي ص ا ن ي ح ت ى أ ت ى ب ا ب أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ا س ت أ ذ ن ع ل ي ه ف أ ذ ن ل ه ، ف ل م ا ق ع د ق ا ل ل ه: ي ا ج ع ف ر ب ن م ح م د د ل ن ي ع ل ى م ع ب و د ي ، ف ق ا ل ل ه أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.