Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Огонёк и Е.Ваенга: трагедия и триумф. В чём причина?






 

Две певицы скорее всего не были знакомы лично, а если и знали что-то друг о друге, то разве что сценические имена. Тем не менее, анализируя биографии Е.Ваенги и К.Огонёк, невольно приходишь к мистическому выводу: жизнь и судьба Кати Огонёк как будто сыграли роль антипособия для Елены Ваенги при её восхождении на Олимп. Создаётся впечатление, что Ваенга буквально с лупой в руке по пунктам изучила биографию Кати Огонёк, чтобы раз и навсегда усвоить - как не надо делать и поступать, выбирая нелёгкую карьеру певицы русского шансона. Бросается в глаза просто поразительная разность поступков и суждений двух певиц.

1. Ваенга с самого начала сочиняла песни сама и только позже пришла к тому, чтобы исполнять песни чужого сочинения. Катя Огонёк ничего сама не писала никогда. Само по себе это ни хорошо ни плохо, однако замечено: исполнители, которые пишут сами, обычно более трепетно и ответственно подходят к исполнению «чужих» произведений.

2. Ваенга с самого начала давала концерты только с живым звуком. У К.Огонёк вопрос о живом оркестре (не путать с живым вокалом!) никогда не стоял даже в принципе. Единственное исключение – «Звёздная пурга 2000», где две её песни прозвучали под полноценный оркестр. Живая музыка – сама по себе колоссальная школа для любого профессионала.

3. Все решения относительно творчества Ваенга принимала и принимает сама. За К.Огонёк это зачастую делали продюсеры и директора.

4. Ваенга выбирала себе псевдоним вполне осознанно, и при случае грамотно и чётко могла объяснить, откуда он взялся. От К.Огонёк услышать что-либо вразумительное на эту тему было почти нереально, хотя её псевдоним, как уже говорилось, вызывал гораздо больше вопросов.

5. У Ваенги с самого начала не было никакой «легенды». Она предпочитала ничего о себе не скрывать. Поэтому в её биографии почти нет нестыковок. Биография К.Огонёк долгое время была для поклонников «тёмный лес».

6. Ваенга активно ведёт гастрольную деятельность по концертным залам страны. «Концертными залами» К.Огонёк все последние 6 лет жизни были тюрьмы и ночные клубы.

7. Ваенга не стесняется активно общаться со своими поклонниками, как на самих концертах, так и по интернету. Она всегда открыта и коммуникабельна. «Клубы» её поклонников очень активны и неистощимы на всевозможные мероприятия, связанные с певицей. К.Огонёк до последнего момента не имела даже собственного сайта. Её поклонники вынуждены были жить словно в вакууме. Но даже там, где могла, и когда могла, она предпочитала реально к себе никого не приближать кроме самых «близких». Впоследствии это обстоятельство стало роковым. По мнению многих, певицу погубила «слепая любовь» к человеку, абсолютно её недостойному…

Продолжать можно и дальше, но уже и так понятно, сколь разными путями шли по жизни две певицы, внесшие неоценимый вклад в искусство шансона. И всё-таки, главный вопрос остаётся – почему так произошло? Конечно, сыграли свою роль такие факторы как место рождения (говорят север сам по себе дисциплинирует тех, кто там родился, в отличие от тёплого юга) и социальное положение (родители К.Огонёк имели прямое отношение к миру искусства, что явно сыграло ключевую роль в начале её карьеры – ведь она сразу попала к таким мэтрам эстрады как А.Кальянов, А.Шаганов, А.Морозов, М.Танич…) Но главная причина всё же видится в другом.

Елена Ваенга в своих интервью неоднократно говорила, что очень благодарна судьбе за то, что та «выпустила» её на Большую сцену в 30 с лишним лет, а не на 10 лет раньше, потому что, приди к ней такая слава и признание в 20 лет, это могло бы кончиться весьма печально… Такое впечатление, что, произнося эти слова, Ваенга видела перед глазами трагическую судьбу Кати Огонёк.

Анализируя и наблюдая короткую жизнь Кати Огонёк, её поступки и высказывания, постоянно ловишь себя на мысли о каком-то вопиющем контрасте между тем, что слышишь в песнях, и тем, что узнаёшь из интервью и видишь на сцене. А разгадка оказалась много проще! Возраст. Когда после смерти К.Огонёк её возраст перестал быть тайной, многие просто не могли поверить в эту цифру. Первоначально даже думали, что случилась опечатка, что не 30 лет ей было на самом деле, а 40… Слишком непосильный груз взвалила она на себя, будучи совершенно неподготовленной.

Ваенга вступила на Большую сцену и познала блеск славы и признания практически в возрасте Христа. Но кто знает, как сложилась бы её карьера, если бы миллионы поклонников нашлись у неё на десятилетие раньше… Ответить на этот вопрос уже невозможно, но памятник Кате Огонёк на Николо-Архангельском кладбище со страшными цифрами «1977-2007» - словно немое предупреждение всем, кто жаждет слишком ранней славы и карьеры в непростом мире шоу-бизнеса…

12 ноября 2010 года произошло глубоко символичное событие, на мистицизм которого мало кто обратил внимание. В этот день состоялся первый сольный концерт Е.Ваенги на сцене Большого Кремлёвского дворца, после которого ей откроет двери центральное телевидение. Уже после концерта за кулисы к певице пришёл тот самый Степан Разин, который 10 годами ранее фактически «заставил» её всё начать с нуля. Пришёл и попросил прощения за всё. Ваенга простила. Наверное, она сама не сознавала в тот момент, насколько правильно поступила. По большому счёту, она должна была бы этому человеку поклониться в ноги. Ведь если бы не досадный эпизод 2000 года, фактически отодвинувший начало её карьеры на 10 лет, кто знает, кем была бы сейчас Елена Хрулёва, и была бы вообще?..

***

Помимо возраста, есть ещё один фактор, который играет ключевую роль в карьере любого артиста песенного жанра – это музыкальное образование, причём не обязательно официальное.

В этом никто и никогда в мире музыкально-песенного искусства не признается ни вслух, ни даже перед самим собой, но есть неписаное правило: человек, желающий попробовать себя в таком деле как исполнение песен, должен обязательно иметь музыкальное образование, или нечто, похожее на него.

Когда не стало Кати Огонёк, все суждения о ней и её творчестве свелись по сути к одной формуле: «она пела с душой». Это безусловно соответствует истине, но… есть в этом лаконичном определении нотка некоего снисходительного пренебрежения, своеобразный «приговор» со стороны мира искусства: мол, пела-то с душой, но этого не достаточно, чтобы быть причисленной к «высокому искусству».

Между тем, о Елене Ваенге спектр суждений намного насыщеннее. И поёт с душой, и профессионал высокого класса, и мощная личность, и поющая актриса, и талантливый музыкант… Это лишь малая часть того, что говорят о ней даже относительно равнодушные к шансону люди.

Думаю, секрет тут прост. Мир песенного искусства никогда не признавал и не признал Катю Огонёк «своей» по одной простой причине. На вопрос радио «Шансон»: «Где Вы учились петь?» Катя честно ответила: «Нигде.» И это так. Музыкального образования в традиционном понимании у Кати никогда не было. Впрочем, в шансоне таких едва ли не большинство, и суть не в этом. В.Высоцкий традиционного музыкального образования тоже не имел, и на гитаре играл в-общем не слишком виртуозно, однако это не помешало ему буквально сделать гитару своим оружием. В. Токарев наоборот с гитарой на сцене никогда не появлялся, но имеет блестящее образование как музыкант и аранжировщик, и это всем известно. М.Шуфутинский также поёт всегда без гитары, но при этом – блестящий профессионал по части аранжировки, и это тоже всем известно.

Стратегическая ошибка Кати Огонёк заключалась в том, что, сумев стать на каком-то этапе едва ли не королевой женского шансона, она тем не менее не имела никакого музыкального образования – даже нетрадиционного! Мало кто знает, что к музыкальной стороне исполняемого материала эта певица практически не проявляла активного интереса, смотрела в основном на содержание, и то не всегда (показательна в этом смысле история с песней «Лейтенантик», когда певица призналась: «Я долгое время вообще не понимала, о чём я пою…»). Тем самым миру песенного искусства был брошен очень неприятный вызов. Катю охотно слушали, но её не считали профессионалом, и она не могла стать своей даже среди гораздо менее популярных, но формально более «образованных» певцов и певиц.

В отличие от Кати Огонёк, Елена Ваенга не только имеет музыкальное образование, но и демонстрирует его наглядно. Почти на каждом концерте её можно видеть сидящей то за фортепиано, то с гитарой… Такого до сих пор не демонстрировала ни одна певица. Рискну предположить, что именно это трепетное отношение к музыке как таковой сыграло главную роль в признании Ваенги как выдающейся певицы не только широкими слоями населения, но и самим «миром искусства». Хотя она конечно и поэт неплохой, и вокалистка сильная. Но самое главное – она выглядит хозяйкой своего творчества. И вовсе не потому что она сама пишет свои песни. Прежде всего, она осознанно выбирает свой репертуар. Ваенга никогда не будет петь что-то только потому, что ей «это принесли» и велели спеть. Да, её песни тоже неравноценны, но за каждую свою песню певица готова отвечать. Чётко и осознанно. Ваенга никогда не скажет «я не понимаю, о чём пою». Она может признаться, например, что не понимает красоты решётки Летнего сада, но что касается исполняемых ею песен – тут какое-либо непонимание недопустимо. Да, некоторые песни (особенно не своего сочинения) Ваенга может понимать по-своему, но в-общем, так и должно быть у настоящего профессионала. Недопустимо что-либо пропускать через себя, не понимая или не чувствуя содержания, а вот по-своему понимать – можно и порой нужно!

Сейчас, правда, «мир искусства» с Ваенгой откровенно заигрывает, осыпает комплиментами, сулит всевозможные перспективы, а это тоже «не есть хорошо». Дело в том, что Ваенга – хоть и «своя» в мире профессионалов, но абсолютно чужая для мира «тусовки», особенно в Москве. Тем не менее уже сейчас ясно – музыкальное образование Ваенги стало одним из решающих факторов, сделавших её карьеру столь успешной, и её имя среди «экспертов» и «знатоков» песенного искусства всегда будут произносить с гораздо большим придыханием, нежели имя К.Огонёк…

 

Кое-что о личной жизни…

 

Говоря о профессиональной стороне деятельности двух певиц, нельзя обойти вниманием и человеческий аспект. Увы, и тут поступки и биографии К.Огонёк и Е.Ваенги похожи как плюс и минус…

Уже после смерти Кати Огонёк проводился любопытный эксперимент. Группе экстрасенсов, не знавших, кто такая К.Огонёк, предложили посетить жилище певицы и дать характеристику хозяйке. В ходе эксперимента один из экстрасенсов сказал, что Кристине был сделан «заговор на смерть» предположительно по заказу бывшей жены её мужа. Правда, мама певицы в заговор не поверила, но остальные факты подтвердила. В момент встречи с К.Огонёк её будущий гражданский муж Леван был женат, и жена его находилась на позднем сроке беременности. Решение бросить старую семью созрело быстро… Сейчас уже не важно, был ли на самом деле заговор. Факт в том, что мотив для такого заговора объективно был!

На чужом несчастье, как известно, счастья не построишь. Знала ли об этом Катя Огонёк? Скорее всего, да. Но знать и осознать – разные вещи. Увы, слишком многое свидетельствует – Катя Огонёк много чего «знала», но мало над чем всерьёз задумывалась. Свою личную жизнь она строила по тем же принципам, что и профессиональную, то есть по логике «как кривая вывезет». Кстати, Леван был не первым её мужем. И до встречи с «принцем на чёрном коне» (выражение К.Огонёк – будущий муж буквально подъехал к ней на улице на чёрном «Мерседесе»…) у певицы был некоторый опыт.

После премьеры «Белой тайги» весной 1998 года в ДК им.Горького в Санкт-Петербурге певица дала своё первое большое интервью, в котором наговорила много интересного, в том числе и про любовь... Прежде всего, Катя охотно поведала, что она – «девушка с крутым нравом», которую лучше не задевать, особенно мужчинам. При необходимости она может даже «сильно ударить мужчину», поскольку прошла курс восточных единоборств… Вообще мужчины пишут ей охотно, чаще женщин, и отвечать им приходится одно и то же. Вот, например, один поклонник даже приехал к ней домой, освободившись из зоны, и сразу с порога предложил пожениться. «Как только адрес узнал?» - удивляется Катя. «Неужели у вас так и не было любви?» - недоумевает журналист. «Ну почему же? Была, - отвечает 20-летняя певица. – Только вот что она мне дала, эта любовь? Ни денег, ни квартиры…» «Боже мой, неужели вы, исполнительница трогательных лирических баллад, в жизни циничны?» – вопрошает обалдевший журналист. Певица явно смущается, понимая, что сказала нечто «не то», но сформулировать дальнейший ход мыслей у неё не очень получается. «Я считаю, что любовь настоящая приходит в жизни только раз. Раз! У меня она уже была…» Потрясённый журналист задаёт вполне логичный вопрос: «Любовь вы подвергаете сомнению, дружбу тоже. Что тогда для вас главное сейчас?» Ответ неожиданный, но искренний: «Главное – это родители! Они даны один раз, и других не будет. Я живу ради них, они – ради меня.»

Напомню – всё это говорила исполнительница «Северной ночи», «Подруженьки», «Зацелую-залюблю» и прочих песен, сработавших по умам и душам многих людей в тогдашней России эффектом термоядерного взрыва.

Есть вещи, о которых можно думать, но которые при определённых обстоятельствах нельзя произносить вслух до конца своих дней. Катя Огонёк была публичным человеком, с огромным влиянием на умы миллионов, и многое из того, что она наговорила тем весенним днём 1998 года, она не имела права говорить ни тогда ни после, даже если бы она прожила до 100 лет.

Жизнь порой жестоко мстит не только за необдуманные поступки, но и за необдуманные слова. Прошло совсем немного времени, и куда подевался «крутой нрав» Кати Огонёк, когда её стали банально обворовывать все кому не лень, кто был с нею рядом? Прошло каких-то 5-7 лет, и большинство мужчин, составлявших аудиторию Кати как певицы, сменилось большинством женщин. А «мечта» про любовь в комплекте с деньгами и квартирой в итоге обернулась своей полной противоположностью: певица, выпустившая миллионными тиражами более 10 дисков, умерла в условиях, близких к нищете. Впрочем, судя по всему, одно желание Кати всё-таки сбылось – возможно, самое главное...

Заключительный момент интервью позволяет сделать вывод: Катя больше всего на свете боялась потерять родителей. Всё остальное было для неё минимум вторично. «Никогда не желайте чего-то слишком сильно – ваше желание может сбыться самым неожиданным образом» - гласит древняя мудрость. Желание не потерять родителей при жизни может сбыться только двумя путями: либо кто-то должен прожить слишком долго, либо кто-то – слишком мало… Третьего не дано. Желание Кати сбылось.

***

О личной жизни Елены Ваенги до 2000 года известно не очень много. Но факты таковы. За своего будущего мужа Ивана Матвиенко (тоже гражданского, как и в случае с К.Огонёк) она вышла довольно рано, а познакомились они при внешне очень похожих обстоятельствах. (Он ехал на машине, она – перебегала дорогу…). С тех пор они вместе уже 16 лет. Довольно много, особенно учитывая непростой характер Елены. Впрочем, особых сенсаций здесь нет. Гораздо более любопытная история – Ваенга и её родители.

В отличие от К.Огонёк, Ваенга с самого начала не могла рассчитывать на помощь родителей в своей профессиональной деятельности – хотя бы потому, что они не имели отношения к миру искусства. А после того как она «ушла из дома замуж», отношения с родителями и вовсе на какое-то время зашли в тупик. Одним словом – рассчитывать на их помощь будущей певице ни с какого бока не приходилось. О своих сложных взаимоотношениях с родителями Ваенга много рассказывает в своих интервью, из которых можно понять, что по-настоящему близкими ей людьми по жизни стали её бабушка, у которой она долгое время жила в Петербурге, и муж Иван, чрезвычайно много вложивший в её будущее, в буквальном и переносном смысле. Впоследствии Ваенга назовёт свой способ вести дела «семейным бизнесом», и это будет недалеко от истины.

Было бы верхом абсурда утверждать, что Ваенга, в отличие от К.Огонёк, «не любит» своих родителей. Просто её чувства к ним более многогранны и лишены того «фанатизма», которое свойственно некоторым людям, которые склонны замыкаться в «узком семейном кругу», не замечая больше никого и ничего. Чрезвычайно непросто складывалась её судьба. Порой бывали моменты, когда казалось, что всё кончено и ничего больше не выйдет. Но семья каким-то чудом сохранялась, несмотря ни на что. (К слову, примеров долголетнего «семейного бизнеса» в истории шансона крайне мало. Помимо Ваенги, с ходу можно вспомнить лишь Викторию и Вадима Цыгановых, чей творческий и семейный союз длится уже едва ли не четверть века.)

Сейчас желтая пресса и некоторые не очень умные поклонники пытаются выяснить «судьбоносный вопрос» - почему у Ваенги до сих пор нет детей? Сама певица часто отвечает, что ей просто некогда их завести. Как ни странно, это очень мудрый ответ, хотя сама певица возможно не подозревает об этом. Дело в том, что у каждого своя миссия по жизни. И никто не знает, что именно из того, что он сделал, по достоинству оценит История. Для людей искусства это особенно актуально.

В отличие от Е.Ваенги, К.Огонёк стала мамой в 23 года, практически на пике карьеры. В такие моменты человеку кажется, что весь мир лежит у его ног и впереди – только Свет и новые Вершины. Казалось бы – девушке в который уже раз крупно повезло? Но, как мы знаем, судьба распорядилась иначе. Буквально через считанные месяцы после рождения дочери у певицы началось ухудшение здоровья (это было видно – певица стремительно набирала лишний вес, у неё увеличилась одышка), а карьера с лета 2001 года пошла под уклон. И песня «Дочка», впервые спетая К.Огонёк всё тем же летом 2001-го, сегодня звучит почти зловеще…

Каждому своё. Каждый делает свой Выбор по жизни. Карьера Елены Ваенги сегодня переживает если не пик, то явный подъём. И пока рано говорить, какую оценку в итоге поставит Е.Ваенге История. Ведь оценивается не только творчество, а и многое из того, что к творчеству не имеет прямого отношения. История знает немало примеров, когда один неосторожный поступок перечёркивал все былые заслуги и достижения. Сейчас в жизни певицы настал пожалуй самый трудный период – полгода назад ей открыло двери центральное ТВ и на неё обратил внимание шоу-бизнес Москвы. Не нужно лишний раз говорить, что это означает…

Пока Е.Ваенге каким-то чудом удаётся обходить подводные камни, которых на её пути становится всё больше. Есть надежда, что она выйдет из этого испытания без больших потерь. И пожалуй, главный «аргумент» для такой надежды – тот факт, Большая слава пришла к Ваенге более-менее вовремя, в а не в 18-20 лет, как к её ровеснице с берегов Чёрного моря…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.