Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая работа с детьми, пострадавшими от насилия






Детство является таким периодом в жизни каждого че­ловека, когда закладываются основы личностной активнос­ти и личностные свойства, ценности, определяющие «каче­ство» будущей жизни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок наименее защищен от социального, психологического и физичес­кого насилия. Происходящие общественные изменения и социально-психологические условия нередко угрожают полноценному гармоничному раз­витию детей. Необходимо своевременно принимать меры с целью защиты ребенка от физического и психоло­гического насилия, небрежного и грубого обращения или эксплуатации. Выделяется три основных направления работы:

1. Признание необходимости отношения к ребенку как к личности, которая является самостоятельным и важным субъектом правовых отношений.

2. Создание государственной системы защиты прав и за­конных интересов детей, которая была бы га­рантом осуществления прав и законных интересов ребенка в семье, в учебной и профессиональной деятельности, в соци­альных отношениях.

3. Выявление детей, которые в силу имею­щихся у них физических или психических недостатков, про­блем в развитии, особых условий существования нуждаются в расширенных мерах социально-правовой поддержки для реализации их законных интересов.

В настоящее время и среди детей, и среди взрослых широко распространена агрес­сия. Но жертвами агрессии чаще всего являются дети и подростки, так как взрослые способны оказать сопротивление и в большинстве случаев могут сами защитить себя. Насильственные действиямогут проявляться в самых раз­личных формах: от оскорбления до крайней степени – убий­ства; могут иметь вид физического, вербального, пси­хического или социального насилия. Не все виды насилия уго­ловно наказуемы, в частности домашнее насилие, которое включает ограничение ребенка в чем-то необходимом (еде, одежде), унижение достоинства ребенка, игнорирование его потребнос­тей и интересов. В исследованиях по проблеме насилия наиболее часто употребляются сле­дующие термины: пренебрежение, плохое обращение, жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсут­ствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физи­чески и психологически опасном окружении. В этом случае наблюдаются серь­езные упущения в обеспечении витальных (жизненно необ­ходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите. По существу, речь идет о состояниях депривации, о таком явлении, как «социальное си­ротство» – лишение детей родительского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращениеопределяется как пред­намеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физи­ческих страданий. Сексуальное злоупотреблениепонимается как использо­вание ребенка для целей сексуального удовлетворения другого человека или вовлечение детей и подро­стков в сексуальные действия, на которые они не способны дать согласия.

Характеристика жестокого обраще­ния должна включать:

- оценку совершаемых действий (физические, сексу­альные, психологические);

- продолжительность их воздействия и особенности ближайших или отдаленных по­следствий (эмоциональных, социальных, медицинских);

- частоту актов же­стокости, возраст ребенка, особенности его личности.

Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Вне­шние признаки насилия или жестокого обращения с детьми: безнадзорность, неухоженность, внешняя запущенность, отсутствие необходимого ухода, насмешки сверстников, оскорбления, угрозы, унижения, поврежде­ния на теле (ссадины, синяки, порезы, ожоги, травмы) и отсутствие при этом своевременной медицинс­кой помощи.

Многие исследова­ния указывают на связь между жестокостью наказаний, при­меняемых к ребенку, и мерами воздействия, которые ис­пользовались в семье самого родителя. Прослеживается четкая связь между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой случаев делинквентности, жестоким характером преступлений тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко. Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, однако не имеют четко вы­раженных симптомов и признаков, по которым можно опре­делить первопричину отклонений.

Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой, явной форме; послед­ствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жерт­вы, а затем в агрессию. Жертвы насилия живут в состоянии постоянного чувства опасности, страха того, что насилие может повто­риться или что все узнают о случившемся. Дети и подростки, испытавшие насилие, чувству­ют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучас­тниками или виновниками. У них наблюдаются расстройства эмо­циональной сферы, выражающиеся в повышенной тревож­ности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Ча­сто наблюдаются нарушения сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружаю­щими. Вследствие недоверия к миру появляются замкну­тость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида.

В формировании психогенных психических расстройств у детей ведущее значение придается «синдрому избиваемого ребенка». Показано, что при семейной жестокости отмечаются психические расстройства в виде тре­вожных состояний и депрессий различной глубины в соче­тании с низким уровнем социального функционирования, различными формами агрессивного и деструктивного пове­дения, антисоциальными личностными деформациями. Анализ внутрисемейных ситуаций и наличия психических отклонений у родителей, проявляю­щих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60% случаев родители «забитых детей» имели тяжелую депривацию в детстве, страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях чаще наблюдался авторитарный тип внутрисемейных отноше­ний, конфликты между супругами сопровож­дались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следо­вательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.

В случаях совершения насилия над детьми чаще всего винов­ником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обраща­ется за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства. Жертва насилия – это тот, кто вовлекается в отноше­ния путем обмана или давления; жертвой насилия может стать любой человек. Статистика свидетельствует, что наибольшее количество насилия направлено на де­тей и молодежь. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенностями подростков: мень­шей физической силой, психологической уязвимостью, со­циальной и материальной зависимостью от взрослого.

Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Основными признаками, характеризующими комплекс жертвы, являются социальная изоляция, робость, неуверенность в себе. Не существует прирожденных жертв, но приобретенные человеком физические, психические и со­циальные свойства и качества, такие как пассивность, трусость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения, могут сделать человека жертвой преступления. Человека, способного совершить насилие, напротив, отличает потребность в доминировании над ок­ружающими, а способом подчинения является жестокость. По данным исследований, среди на­сильников наиболее часто встречаются психопаты (49, 7%), алкоголики (50, 8%), олигофрены (36%), лица с органическими заболе­ваниями ЦНС (63%).

Оказание помощи жертвам насилия направлено на сни­жение или максимально полное устранение возможных по­следствий перенесенного насилия и принятие мер по пре­кращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера. Специалисты выделя­ют ряд особенностей оказания помощи детям и подрост­кам, пострадавшим от насилия: полное признание основных прав детей и подростков (право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, до­стойное существование), анонимность и конфиденциальность (это повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью). Формирование чувства безопас­ности у жертв насилия – основа эффективной помощи.

Обязательным аспектом помощи детям и подросткам яв­ляется разъяснение их основных «психологических» прав, к которым относятся:

- право на неприкосновенность;

- право на защиту своей чести;

- право доверять своим чувствам;

- право говорить «нет» взрослым;

- право рассказать о неприятном событии близкому человеку;

- право на получение помощи.

Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окру­жении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов ее достоверность зависит от степени доверия пострадавшего или его близких. Информация должна содер­жать сведения о самой жертве, родителях и близких род­ственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутри­семейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных лицах, о насильнике. Определенное значение имеют пол консультанта, место и обстановка проведения консультаций, уровень профессионализма психолога: это позволяет обеспечить максимум ува­жения к ребенку и серьезное восприятие его проблем, свести к минимуму психическую нагрузку и ущерб личности пострадавшего.

Признаки посттравматического синдрома характерны для всех жертв насилия. Глубина отрицательных последствий определяется обстоятельствами, среди которых выделяют особенности отношения членов семьи к факту насилия и индивидуальную толерантность ребенка к стрессорным воздействиям (стрессоустойчивость). Про­фессиональная психологическая помощь является наилучшим вариантом для выхода из посттравматического состояния с минимальными последствиями для личности ребенка. Цель психологической помощи жерт­вам насилия заключается в уменьшении отрицательного влияния пережи­той ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотв­ращении отклонений в поведении, облегчении адаптации в обществе. Исходя из этих целей, психолог решает следующие прак­тические задачи:

- оценивает уровень психического здоровья жертвы на­силия и определяет показания для применения других видов помощи (пси­хотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);

- изучает индивидуально-психологические особенности ребенка для более адекватного их использования при решении возникших проблем;

- мобилизует скрытые психологические ресурсы ребен­ка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

- осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;

- выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

- привлекает других членов семьи, родственников, друзей к оказанию психо­логической поддержки пострадавшего ребенка.

Для работы с детьми и подростками, пострадавшими от насилия, психолог использует следующие психодиагностические ме­тодики: опросник А.Е. Личко, цветовой тест М. Люшера, шкалу уровня субъективного контроля Д. Роттера, рисуночные тесты («Дом-Дерево-Человек», «Ки­нематический рисунок семьи», «Несуществующее живот­ное»), методику «Неоконченные предложения» и другие.

Следствием насилия может быть чувство немо­тивированного беспокойства, тревоги, неуверенности, от­сутствие доверия к людям, замкнутость, отчужденность, приводящие к социальной дезаптации ребенка. Сексуальное насилие отражается в рассказах ребенка, иг­рах идентичного типа с другими детьми и куклами, избега­нии медосмотра, страхе посещения туалета, неадекватных реакциях на потенциальных насильников, необычном коли­честве сексуальных знаний, проявляющихся в рисунках или поведении. В ходе психотерапии обра­щается внимание на способность ребенка осознавать сущность, глубину и тяжесть переживания факта насилия – от без­различия до тяжелых депрессий и суицидальных попыток. Отдаленные психологические последствия могут быть выражены в виде предрасположенности вновь стать жертвой насилия, сложностей вступления в брак, склонности к отклоня­ющемуся и делинквентному поведению.

Ос­новными задачами индивидуальной психотерапии с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии, являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание ат­мосферы принятия, доверия, безопасности и привлечение ресурсных состояний. Применяются гипносуггестивные методы, рациональная психотерапия, методы эриксоновского гип­ноза, гештальттерапии и нейролингвистического програм­мирования. Для детей чаще всего используются психодрама­тическое отреагирование травматических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую те­рапию.

Это очень ответственная часть работы психолога, так как повтор­ное внутреннее психологическое переживание ситуации насилия может усилить психо­травму. Подросток, имеющий достаточный личностный ресурс, может вывести проблему на уровень осознания и с помощью психолога произвести переориентирование с кри­зисного переживания на какие-либо позитивные направления. После отреагирования травматического опыта или пози­тивной переориентации основной проблемы у клиента выс­вобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, на формирование доверия к себе, уве­ренности в своих силах, на конструктирование новых спосо­бов поведения и решения конфликтов, на выработку актив­ности в борьбе со злом.

Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особенно нуждают­ся в психотерапевтической помощи. Возможно применение терапии творческим само­выражением, сказкотерапии, игровой терапии. Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт уста­новлен и пострадавший может говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии, когда снимается аффектив­ная острая симптоматика. Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в та­кой группе пострадавший может обрести понимание и сочув­ствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих пере­живаниях, услышать опыт других, попробовать новые мо­дели поведения, не боясь осуждения, выработать новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля и, на­конец, найти новых друзей, почувствовать уверенность в себе и перестать быть жертвой.

Группа может быть постоянно действующей (1-2 раза в неделю по 1, 5 часа), открытой или закрытой. По содержа­нию это может быть:

- психодинамическая группа, целью которой является создание атмосферы поддержки и доверия, осознание собственных проблем, сопротивление злу, повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;

- группа ролевого тренинга, направленная на формирование новых способов поведе­ния, отработку ролевых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками и осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее из­менения;

- группа тренинга общения, нацеленная на формиро­вание конструктивного общения, партнерских способов ре­шения жизненных ситуаций, способов социально-психоло­гической адаптации в различных условиях;

- группа телесно-ориентированной терапии, имеющая целью снятие телесных зажимов и отреагирование травма­тического опыта через тело;

- группа терапии творческим самовыражением (рису­нок, лепка, танец), направленная на раскрытие внутренне­го потенциала, повышение самооценки и отреагирование травматического опыта через творчество;

- группы игровой психотерапии, в которых ребенок может разрешить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффективные состояния.

Результатом психотерапии является способность ребенка самостоятельно существовать в дальнейшем и актив­но реагировать в психотравмирующих ситуациях. Психопрофилактикой насилия может служить работа пси­холога с родителями, педагогами, специалистами; осоз­нание источников насилия, разъяснение их опасности, защиту прав жертв насилия и способы предупреждения насилия и жестокости. Профилактическую задачу решает и специальная рабо­та психолога по коррекции агрессивного поведения детей и подрост­ков. Коррекционно-развивающая работа психолога направлена на осознание подростками причин агрессивного поведения, расширение предела терпимости, освоение способов социального контроля, поиск альтернативных агрессии, социально приемлемых способов поведения и разрешения жизненных трудностей. Важно обучить ребенка безопас­ному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности.

Для профилактики жестокости и наси­лия в обществе нужны специальные програм­мы, включающие различные направления работы:

- создание специальных образовательных программ, которые будут демонстрировать здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;

- борьбу с засилием телепередач и фильмов, транслиру­ющих жестокость и насилие;

- создание «телефонов доверия», кризис­ных центров для жертв насилия, организацию движения в помощь со­циально дезадаптированным детям и подросткам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.