Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное консультирование и методы профдиагностики старшеклассников






Профконсультирование рассматривается как психологическое консультирование по вопросам выбора профессии, профориентации, повышения профессионального мастерства. Профессиональная консультация – метод оказания психологической помощи человеку в выборе профессии, планировании профессиональной карьеры в соответствии с индивидуальными качествами личности и возможностями, предоставленными обществом.

Начинать консультацию целесообразно с индивидуальной беседы. Профориентационная беседа помогает школьнику ответить на вопросы: кто я? какой я? кем я могу быть? кем я хочу быть? Примерная схема профориентационной беседы выглядит следующим образом:

А) Профессиональные намерения учащегося.

1. Что собирается делать после окончания школы – учиться в ПТУ, техникуме, ВУЗе или работать?

2. Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

3. Знает ли о требованиях избираемой профессий к человеку?

4. Что советуют делать родители? Согласен ли учащийся с их мнением?

Б) Интересы учащегося.

1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «не­любимые» предметы)?

2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, экскурсии на предприятия, посещение учебных заведений)?

3. Какова помощь родителей в выборе его будущей профессии?

4. Какие склонности и интересы преобладают в свободное от учебы время?

5. Как развивает склонности, связанные с выбором про­фессии?

В) Способности учащегося.

1. Какими способностями обладает учащийся?

2. Есть ли у него способности, необходимые для освоения избираемой профессии?

3. Как он развивает способности, связанные с выбором профес­сии (тренирует память, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?

4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося?

5. Каково мнение учителей, родителей о его способностях, согласен ли он с ними?

Г) Личные качества учащегося.

1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как он развивает качества, необходимые для про­фессиональной деятельности?

4. Занимается ли самовоспитанием? Оказывают ли учителя и родители помощь в развитии лич­ных качеств?

Д) Готовность к выбору профессионального пути.

1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?

2. По каким учебным предметам ему будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

3. Сможет ли он осуществить свои профессиональные намерения?

4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

Е) Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессии.

1. Литература для чтения.

2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов.

3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.

4. Встреча со специалистом.

5. Советы по развитию индивидуаль­ных качеств.

 

В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа: первичную профконсультацию и углубленную профконсультацию. Первичная профконсультация проводится с группой или индивидуально. В ходе нее происходит обучение правилам выбора профессии и дается информация о многообразии профессий. Результатом консультации является формирова­ние профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности выбора. Углубленная индивидуальная профконсультация основыва­ется на глубоком всестороннем изучении человека: его склон­ностей, интересов, состояния здоровья и физического разви­тия, уровня и структуры внимания, типа мышления, ручной уме­лости и координации движений, особенностей характера. При этом учитываются мнения учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных позволяет воздействовать на учащихся не толь­ко в целях профориентации, но и развития личности в целом.

В профессиональной консультации психолог применяет следующие методы: анкетирование, беседа, интервью, тестирование. Для выявления личностных особенностей часто используется многофакторный опросник Р. Кэттела, тест Д. Голланда по определению типа личности, ДДО – дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова «Я предпочту», ОПП – опросник профессиональных предпочтений Л.Н. Кабардова, методика «Карта интересов» (модификация А.Е. Голомштока) и др. Большое значение имеют анализ и интерпретация полу­ченных при диагностике данных. Результаты исследований, про­веденных психологом, должны помочь школьнику осознанно, объективно, правильно оценить себя и найти наиболее эффек­тивные формы самосовершенствования.

С целью активизации мышления школьника и получения до­полнительной информации консультант задает проблемные воп­росы. Объективность профконсультации зависит во многом от взаимного доверия консультанта и учащегося. Необходимо стиму­лировать у школьника положительные эмоции. Общий эмоци­ональный фон имеет большое значение. Консультант должен всесторонне и исчерпывающе провести необходимые экспе­рименты, помочь школьникам, например, понять свои недо­статки, отрицательные черты характера и в доверительной фор­ме указать возможности их устранения.

Консультант дает общие советы, пояснения, но на вы­бор профессии он не влияет, если для этого нет каких-либо медицинских и прочих оснований. В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других требуется углубление и расширение работы по формированию профессиональной на­правленности, в некоторых случаях, в связи с выявленными психофизическими качествами, требуется пере­страивать профессиональный выбор. Если у человека обнаруживаются противопо­казания к выбранной профессии, профконсультант должен тактично и доказательно объ­яснить ему невозможность сделанного им выбора и рекомендо­вать другую профессию, но рекомендуемая профессия не должна идти вразрез со склонностями и способностями учащегося.

Основные требования к психологу-профконсультанту: знание профессиограмм и психограмм различных специальностей; знание показаний и противопоказаний к разным профессиям; владение различными диагностическими методиками. Профессиограмма – это совокупность квалификационных требований конкретной профессии или специальности. Психограмма – это перечень психофизиологических качеств, необходимых человеку для овладения той или иной профессией.

Основными правилами для профконсультанта являются следующие:

- прово­дить консультацию в доверительной обстановке, давать рекомендации в тактичной форме, осознавать ответственность за их последствия;

- направлять интересы личности с учетом условий и требований общества, использовать способности и особенности характера ученика в реализации его потенциальных возможно­стей;

- делать выводы только на основе комплексного изуче­ния личности школьника (данных наблюдений, биографии, результатов психодиагностики); учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие;

- помогать учащимся осознавать свои недостатки, отрицательные черты характера и находить возможности их устранения;

- воздействовать на интеллектуальную и эмоци­ональную сферы школьника, учитывая его психологическое состояние.

Основная цель психолога-профконсультанта – понять собеседника и быть понятым им. Психолог должен быть убежден, что каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными интереса­ми, способностями, особенностями характера, и это необ­ходимо использовать в реализации потенциальных возможно­стей учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.