Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы индивидуализации учебно-воспитательного процесса






Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Современная школа находится в поиске моделей обуче­ния, обеспечивающих разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологичес­ких и интеллектуальных возможностей. Наблюдения физиоло­гов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей с трудом адаптируются к новым условиям, справляются частично или не справляются вовсе с режимом работы и учебной программой. В рамках учебного процесса учитель не имеет возможности уделять каждому ребенку необходимое внимание, осуществлять дифференцированный подход, учитывать индивидуальные возможности и способности детей.

Психо­лог, осуществляя своевременную психопрофилактическую и развиваю­щую работу с детьми, помогает им совершить естественный пе­реход от игровой деятельности к учебной, ведущей для младшего школьного возраста. Младший школьный возраст в силу его сензитивности предоставляет психологу большие возможности. Психолог проводит работу с детьми по формированию у детей психологического потенциала, который обеспе­чивает успешное усвоение новой деятельности, принятие внутренней позиции школьника, развитие произвольности поведе­ния, пространственной ориентировки и внутреннего плана действий.

Правильно организованный учебный процесс – одно из условий формирования позна­вательного мотива у младшего школьника. Развитие познавательного мотива связано с успеваемостью, стремление к достижениям связано с по­ложительным отношением ребенка к учителю. Педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы сформировать у школьников соответствующий мотивационный цикл – от мотивации начала работы к мотивации вы­полнения работы и к мотивации завершения.

1. Возникновение мотивации: фиксация мотивов предыдущих достижений («мы хорошо поработали над этой темой»), формирование моти­вов относительной неудовлетворенности («но не усвоили один важный момент»); усиление мотивов ори­ентации на предстоящую деятельность («это будет необходимо вам в будущем»).

2. Подкрепление и усиление возникшей мотивации: чередование разных видов деятельнос­ти, материала различной трудности, активизация поиска самих учащихся, самоконтроль и самооценка.

3. Мотивация завершения: каждый ученик должен выйти из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока воз­никла положительная установка на дальнейшее учение – положительная мотивация перспективы.

Для успешного вхождения младшего школьника в учеб­ную деятельность необходимо на протяжении всех лет начального обучения осуществлять целенаправленное формиро­вание трех ее компонентов – интеллектуального, эмоционального и волевого (таблица 7).

Таблица 7

Формирование компонентов учебной деятельности

Компоненты Основные задачи
Интеллектуальный компонент Формирование знаний о различных знаковых систе­мах, о прогнозе, причинах и следствиях; знакомство с возможными вариантами решения задачи; достижение определенного уровня понятий, правил; расширение знаний о предме­тах, явлениях, действиях
Эмоциональный компонент Поддержание положительного эмоционального опыта; обеспечение благоприятных условий учеб­ной деятельности; обучение прогнозированию результата деятельности
Волевой компонент Формирование способности осознанно принимать предложенную цель задания или ставить ее самостоятельно; постепенное изменение объема заданий, степени их сложности, времени выполнения, меры и формы помощи со стороны педагога

 

В процессе обучения необходимо учитывать индивиду­альные особенности познавательных процессов и осуществ­лять дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей рекомендуется замедление темпа учеб­ного процесса, проговаривание учебных действий и опера­ций; для рефлексивных – дозирование учебной информа­ции, творческий характер заданий. Учителю необходимо считаться с типом темперамента ребенка, не предъявлять завышенных требований к детям со слабой нервной системой, постепенно тренировать у них устойчивость внимания, свойства памяти, определенный темп деятельности. В начальной школе, так же как и в детском саду, немаловажное значение имеет создание в классе благоприятной психологической атмосферы и совершенствование индивидуального стиля педагогической деятельности, выбор оптимального стиля в отношениях учителя и учащихся.

Основные достижения младшего школьного возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются определяющими для последующих лет обучения: ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача педагогов и родителей – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Учитель в работе с детьми использует такие приемы, как позитивное стимулирование, аванси­рование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности, руководство ролевым взаимодействи­ем детей в игре, ролевой диалог, создание ситуаций для творческого самовыраже­ния ребенка. Большое значение имеют обогащение предметной среды, учебные ситуации с элементами новизны и занимательности, опора на жизненный опыт детей и щадящая учебная нагрузка.

Такие личностные проявления, как неадекватная самооценка, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка. Для коррекции индивидуально-типологичес­ких особенностей личности ребенка используются метод пси­хогимнастики, методы терапии средствами искусства, метод релаксации, методы отреагирования школьных страхов, метод самовнушения. Для преодоления проблем в общении применяются методы игровой коррекции, методы позитивного общения, методы ролевого на­учения, коммуникативные игры и упражнения, подтверж­дение уникальности ребенка, развитие позитивного воспри­ятия других.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.