Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические трудности дошкольника и пути их преодоления






Основная проблематика консультирования сконцентрирована вокруг индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. На протяжении дошкольного детства ребенок переживает несколько критических возрастных периодов. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса определяет возможность последующего развития личности. В критические периоды родители должны быть особенно внимательны к детям, проявлять чуткое отношение и поддерживать ребенка, чтобы он чувствовал себя защищенным. Особенно важно для родителей в этот период найти «золотую середину» в отношениях с ребенком и вместе с ним преодолеть все трудности. Планы, которые ребенок постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию активности и инициативы, а переживание повторных неудач, наоборот, может привести его к покорности и чувству вины.

Кризис первого года определяется тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. В зависимости от этого у ребенка развивается чувство глубокого доверия к миру или, наоборот, чувство недоверия. Кризис трех лет связан с первым опытом самостоятельности, с приобретением автономии. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка («я сам»). Возможные реакции ребенка: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость и др. Строгий или непоследовательный внешний контроль со стороны родителей приводит к неблагоприятному исходу кризиса: у ребенка закрепляются упрямство и негативизм, которые впоследствии могут перерасти в агрессивность.

Кризис 6-7 лет связан с перестройкой познавательных процессов, формированием произвольности, расширением сферы общения, установлением отношений в новом коллективе. С переходом ребенка в школу меняется его социальная позиция, увеличиваются нагрузки на организм, ведущей становится учебная деятельность. Исход кризиса связан с результатами и достижениями, с оценкой воспитателей и учителей, с отношением родителей. В ситуации критичности педагогов или родителей у ребенка формируется чувство неполноценности, неверие в свои силы, происходит потеря интереса к учению.

Проблемы общения у детей дошкольного возраста часто обусловлены проблемами эмоционально-личностного характера. В детском саду часто выявляются дети, которые непопулярны среди сверстников. Эти дети необщительны, у них отсутствуют избирательные контакты, они не принимают активного участия в играх, а их личностные качества низко оценивают­ся детьми. Перед психологом стоят следующие задачи: выяснение причины данной проблемы, переориента­ция недоброжелательного отношения к ним сверстников, постепенное вовлечение необщительных детей в совместную деятельность и обучение их навыкам общения.

Отклонения в формировании личности ребенка могут обнаруживаться в стремлении к уединению, в отсутствии контактов с другими детьми, в отказе от участия в игровых объединениях. В таком случае предметом внимания психолога выступают симптом малообщительности и внутренние переживания ребенка. Эффективным приемом преодоления малообщительности является использова­ние эмоционального комментария (проговаривания) взрослым всего происхо­дящего вокруг: это помогает ребенку эмоционально откликаться на воспринимаемое. Далее ребен­ку предлагается самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстни­ков, их споров, конфликтов. Идентичному анализу подвер­гаются литературные произведения, рассматрива­емые картинки. Перед ребенком ставятся вопросы, отвечая на которые он подчеркивает особенности проявлений чело­веческих взаимоотношений, способы воздействия людей друг на друга. Ребенок накапливает типы выра­зительных экспрессивно-мимических движений, интонаций, учится понимать смысл шуток, поддразниваний, приобре­тает опыт коммуникативной деятельности. После этого можно включать ребенка в условия реального общения, совместной игры с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все его попытки общаться.

Защитная реакция ребенка может выражаться в приступах усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляю­щие поведением. Ребенок чувствует глубокое истощение, неспособность осмысливать происходящее, свою незащищенность и бессилие. Единственное, чем ребенок может себе помочь, – это плач. Коррекция такого поведения ребенка заключается в том, чтобы помочь ребенку успокоиться. Дети крайне нуждаются в утешениях. Сочувствуя страданиям ребенка, мы помогаем ему избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.

В работе с детьми психолог часто сталкивается с «комплексом Зо­лушки» у детей. Этот комплекс характеризует состояние отверженных в группе детей: негативное самовосприятие (низкая самооценка), безразличие к себе, неопрятность, равнодушие, неуверенность. Необходимо включение такого ребенка в совместную деятельность с наиболее доброжелательными сверстниками при обязательной поддержке воспитателя. Важно переориентировать самовосприятие ребенка, вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе) и личностным достоинствам. Первостепенное значение имеет активное, положительное отношение педагогов и родителей, демонстрирующих самому ребенку его положитель­ные качества.

Нарушения в поведении дошкольника могут быть детер­минированы наличием в группе жесткой фиксации пози­ционных ролей во всех видах деятельности и общения (роль «подчиненного», роль «руководителя»). Работа психолога в этом случае направлена на снятие симптома фиксации ролей и на созда­ние условий, когда каждый ребенок сможет быть как веду­щим, так и ведомым. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы создать для детей с фиксированной ролью «подчи­ненный» ситуации успеха в разных видах деятельности, осо­бенно в игре, и сделать их заметными для всех сверстников.

Предметом коррекционной работы могут стать и проблемы развития игровой деятельности: неразвитость у детей игровых умений, неадекват­ность способов игровых действий, двигательное беспокойство и др. Основными задачами психолога являются следующие: обо­гащение представлений детей об игровой деятельности; привлечение внимания детей к сюжетам игр, содержа­нию игровых действий, к игровым умениям сверстников, их жизнерадостному настро­ению; обучение детей реализации игровых замыслов; формирование умений сосредоточиваться на сво­ей роли, использовать по назначению игрушки; стимулиро­вание ребенка к придумыванию собственных игровых сюжетов. Необ­ходимо научить детей понимать замысел товарищей, рассказывать о своем, планировать совместную игру, опре­делять последовательность действий.

У детей с замедленной моторикой важно пробуждать интерес к играм с импуль­сивным содержанием. Следует максимально совершенство­вать их игровые операции, поощрять соответствие действий такого ребенка общему темпу игры и действиям других парт­неров. Для детей с повышенной моторной активностью необхо­димо создать такие условия, которые бы позволили им уп­равлять своим двигательным беспокойством. Искусственное ограничение подвижности таких детей лишь усилит их раздражительность и возбудимость. Эффективным будет использование приема включения ребенка в игры с захватывающими сюжетами, требующими вы­сокого сосредоточения. В увлекательной сюжетной игре им­пульсивному ребенку может быть предложена ведущая роль, но при этом он должен быть точно информирован взрослым о правилах и целях игры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.