Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое консультирование в детском саду






Психологическое консультирование в детском саду и в школе: Методические рекомендации https://3ys.ru/psikhologicheskoe-konsultirovanie-v-detskom-sadu-i-shkole.html

Рассматриваются вопросы организации работы психолога в образовательных учреждениях, особенности психологического консультирования в детском саду и школе, психологические трудности детей и подростков, пути их коррекции, специфика психопрофилактической и развивающей работы психолога с детьми, родителями и педагогами.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Гарбузов В.И. Нервные дети. – Л.: «Медицина», 1990. – 176 с.

2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: «Сфера», 2000. – 448 с.

3. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. – Дубна: «Феникс+», 2002. – 192 с.

4. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: «Академия», 2001. – 208 с.

Дополнительная

5.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 136 с.

6. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: АО «Сфера», 1994. – 160 с.

7. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: «Союз», 1997. – 224 с.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: «Просвещение», 1989. – 255 с.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: «Сфера», 2000. – 240 с.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Сфера», 1996. – 352 с.

11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: «Сфера», 2000. – 512 с.

12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 2001. – 160 с.

13. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: «Астрель», АСТ, 2004. – 479 с.

14. Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. Буянова М.И. – М.: «Просвещение», 1990. – 128 с.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Психологическая помощь детям дошкольного возраста. Психологическое сопровождение развития ребенка-дошкольника. Психологические трудности дошкольника и пути их коррекции. Взаимодействие психолога и педагога в организации воспитательно-образовательного процесса.

Психологическое консультирование в начальной школе. Психологическая поддержка детей младшего школьного возраста. Психологические трудности младшего школьника и пути их коррекции. Социально-педагогическая запущенность, пути ее коррекции и профилактики. Профилактика социально-педагогической запущенности учащихся. Проблемы индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

Психологическое консультирование учащихся. Технологии работы психолога с подростками. Психологический тренинг для старшеклассников. Девиантное поведение подростков, пути профилактики и коррекции. Аддиктивное поведение подростков. Профилактика девиантного проведения у подростков.

Профессиональное консультирование и профориентационная работа в школе. Методы профдиагностики учащихся. Профконсультация и профориентационные игры. Юность и ее психологические трудности. Психологическая помощь выпускнику школы и абитуриенту.

Психокоррекция в деятельности психолога образовательного учреждения. Специфика организации коррекционной работы с детьми в детском саду и в школе. Методы психокоррекции. Психодинамический и поведенческий подходы в психокоррекции. Коррекция детско-родительских отношений.

Работа психолога с детьми «группы риска». Психологическая работа с детьми, пострадавшими от насилия. Консультирование в кризисных ситуациях. Работа психолога с детьми в психотравмирующих ситуациях. Консультативная работа с родителями детей «группы риска». Кризисное консультирование.

Психологическое консультирование в детском саду

Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. У ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение, развивается логика мышления, формируется структура мотивов, самооценка, развивается волевая регуляция поведения, усваиваются нравственные нормы поведения. Дошкольный возраст – это период овладения соци­альным пространством человеческих отношений через обще­ние с близкими взрослыми, через игровые и реаль­ные отношения со сверстниками. Стремление к овладению психоло­гическими функциями и социальными способами взаимо­действия с другими людьми приносит ребенку чувство радости жизни, усложнение и осоз­нание переживаний, обогащение новыми чувствами и мо­тивами. Нарушение любого из этих механизмов может сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка-дошкольника.

Психологическое консультирование направлено на своевременное выявление и преодоление психологических трудностей детей, на ознакомление родителей с их возрастными особенностями (возрастно-психологическое консультирование) и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание. Особенность консультирования детей дошкольного возраста заключается в том, что инициатором запроса является не ребенок, а окружающие его лица: педагоги, воспитатели, родители, близкие родственники. Специфика психологического консультирования в условиях детского сада заключается в опосредованном характере консультирования, направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь.

Психологическое консультирование в образовательном учреждении не может существовать отдельно, независимо от других направлений деятельности психолога. Наличие детей с коммуникативными, эмоционально-личностными проблемами, с различными недостатками в психическом развитии предполагает организацию психопрофилактических мероприятий (беседы с родителями и воспитателями, наблюдения за детьми), психодиагностических обследований и коррекционно- развивающей работы с детьми. Психологическая консультация показана в тех случаях, когда требуется помочь семье справиться с кризисным состоянием, со стрессовой ситуацией, при необходимости коррекции детско-родительских отношений, коррекции недостатков в психическом развитии детей. Каждый случай индивидуален и требует детального изучения анамнеза, истории развития ребенка, ознакомления с медицинской картой ребенка. Начиная работу с проблемой, психологу необходимо в беседе с родителями выяснить следующее:

· - всегда ли у ребенка была данная проблема, в чем именно она выражалась;

· - с какого момента возникла, кто первый обратил внимание на данную проблему;

· - в чем родители видят причину возникновения проблемы;

· - были ли изменения в структуре семьи или условиях жизни (рождение второго ребенка, переезд, сильный испуг, ситуация развода, болезнь или смерть близких);

· - как сам ребенок воспринимает свою проблему или затруднение;

· - что было сделано для решения данной проблемы, какие трудности при этом возникали.

Планируя проведение коррекционной работы с ребенком, психолог, прежде всего, должен получить согласие его родителей. Затем он беседует с педагогами, наблюдает за ребенком в различных видах деятельности, проводит диагностическое обследование, составляет индивидуальную коррекционную программу, планирует коррекционно-развивающие занятия с ребенком. После завершения определенного курса занятий психолог дает родителям рекомендации, продолжает наблюдение за ребенком и, по мере необходимости, может начать следующий цикл занятий.

Проведение коррекционной работы без поддержки семьи будет малоэффективным, поэтому психолог должен систематически приглашать родителей на консультации, сообщать им о результатах работы, о достижениях ребенка. В процессе консультации происходит подробное обсуждение характера, степени и причин выявленных трудностей, формулирование жалобы и запроса, совместная разработка системы конкретных мер помощи, планирование последующих встреч с родителями. Психолог, выполняя роль помощника семьи, должен четко и ясно осознавать и понимать меру ответственности за свое вмешательство. В любой ситуации психолог должен помочь родителям научиться понимать своего ребенка, любить его таким, какой он есть, просто за то, что он есть.

Важной задачей психолога является снятие чувства тревоги у родителей, углубление понимания трудностей ребенка, усиление чувствительности к его потребностям. Психолог должен создать доверительные, откровенные отношения с родителями, он должен четко улавливать наличие у родителей чувства угнетенности, вины, тревоги и давать им возможность выражать эти чувства. Беседа консультанта с родителями своей главной целью имеет достижение более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом. Родители могут записать выводы и рекомендации психолога – это им поможет в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, проверять их правильность на последующем поведении ребенка.

Возрастные особенности дошкольников могут играть как позитивную, так и негативную роль в развитии ребенка, в зависимости от условий его жизни и воспитания. По мере развития у ребенка повышаются способности к произвольной психичес­кой саморегуляции и самоконтролю, появляется возможность управлять своими эмоциями и действи­ями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли и желания. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают массой запретов. Они ограничивают активность и самостоятельность ребен­ка, что может вызвать у него агрессию или чувство неполноценности.

Многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны, они оказываются временными, и постепенно, по мере взросления, ребенок преодолевает их, а с другой – именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Если интеллектуальные и эмоциональные качества не получают по тем или иным причинам должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление недостатков становится трудным, а иногда невозможным.

Наиболее многочисленную группу посетителей консультации составляют дети, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности, связанные с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями. Например, жалобы родителей на упрямство, непослушание детей (особенно в кризисные периоды), на плохую память, невнимательность, неорганизованность поведения, медлительность, робость и др. Эти многообразные жалобы нередко имеют в основе общую причину: незнание родителями возрастных норм развития. Широко распространенная установка на «послушного» (удобного) ребенка, стремление добиваться превосходства своего ребенка над другими приводят к завышению требований к детям. Примеры сверхтребований к детям и их перегрузок весьма многочисленны: раннее обучение чтению, иностранному языку, занятия музыкой, аэробикой, хореографией, «подготовительные курсы» для поступающих в 1 класс. Для преодоления необоснованного беспокойства родителей необходимо разъяснять родителям возрастные особенности развития ребенка, а также выполнять психодиагностическое обследование и оценку психологом развития ребенка с указанием его сильных и слабых сторон.

Неправомерные требования, предъявляемые родителями к детям, очень часто связаны с психологическими проблемами самих родителей. Основной целью семейного консультирования является помощь семье в осознании проблемы и формиро­вании более конструктивных способов взаимодействия. Среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного послушания», авторитарное отношение к детям и др. Сверхтребования родителей свидетельствуют о недостаточно чутком их отношении к ребенку, о низкой чувствительности к эмоциональным состояниям, потребностям и реальным возможностям ребенка.

Неадекватные жалобы на своих детей характерны для родителей, склонных к эгоцентризму, лишенных гибкости поведения, или для недостаточно зрелых родителей, тяготящихся заботой о ребенке, загруженных проблемами. В процессе консультирования решаются личностные проблемы членов семьи и проблемы семейного воспитания. Неблагополучие в детско-родительских отношениях и в семье в целом требует психологического обследования и терапии семейных отношений. Своевременная консультация родителей и избавление их от подобных воспитательных заблуждений является важным фактором профилактики значительных осложнений развития эмоционально-волевой сферы ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.