Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






.Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;.






 

Романтический образ Кавказа, описание природы и нравов его коренных жителей занимают значительное место как в поэзии, так и в прозе М. Ю. Лермонтова. И это неслучайно. С Кавказом связаны яркие впечатления детства писателя. В 1825 году Лермонтов побывал там с бабушкой. Позднее, в 1830 году, он написал стихотворение «Кавказ», проникнутое любовью к этому краю и нежными воспоминаниями как о матери, которую поэт едва знал, так и о первой детской любви:

Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Кавказ не обойден вниманием Лермонтова и в его романе «Герой нашего времени». Пейзажные зарисовки, несомненно, навеяны воспоминаниями о собственных впечатлениях автора. Лермонтов не устает восхищаться красотой Кавказа: «...На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?..».

В «Герое нашего времени» Лермонтов показывает Кавказ не только в ясную погоду, но и в снегопад, предвестием которого является своеобразный «дымок» над вершиной Гуд-горы. Автор достаточно подробно описывает не только горные ущелья и перевалы, но и местных жителей, их быт и нравы. Нужно заметить, что горцы в «Герое нашего времени» изображены в более реалистично, чем романтические герои поэтических произведений Лермонтова. Интересно также отметить, что автор сравнивает обычаи и характеры нескольких кавказских народов. Вот что говорит на этот счет штабс-капитан Максим Максимыч, много лет прослуживший на Кавказе: «...Кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!» Конечно, оценка довольно грубоватая, зато мы можем сделать вывод о достаточно мирном существовании осетинского народа.

В романе описано и типичное жилище коренного населения Кавказа. Сакля — это дом, выстроенный на скале, к дверям которого ведут ступени. Вошедшие приезжие увидели в доме не только людей, но и их домашних животных, то есть сакля служит домом и для тех, и для других. В романе «Герой нашего времени» мы находим и описание свадьбы у мусульманских народов Кавказа: «Сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников едят, пьют бузу; потом начинается джигитовка... потом, когда смеркнется, в кунацкой начинается, по-нашему сказать, бал».

Дикий, неукротимый кавказский нрав, не всегда понятный европейцу, живет в таких героях романа Лермонтова, как Бэла, ее брат Азамат, Казбич. Характеры этих людей в чем-то схожи с краем, где они живут: издалека горы прекрасны и величественны, но, когда может произойти обвал, кто знает?..

 

Вопросы, заданные человечеству войной

" Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин)

 

Нет на свете слова страшнее, чем «война». В этом коротком слове чувствуется боль, страдания многих людей. Какое счастье, что война осталась где-то там, далеко! Но вовсе забывать о ней несправедливо, в первую очередь, по отношению к погибшим.
О Великой Отечественной войне создано много талантливых книг. В них описаны жестокие сражения, подвиги, победы. Героями этих книг можно только восхищаться. Но есть особенные произведения о войне: в жизни не всегда выпадает случай совершить ратный подвиг на линии фронта. Есть другие подвиги, о которых никто не знает. Именно о таких, скромных, геройствах и писал в своих произведениях В.А.Закруткин.
Героиня его повести «Матерь человеческая», Мария, на своих плечах вынесла тяжелое бремя войны. Мысли о том времени навевает повествователю образ девы Марии. Это заставляет вспомнить страдания всех русских женщин во время войны. Многие из них потеряли своих мужей и сыновей. Об одной из тысяч таких неизвестных женщин и написал В.А.Закруткин в повести «Матерь человеческая».
Героиня осталась совсем одна в разрушенной фашистами деревне, когда носила под сердцем ребенка. Но отчаяние лишь на минуту охватило Марию. Она поняла, что нельзя сдаваться, надо жить дальше. Мария нашла в себе силы не только выжить самой, но и помочь это сделать другим. Она стала матерью всего живого. Среди трупов и разрушения Мария сохранила жизнь.
Эта женщина начала с нуля, когда у нее ничего не было. И все же героине удалось сделать невозможное: Мария дарила надежду голодным ленинградским детям. Она сделала самое главное – просто обогрела их, показала, что есть на свете заботливые люди. Не могут не тронуть сердце первые страницы повести. Девушка оказалась на краю гибели, жизнь казалась ей невыносимой, она даже просила у бога смерти. Одна среди заброшенных полей, трупов, разрушений. Как тут не впасть в отчаяние!
Мария вспоминает годы жизни со своим мужем Иваном. Его немцы убили так же, как и ее сына Васятку. Потерять самых близких друзей, семью, дом! Подобное испытание сможет пройти далеко не каждый человек. Но Мария прошла. Почему? Что придало ей силы, уверенности? Я думаю, что это – ее, пока еще не родившийся, ребенок. Мария почувствовала ответственность за его жизнь, за его будущее. Материнское чувство помогло ей пройти через все испытания. Хотя героиня много сомневается, противоречит себе, но все же принимает правильные решения.
Мария хочет мирной жизни не только для своего ребенка, но и для всех детей. Поэтому она заботится о тех, кому сейчас плохо и одиноко. За это ее благодарят дети: трехлетняя Даша, маленький Андрюша, Галя и Наташа из детдома. Жизнь послала Марии нелегкие испытания, она попала в тяжелейшие условия. Но вера, надежда, добро помогли этой женщине. Писатель уверен, что только добро, тепло семьи и матери может победить войну.
Мария осталась для меня настоящей героиней. Жаль, что за человеческое отношение не дают наград и не повышают в званиях, но о ней с благодарностью будут вспоминать дети, которых она спасла от гибели.
Откуда в этой хрупкой женщине эти силы, упорство? Ведь Мария была обречена на верную смерть. А оказалось, что именно она дала всем жизнь. Марию любят домашние животные: коровы, лошади, собаки. Вызывает удивление ее обращение с этими животными. Мария уважает и ценит их. Часто она общается с ними, как с людьми. В первый раз, выпив молоко коровы, Мария поблагодарила ее. Верный пес Дружок становится ее незаменимым защитником. Каждый день героиня разговаривала с животными. Они стали с ней одним целым. Хотя кругом полыхала война, в небольшой деревушке снова робко пробивалась жизнь. И человек, и животные объединились, чтобы противостоять общему несчастью.
Мария не взяла в руки оружие, но она боролась за мир так же самоотверженно, как и солдаты на поле боя. Война – это противоестественное состояние. Природа не приемлет вражды. Мне больше всех запомнилась в повести одна маленькая деталь. Когда начались холода, было очень трудно с едой. В опустевшей избушке Марии затеплился дым.
Огонь, тепло домашнего очага. Если представить себе этот одинокий дымок среди кладбища, опустевших полей, разрушенных домов, то становится как-то отрадно. Хочется верить, что Мария и ее дети спасутся, деревня вновь наполнится людьми, жизнь восстановится. И это произойдет во многом благодаря мужеству Марии. У нее характер настоящего бойца.
Эта героиня открыла мне самое главное – никогда не надо сдаваться. Все еще можно изменить и исправить. Иной раз думаешь: ведь Мария могла бы прожить одна, без детей, ей и так бы было очень трудно. Но она думала, прежде всего, о других. Эта женщина просто делала добро. Мария ни на минуту не сомневалась, что она выживет вместе с несчастными детьми. На ее стороне была жизнь, природа, добро, правда. А на стороне фашистов – смерть и разрушение.
Прочитав эту повесть, мне стало понятно, что героями не рождаются, а становятся. Сама Мария никогда не считала себя героиней. Она не была от природы сильной и смелой. Эти качества открыла в ней война. Мария каждый день совершала подвиг, даже не подозревая об этом. Это выходило само собой. Да и думать о подобном было некогда, у Марии и так хватало забот. Раньше она боялась каждого шороха, немецких обстрелов. А теперь она не склоняла головы. Героиня перестала бояться. Это значит, что войне и страданиям скоро придет конец.
Мария не остановилась на достигнутом: она решила сохранить урожай на заброшенных полях. Женщина понимает, что сделать это одной, беременной, практически невозможно. Но она вспоминает свой колхоз, своего мужа. Она знает, скольких трудов стоило вырастить урожай, вспахать землю. Каждый колосок дорог женщине, потому что он стоит человеческого пота, труда.
Мария как будто знает, что ее труды не пропадут даром. Придет мирное время, и урожай пригодится. Поэтому она неустанно работает на будущее. Удивительно, но ее планы превращаются в реальность. Все, что она задумала, исполняется.
История этой женщины напоминает эпизод из Библии. Когда-то Ной построил свой ковчег. Он взял в него всех животных, чтобы сохранить жизнь на Земле после потопа. Кажется невероятным, но спустя много лет история стала повторяться. И какие бы испытания ни посылала жизнь, человек всегда может выстоять. У каждого из нас есть огромные внутренние силы и в определенный момент они проявляются. В этом тайна человека. Это и есть обыкновенное чудо. И это чудо своим трудом, своими руками сотворила скромная Мария.
Для меня стало открытием, что подвиг – это не только бесстрашие, но и тяжелый, ежедневный труд. В этом труде и самопожертвовании заключается величие человека. Слезы и горечь вызывают письма, которые Мария находит в заброшенной деревне. Эти письма писали несчастные матери для сыновей, которые уже никогда их не прочтут.
Но Мария не перестает удивлять нас. На ее долю выпадает еще одно испытание. Однажды в подвале Мария увидела белокурого немца с огромными голубыми глазами. Первым порывом женщины было убить его. В этом немце она увидела все свои страдания, несправедливость войны. Но немец от страха произнес лишь одно слово – «мама». Это слово одинаково звучит на всех языках, оно близко и понятно каждому. Одно слово спасло жизнь этому немцу, потому что оно тронуло сердце Марии. Нравственно героиня оказалась выше мести.
Если задуматься, то она была права. Один человек не может быть виновным во всех смертях и разрушениях. Немец был беззащитен и обречен, Мария как-то сразу почувствовала это. Она поняла, что на зло бесполезно отвечать злом. Перед ней был не фашист, а несчастный человек. Поэтому Мария стала заботиться о нем так же, как об остальных.
В.А. Закруткин показывает, что война ставит лишь временные, условные преграды между людьми. Фашисты надеялись кровью и смертями установить свою власть. Они возомнили себя выше бога, выше природы. Но жизнь расставляет все на свои места. Их кровавое торжество было недолгим. Потому что их поведение противоречит законам жизни. Фашисты даже не догадывались, что простая, ничем не приметная женщина может стать для них главной угрозой. Обыкновенная женщина Мария создает жизнь. Она, подобно матери Спасителя, много страдает, проходит через нечеловеческие испытания. Марию не причислят к лику святых, но она живет, как истинная праведница. Именно поэтому командир эскадрона преклоняет перед ней колени. Он восхищается мужеством этой скромной, самоотверженной труженицы. Командир ничего не знал о ее тяжких испытаниях, лишениях, но он понял все в одну минуту. Поэтому победа над фашизмом – это их общая победа.
В.А.Закруткин по-новому пишет о войне. Поэтому первая встреча с его повестями и рассказами оставляет в сердце глубокий след. Его героини вызывают уважение. Ю. Друнина писала: «У войны не женское лицо», потому что женщина – символ мира. Закруткин развивает и поддерживает эту мысль.

_____________________________________________________________________________________

 

Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В начале XIX века Россию потрясла Отечественная война 1812 года. Патриотический дух русского народа показал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир». Партизанская война, Бородинское сражение — все это и многое другое предстает перед нами воочию. Мы становимся свидетелями страшных будней войны. Толстой повествует о том, что для многих война стала самым обыкновенным делом. Они (например, Тушин) совершают героические подвиги на полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война — это работа, которую они должны добросовестно выполнить. Но война может стать обычным делом не только на полях сражений. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать жить, смирясь с ней. Таким городом в 1855 году являлся Севастополь. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н. Толстой в своих «Севастопольских рассказах».

Здесь особенно достоверно описываются происходящие события, так как Толстой являлся их очевидцем. И после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель — рассказать своему читателю только правду — и ничего, кроме правды.

Бомбардировка города не прекращалась. Требовались новые и новые укрепления. Матросы, солдаты трудились под снегом, дождем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. И здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. Вместе с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто они приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один снаряд нередко мог уничтожить всю семью. Толстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: «Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками… занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа». Война для Толстого — это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти…» Геройская оборона Севастополя в 1854–1855 годах еще раз показывает всем, как сильно русский народ любит свою Родину и как смело становится на ее защиту. Не жалея сил, применяя любые средства, он (русский народ) ни дает врагу захватить родную землю.

В 1941–1942 годах оборона Севастополя повторится. Но это будет уже другая Великая Отечественная война — 1941–1945 годов. В этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновенный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. М. Шолохов, К. Симонов, Б. Васильев и многие другие писатели посвятили свои произведения событиям Великой Отечественной войны. Это тяжелое время характерно также тем, что в рядах Красной Армии наравне с мужчинами сражались женщины. И даже то, что они являются представителями слабого пола, не остановило их. Они боролись со страхом внутри себя и совершали такие героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем не свойственны. Именно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Пять девчат и их боевой командир Ф. Васков оказываются на Синюхиной гряде с шестнадцатью фашистами, которые направляются на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает.

В трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их как семечки слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?! Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, танки, пушки, выстрелы, крики, стоны… Но они не сломались и отдали для победы самое дорогое, что у них было, — жизнь. Они отдали жизнь за Родину.

 

__________________________________________________________________________________________________

 

И К. Воробьев находит такие слова, которые показывают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

Какие же они, юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным, сооруженным из железобетона, огня и человеческой плоти»?

«Двести сорок человек? И все одного роста?

— Рост 183, — сказал капитан».

Они — богатыри, и внешне похожие на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький, измученный подполковник», который «зачем-то привстал на носки сапог».

Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать. Предметом восхищения, преклонения для них становится капитан Рюмин, воплотивший в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Именно ему первому откроется трагичность положения («За это нас нельзя простить. Никогда!»), именно он бросит в атаку обреченных на окружение курсантов, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя. Даже его самоубийство стало жизненным этапом для курсантов, особенно для главного героя повести лейтенанта Алексея Ястребова.

Он наделен автором способностью глубоко и сильно чувствовать все живое. Он радуется «легкому, голубому, нетронутому, чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок».

Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло, утро вызывает в нем «какое-то неземное, притаившееся счастье…». Эти пейзажные фоны еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность происходящего.

Человечный и совестливый, Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает все, что происходит с ним и его товарищами. «Все его существо противилось тому, что происходило, — он не то что хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось… в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны». Но явь войны, ее ужас, труд и быт существуют. Курсанты вооружены только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. Каких же страданий и нечеловеческих мук полон путь, пройденный ими по Подмосковью в эти пять дней со времени выступления на фронт до их трагической гибели!

Но в героях повести неистребимо высокое чувство патриотизма, они приняли на себя бремя ответственности за судьбу Отчизны, не отделяя от нее свою судьбу: «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом». К. Воробьев приковывает пристальное внимание к внутреннему миру героев. Он выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов…». В конце повести лейтенант Ястребов на пределе сил выступает в единоборство с фашистским танком, побеждает и идет «…постепенно забирая вправо, на северо-восток. Было тихо и сумрачно. Далеко впереди в небо тянулись от земли огненные трассы, и Алексей шел к ним. Он ни о чем отчетливо и не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств, одинаково равных по силе, — оторопелое удивление перед тем, чему он был свидетелем в эти пять дней, и тайная радость тому, что остался жив; желание как можно скорее увидеть своих, и безотчетная боязнь этой встречи; горе, голод, усталость и ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк…» Алексей одерживает победу потому, что в трагически жестоком мире, где хозяйкой всему теперь война, сохранил неразрывную связь с детством, с малой родиной.

Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молоды, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле. Повесть «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, но и является повестью-предупреждением. Почему льется кровь сегодня? Почему? И что тогда зависит от нас?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.