Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова






Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с женщиной, которая бы любила и понимала его, с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками? В том времени, когда страх преследования стал нормой отношений между людьми? Не знаю. Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России. Но, наверное, лучше всего скажут о душе поэта его стихи. Все нюансы, все оттенки одиночества находим мы в его поэзии. Пожалуй, наиболее конкретное понимание одиночества как заключения в тюрьме отразилось в стихотворении " Узник", которое было написано во время ареста Лермонтова за стихотворение " Смерть Поэта". Отсюда и такая точность реальных деталей тюремного быта. Одинок я — нет отрады; Стены голые кругом; Тускло светит луч лампады Умирающим огнем... Одиночество в темнице обусловлено внешними обстоятельствами, которые не зависят от человека. Но почему же поэт бесконечно одинок даже среди горячо любимой им природы? Ведь красота ночного пейзажа так волнует и притягивает поэта, очаровывает торжественной тишиной и покоем. Все здесь полно гармонии. Даже " пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит". В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Здесь настроение покоя и тишины вдруг резко прерывается, как от ощущения внезапной боли. Почему это происходит? Сам лирический герой задает себе тот же вопрос, пытаясь разобраться в причинах своей отъединенности от мира, своего одиночества. Торжественное величие ночи, в которой все полно гармонии, только обострило разлад в его душе, но в то же время этот слиянный мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми, желание гармонии, стремление преодолеть противоречия в отношениях с окружающим. О чем же теперь мечтает герой, если не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего? Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Эту мечту поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Но Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе, на новогоднем бале-маскараде, запечатленном в стихотворении " Как часто, пестрою толпою окружен..." Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире " бездушных людей", " приличьем стянутых масок", " давно бестрепетных рук" светских красавиц. Из царства фальши и пустоты он уносится мечтой в незабываемый мир детства. Память рисует ему милые сердцу картины: " сад с разрушенной теплицей", " спящий пруд", " высокий барский дом". Возвращение из мира грез в шумную, веселящуюся толпу делает одиночество героя особенно невыносимым и рождает " железный стих, облитый горечью и злостью". В этом стихотворении слышится гневный протест поэта против всего того, что делает его жизнь нестерпимой, обрекает его на одиночество. В лирическом монологе " И скучно и грустно" уже нет взрыва эмоций. Как бы отрешившись от всяких чувств, герой смотрит " с холодным вниманьем вокруг", давая трезвую оценку своего нынешнего восприятия жизни. Каждая строфа этой лирической миниатюры называет одну из ценностей жизни, чтобы затем ее опровергнуть. Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! Человек не может жить без желаний: они дают ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляют поверить в себя и ощутить радость достижения цели. Но в этих двух строчках поэт говорит о бессмысленности и бесполезности желаний, которые отдаляются от него, как горизонт. И так проходит жизнь, вызывая раздражение и разочарование. Любовь. Это прекрасное чувство обогащает душу, заставляет по-новому взглянуть на окружающее, забыть горести и печали. Таково пушкинское понимание любви. Но Лермонтов признает только вечную любовь, которая навсегда связала бы его с близким и верным человеком. Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. Страсти тоже рано или поздно утихнут, " их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка". Итак, герой лирического монолога приходит к безотрадному итогу: не остается в жизни вещей, не презираемых им. Значит — опять одиночество, только оно. Даже в неодушевленных образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: " Белеет парус одинокий", старый утес стоит одиноко " и тихонько плачет... в пустыне", дубовый листок тоже " один и без цели носится по свету". Эти образы овеяны бесконечным одиночеством и тоской о счастье. Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире. Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом.

 

 

 

Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего времени». Вынужденное бездействие, всеобщая ненужность, невозможность творчески проявить себя стали причиной появления в литературе нового «героя». Писатель создал социально-психологический роман, в котором показал своего современника. В предисловии к роману Лермонтов дал такую характеристику герою. Это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

«Герой» не может быть героем, обществу не нужны его поступки. Печорин – офицер русской армии, но он даже на Кавказе, находясь на территории горцев, скучает в крепости, развлекаясь охотой на кабанов, похищает Бэлу, причиняет неприятности окружающим. Лермонтов проводит исследование состояния его души, обращая внимание на нравственные установки Печорина. Герой оценивается с трех сторон. О нем пишут автор, Максим Максимыч и сам Печорин в своем дневнике.

Печорин концентрирует в себе черты всего поколения. Автор сурово осуждает его и дает понять, что вовсе не разделяет нравственных убеждений героя. Лермонтов выявляет причину «болезни века» и предлагает бороться с эгоизмом, надменным презрением к людям, безверием и цинизмом. Писатель учитывает и условия, в которых формировался характер Печорина, разлагающее влияние на него среды и общества, но при этом не снимает ответственности и с самого молодого человека, поступки которого приносят беды окружающим.

Отравленный эгоизмом, Печорин не умеет любить, но страдает без любви окружающих. Уверенный в своих замечательных качествах, Печорин удивляется, видя, что приносит только зло и разочарование людям. «Зачем я жил? Для какой цели родился… А ведь, верно, было мне назначенье высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные. Но я не угадал его». Печорин равнодушен к чувствам окружающих. Он говорит: «Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих». Герой отдает себе отчет, что ломает судьбы людей, и думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он страдает, но система нравственных установок у него не меняется.

Положительные задатки натуры Печорина не получили развития. Ему иногда «жаль Веру», при объяснении с Мери он чуть «не упал к ее ногам», но добрые порывы для него – это минутные слабости. Он не догнал и не вернул Веру, оставил Мери с разбитым сердцем, из чистого эгоизма убил Грушницкого. Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, но понимает ее как вседозволенность. Без любви, из пустой прихоти он позорит порядочную девушку Мери перед всем обществом, зная, каким пересудам будет подвергнута ее честь. Не задумываясь, Печорин губит Бэлу.

Спокойно и жестоко он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с ней скучно». То он говорит о дворянской чести в отношении женщин, то рассуждает, что хорошо бывает «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка», а потом бросить его на дороге, может, кто-нибудь подберет. Судьбы людей для него – лишь временное развлечение. После необдуманных поступков им опять овладевает скука и ему нужна новая жертва.

В главе «Тамань» повествование переходит к самому герою. В ней автор создает четкий психологический портрет своего несчастного героя. Печорин мечется по свету в поисках настоящей жизни. Он из любопытства вмешивается в жизнь контрабандистов, вынуждая их бежать и оставить без помощи слепого мальчика. Герой нигде не может найти себе пристанища. Он глух и слеп по отношению к миру.

Особенно ярко нравственные убеждения Печорина проступают в рассуждении о счастье. Он думает, что «счастье – это насыщенная гордость», и продолжает: «…я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе». Печорин признается самому себе: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого. Я иногда сам себя презираю… Не оттого ли я презираю и других?»

Еще Пушкин называл многих своих современников людьми с «безнравственной душой», себялюбивыми и сухими. Привычки и мораль высшего света изуродовали нравственный облик Печорина. Он не способен радостно жить и трудиться. Он уверен, что «жить скучно и гадко», постоянно погружен в пессимизм и скептицизм. Печорин с презрением относится к своей родной дворянской среде, оторвался от нее, но ничего позитивного для себя не нашел. Душевная пустота героя порождает вокруг него вакуум, из которого он безуспешно пытается выбраться.

Печорин не верит в добро, не может измениться. Он превращается в холодного, жестокого эгоиста, ненавистного даже самому себе. Белинский писал, что Печорин, «алчущий тревог и бурь», гоняется за жизнью, «ища ее повсюду». По мнению Добролюбова, Печорин не знает, куда девать свои силы, «истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела».

В «Дневнике Печорина» автор представляет исповедь своего героя. Печорин с грустью осознает двойственность своего характера. По его мнению, в нем живут два человека, причем один из них совершает поступки, а другой – смотрит и судит его. Трагедия героя в том, что он не признается в своей душевной ущербности, а обвиняет общество и людей, поэтому везде оказывается лишним.

 

 

Роман " Герой нашего времени" - исследование автора, рассматривающего личность в контексте общества и эпохи и выявляющего их мощное влияние на формирование человека. Интерес Лермонтова не к личности как таковой, а к " истории души человеческой" отражает задачи и проблематику романа и позволяют с полным основанием назвать это произведение Лермонотова психологическим романом. Душа и характер человека формируются в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно устремлениям его воли, с другой - обществом и эпохой. Исследуя психологию героя, автор рассматривает его как социальное явление. Роман М.Ю. Лермонотова считают первым русским социально-психологическим и философским романом. Назовем задачи, которые автор ставил перед собой: - рассказать о том, что требует психологического и художественного проникновения в глубины человеческого сознания; - поднять целый ряд нравственных проблем, чтобы ответить на вопрос, кто виноват в появлении такого типа людей, как Печорин, Вернер, Грушницкий и др. В предисловии к роману Лермонтов пишет о типичности своего героя: " Этот портрет, составленный из пороков всего нашею поколения в полном их развитии". В предисловии же к " Журналу Печорина" говорится, что здесь читатель найдет " историю души человеческой" и " оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека". И уже в первой повести " Бэла" автор косвенным образом защищает Печорина от поспешных и несправедливых суждений. Первая часть рисует Печорина как бы " извне ", глазами других людей. Перед нами возникает странный, загадочный характер человека, видимо, необыкновенного и эгоистичного. Максим Максимович не понимает Печорина, ждет от него проявлений человеческих и очень досадует, когда этих проявлений не находит. Любя Печорина, Максим Максимович не в силах помочь ему, прочувствовать его трагедию. А трагедия Печорина в том, что он считает себя, и справедливо, причиной несчастий других. Ему надоели удовольствия высшего света, общество, любовь светских красавиц раздражала воображение и самолюбие, а сердце оставалось пустым. В исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том, что он сделался " нравственным калекой".

Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, о противоречии между его человеческой сущностью и существованием. Доктору Вернеру он признается: " Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..." Жить для Печорина, а именно такова функция первого человека, - " быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов..." Желающему острых ощущений Печорину трудно оставаться одному, поэтому его влечет общение с людьми, новые знакомства. В " Тамани" Печорин пытается сблизиться с " мирными" контрабандистами, ещё не зная, чем они занимаются. Его притягивает неизвестность. Но контрабандисты не признают Печорина своим человеком, боятся его, да и разгадка их тайны разочаровывает героя. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни в Печорине сменяются отчуждением и равнодушием.

Противоречие желаний и действительности стали причиной горечи и самоиронии Печорина. Ему нравится быть в центре внимания, поучать, давать советы, рассеивать надежды и повергать в реальность. Он мечтает о встрече с людьми неординарными, о знакомстве с умным человеком. Но ничего, кроме болезненного восприятия ничтожности этих людей, Печорин не испытывает. Но разве можно назвать Печорина одиноким? А как же Максим Максимович, любящий героя? Вернер - единственный человек, с которым Печорину легко и просто, понимающий его с полуслова. Княжна Мери, Бэла, полюбившие Печорина, а Вера - единственная женщина, которую он не в силах обмануть? Окруженный людьми, любящими его, Печорин переживает одиночество и представляется нам не просто героем своего времени, но трагическим героем: " Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства".

Интереснее узнать, каков же в Печорине второй человек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В " Журнале Печорина" раскрывается характер как бы " изнутри", в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, его самооценка. Для Лермонтова важно показать не только поступки человека, но и объяснить их мотивировку, а главное - скрытые возможности человека, которые по тем или иным причинам не могли быть реализованы. Мир героев романа предстает как система образов, в центре которой находится Печорин, и его личность во всех противоречиях вырисовывает ся из картины отношений, в которые он вступает с окружающими.

Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидегь их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. Грушницкий - типичный представитель " нашего времени": позер, любит пышные фразы и мечтает стать героем романа, притязания Грушницкого, приводят его' к трагедии: он становится предателем вступает в грязную игру, в итоге которой погибает. Нравственный урок, который дается автором, состоит в том, что предательство, начинаясь с самой малой и незначительной уступки своей совести, рано или поздно приводит к душевной, а затем и к физической гибели. Драматизм взаимоотношений Печорина и Вернера состоит в несостоявшейся дружбе. Оба героя похожи: интеллектуально и по взглядам на жизнь. Однако, защищаясь от века, Печорин и Вернер скрывают свою способность любить и сострадать, учатся равнодушию и эгоизму. И Печорин, и Вернер панически боятся нормальных человеческих чувств.

Они несут на себе крест своей эпохи, подавляющей в людях все человеческое, становясь свидетелями жизни, но не её участниками. " Герой нашего времени" - роман о самореализации личности, путях нравственных исканий, об ответственности личности перед людьми и своим собственным " я". Попытки автора приблизить своего героя к людям, найти для него некое гармоническое равновесие в отношениях с ними оказываются несостоятельными. Глубина пропасти между героем и другими людьми оказывается непреодолимой. Печорин, опережая свое время, исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества. А, следовательно, главной нравственной проблемой романа можно назвать несоответствие мировосприятия Печорина условиям его жизни. Отсюда вытекают все другие проблемы - непонимание героя в светском обществе, - проблема одиночества и озлобленности - поиск ответа на вопрос: " Для чего я жил". Печорин одинок, положение его трагично, его можно назвать " лишним человеком". Лермонтов назвал Печорина " героем своего времени", протестуя этой формулой против романтически идеализированного представления о современнике. Герой автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков поколения в полном их развитии, представленный с абсолютной психологической точностью. В какой-то степени его можно назвать безнравственным (он сам определяет себе как " нравственного калеку"). Печорин понимает, что все люди, встреченные им, оказываются в конечном счете игрушками в его руках. Но герой и не думает изменять линию своего поведения, хотя прекрасно осознает, что за свою жизнь он причинил людям только зло, но эта самокритичность не приносит никакого облегчения ни ему, ни сталкивающимся с ним людям.

______________________________________________________________________________________

 

" А что такое счастие? " Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова " Герой нашего времени"

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из острых социально-психологических произведений. В романе рассматриваются такие важные вопросы, как образ «современного» человека, его эмоциональное состояние и личностные качества.

Красной нитью в романе проходит тема любви и счастья. «А что такое счастье?» - вопрошает главный герой Печорин.

В романе с Бэлой Печорин ищет успокоения, пытается сбежать от своей тоски и разочарования. Эта юная черкешенка привлекала его своей недоступностью, была его прихотью. Печорин не мог успокоиться, пока не выкрал её из родительского дома. Спустя некоторое время он привык к ней и охладел. А Бэла полюбила Печорина по-настоящему. Её любовь к молодому офицеру была глубокой и искренней. После того, как любовь Печорина несколько остыла, Бэла страдала, грустила, тосковала, металась. Но при всём этом она сохраняла чувство собственного достоинства и гордости.

Любовь Бэлы к Печорину закончилась трагично. Девушка погибла от рук Казбича. Но при прочтении романа создаётся впечатление, что смерть Бэлы была неминуемой. Такова была расплата за её светлую и нежную любовь, не нашедшую взаимного отклика в душе Печорина.

Сам же Печорин после смерти Бэлы уверился, что в женской любви счастья не найдёшь: «Я опять ошибся…»

Гордая, аристократичная, уверенная в себе княжна Мэри стала ещё одной жертвой молодого и вздорного офицера. Печорин быстро заинтересовал княжну, расположил её к себе. И Мэри, не считаясь с предрассудками своей семьи, доверила своё сердце этому «армейскому прапорщику». Будучи решительной и настойчивой, Мэри первой признаётся в своих чувствах. Но ответной взаимности не находит. Печорин, испугавшись «тихой пристани», отвергает чувства Мэри. Её глубокую, страстную любовь герой романа расценивает как покушение на его личную свободу. Уязвлённое самолюбие молодой княжны заставляет её принять решение Печорина. Но Мэри замыкается в себе и беспрестанно страдает.

Любовь к Вере стала для Печорина единственной сильной и продолжительной привязанностью. Несмотря на постоянные скитания и путешествия, Печорин каждый раз возвращался к Вере. Он принёс ей много страданий, но она продолжала самоотверженно его любить, принося себя в жертву. Только после расставания с Верой Печорин понял, что она любила его всем сердцем, принимая со всеми недостатками. Разлука с ней оборачивается для Печорина катастрофой, он чувствует отчаяние, тоску, опустошение. Впервые из-за потери любви он плачет.

Благодаря этой любовной истории Печорин понимает, что не умел любить по-настоящему. Он лишь заставлял страдать тех женщин, которые искренне и преданно его любили.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.