Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности игровой деятельности дошкольников с проблемами интеллектуального развития.






 

Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть. Они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения. Ребенок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. Особо примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и все и остальные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспри­нимается в качестве заместителя человека. По отношению к иг­рушкам-животным умственно отсталый дошкольник также не выражает заинтересованного эмоционального от­ношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с куби­ками и машинами.

Среди необученных умственно отсталых дошкольников встречаются дети, которые любят попро­бовать игрушку «на вкус»: пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизать матрешку, засунуть в рот колпачок пирамиды. Такие действия с игрушками в основ­ном характерны для детей, страдающих глубоким интеллектуаль­ным нарушением, но иногда вызваны неумением действовать с игрушками, отсутствием опыта их использования в соответствии с функциональным назначением.

У значительной части умственно отсталых дошкольников наряду с манипуляциями встречаются и процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает одежду и надевает ее на куклу, создает и разрушает постройку из кубиков, достает из буфета и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников является наличие неадек­ватных действий. Например, действуя с маленькой машиной, ребенок ставит ее в ванну и пытается при этом двигать из стороны в сторону; играя с мелкими матрешками, он склады­вает их в кастрюлю и кладет в кузов машины; наполняет кузов грузовика посудой, не замечая строительного материала. Такие действия не диктуются ни логикой игры, ни функциональным назначением игрушки, их нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблю­даются в игре нормально развивающихся детей.

Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла, шарик в качестве яблока для куклы. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорят о высоком уровне ее развития. Но действий с использованием предметов-заместителей никогда не встречается у умственно отсталых дошкольников при их поступлении в специальное до­школьное учреждение.

В процессе игры дошкольники-олигофрены:

ü дейст­вуют с игрушками молча,

ü изредка издают отдельные эмоциональные возгласы и произносят слова, обозначающие назва­ния некоторых игрушек и действий.

В отличие от дошкольников в норме они не ведут диалогов с куклами и не отражают в речи этапы совершаемых действий. По отношению к игре речь (в тех случаях, когда речевое развитие ребенка соответ­ствует его состоянию и возрасту) не выполняет регулирующей и фиксирующей функции, не способствует планированию игры, не помогает развитию сюжетных ходов.

Необученный умственно отсталый дошкольник быстро пресыщается игрушками. Длительность его действий обычно не пре­вышает 15 минут, что свидетельствует об отсутствии подлин­ного интереса к игрушкам, который возбуждается новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Поэтому низкий уровень развития игры не может обеспечить реализации заложенных в ней развиваю­щих возможностей.

Без специального обучения игра у умственно отсталых дошкольников не может занять ведущее место и оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компен­сации дефектов развития аномального ребенка.

Привить умствен­но отсталому дошкольнику интерес к игре, научить его играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое раз­витие — цель учителя-дефектолога специального до­школьного учреждения.

Разделу «Игра» отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников.

Этим подчеркивается первостепенное значение этой деятельности для решения стоящих перед учителем-дефектологом задач:

ü обогащения детского развития,

ü коррекции и компен­сации разнообразных дефектов психики ребенка с нарушением интеллектуального развития,

ü подготовки к обучению в школе.

В объяснительной записке к программе говорится о том, что основная цель педагога состоит в формировании самой игровой деятельности. От успешности овладения игрой зависит речевое, умственное и нравственное развитие.

Известно, что игровая деятельность ребенка много­гранна, но главное значение отводится среди них сюжетно-ролевым играм. Этот вид игр воплощает в себе существенные черты игры как деятельности.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники:

§ перевоплощаются в интересных для них персонажей,

§ действуют в игровой воображаемой ситуации,

§ оперируют множеством разнообразных игрушек и их заместителей.

Дети создают на основе воображения собственный мир, живут и действуют в нем так, как еще не могут в реальной действительности. Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, им осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом. Учитывая особую значимость игры для детского разви­тия, в программе особый акцент сделан на поэтапном фор­мировании у умственно отсталого ребенка сложного механизма сюжетно-ролевой игры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.