Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями интеллектуального развития.






 

Исторически сложились три формы организации обучения:

§ индивидуальная (дает возможность педагогу определять задачи, содержание, методы и средства обучения соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психофизических процессов и т.п.);

§ групповая форма организации обучения (предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 5 – 6 человек);

§ фронтальная (со всей группой) - музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, экскурсии и т.п.

Каждая из форм имеет свою специфику, которая выражается в дидактической цели, степени самостоятельности детей, соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Основной формой организации обучения детей является занятие, организуется и проводится педагогом, который определяет содержание, методику и технологию занятия с различными возрастными группами в соответствии с программой воспитания и обучения.

По дидактическим задачам занятия делятся на группы:

§ занятия усвоения новых знаний, умений;

§ занятия закрепления приобретенных знаний, умений

§ занятия применения умений и знаний (практические занятия)

§ комбинированные (комплексные) занятия.

В настоящее время в основном преобладают комбинированные занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач.

По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей. Н-р, после разучивания стихотворения о зиме дети участвуют в общей аппликационной работе – делают панно «Снежинки» (или под музыку выполняют имитационные движения «Летят снежинки»).

Занятия имеют определенную структуру, которое диктуется содержанием обучения и специальной деятельностью детей:

· организация детей;

· повторение изученного на предыдущих занятиях;

· актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подготовка к восприятию новых знаний;

· сообщение нового материала педагогом, восприятие и первичное осознание его детьми;

· повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством педагога и в самостоятельной деятельности;

· подведение итогов занятия;

· оценка.

В любом занятии выделяют три основные части:

§ вводная,

§ основная

§ заключительная.

Вводная часть предполагает организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Основная часть занятия – это умственная и практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены поставленными задачами. На данном этапе занятия педагог использует приемы индивидуального обучения в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями психического развития каждого ребенка. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстрее и лучше справляется с поставленной задачей. Максимальная – детям, которым требуются дополнительные объяснения, показ, помощь педагога. Процесс обучения должен быть оптимизирован, т.е. каждому ребенку создается ситуация успеха.

В заключительной части занятия подводятся итоги, и осуществляется оценка результатов учебной деятельности детей. Педагог одобряет детей, хвалит за усердие, выполненную работу, активизирует положительные эмоции. Оценка деятельности детей педагогом, а затем и самими детьми учит ребенка видеть свои успехи, ошибки, осознавать их причины.

Для обучения детей вне занятий используют дидактические и подвижные игры. Обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями осуществляется в процессе подготовки к праздникам и развлечениям, чтения художественной литературы, наблюдения на прогулке.

Специфика обучения в специальных ДОУ заключается в организации учебного процесса.

Принципы построения занятий:

§ частая смена видов деятельности (при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается., что позволяет продуктивно вести занятие);

§ повторяемость программного материала (у.о. дошкольникам требуется большое количество повторений, но оно должно осуществляться в новых ситуациях и на новых предметах);

§ обеспечение переноса полученных знаний на другой материал (способствует возникновению обобщенных представлений о предметах и явлениях окружающего мира);

§ игровая форма занятий.

Экскурсия как форма обучения определена программой. Воспитатель знакомит детей с интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе.

В зависимости от поставленных задач экскурсии могут быть:

· ознакомительными,

· уточняющими ранее полученные представления,

· закрепляющими (итоговыми).

Желательно прово­дить их с небольшими группами детей, что обеспечит возможность оптимально взаимодействовать с каждым ребенком и способствовать познаватель­ной деятельности детей. Возможны индивидуальные экскурсии, во время которых педагог создает наибо­лее комфортные условия для восприятия изучаемых объектов и явлений, учитывая познавательные возможности ребенка.

В процессе экскурсии дети знакомятся с деятель­ностью людей и отношениями между ними в естест­венных условиях (в магазине, на почте).

Эф­фективность экскурсии зависит от соблюдения ряда требований.

Ø каждая экскурсия должна иметь понят­ную и близкую для ребенка цель (пойдем к врачу, что­бы врач осмотрел Машу и дал лекарство). При этом по пути к месту экскурсии необходимо много­кратно напоминать детям о том, куда они идут, что будут смотреть, с кем познакомятся. Педагогу не ре­комендуется отвлекаться на разговоры с детьми на посторонние темы, чтобы не отвлекать их внимания от основного содержания экскурсии;

Ø на экскурсии создаются ус­ловия для активной деятельности детей (покупают иг­рушки в магазине, отправляют письма на почте). Благодаря этому выполненные ребенком действия прочно входят в его жизненный опыт и будут воспроизведены в условиях игры;

Ø наблюдение детей за деятельностью взрос­лых организовывается таким образом, чтобы они имели возможность видеть все выполняе­мые действия. Наблюдение проводится при активном участии педагога, который обращает внимание детей, на действия людей, их последовательность, оборудо­вание, орудия труда, возникающие между ними от­ношения (покупатель — продавец, покупатель — кас­сир и т. п.), фиксирует их в речи и требует от детей развернутых ответов. Желательно, чтобы взрос­лые, с чьей деятельностью знакомятся дети, включа­лись в общение с ними: рассказывали о своей работе, отвечали на вопросы педагога, задавали вопросы детям. Участие взрослых, чей труд яв­ляется предметом наблюдений детей с проблемами в развитии, должен быть подготовлен педагогом. Эта работа тщательно продумывается и проводится заранее перед экскурсией;

Ø экскурсия должна быть эмоциональ­но насыщенной. Внимание детей сосредоточивается на гуманных поступках, на проявлениях нравственных качеств, свойственных людям той профессии или возникающих в отношениях людей друг с другом (мама — дочь, мама — папа и др.). Следует вызвать у детей положительный настрой, который способствует тому, что все увиденное и услышанное легче и прочнее запомнится ребенку и у него возникнет желание отобразить все это в своих играх.

Во время экскурсий могут быть сделаны фотографии, которые позволят сохранить в памяти детей увиденное. Эти фотографии затем многократно рассматриваются взрослыми вместе с детьми в группе, вывешиваются в удобном для обозрения детей месте и используются на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.