Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Евхаристическая молитва






Есть теория, что в 4-м веке внесли в молитвы богословские мотивы, но эта теория не состоятельна. Тексты, которые мы имеем – Иоанна Златоуста, Василия, римский канон и др. сохранились с 4-го века, но восходят к более древним традициям. Встает вопрос: почему все молитвы имеют похожую тематику и набор элементов? Есть несколько решений проблемы происхождения евхаристических молитв, все они не 100%-е. Хорошая работа на этот счет: Giraudo. «Литературная структура евхаристической молитвы» на итальянском языке.

Одна из теорий, основанная на еврейских молитвах времен Христа: либо основаны на молитвах, связанных с трапезой, либо с молитвами пасхальной трапезы. Последние исследования отвергают ссылки на пасхальные трапезы. Следовательно, нужно искать связь с молитвами до или после еды. Евхаристия древних христиан – это совместная трапеза христиан и причастие. Естественно, форма этих трапез была похожа на иудейскую ритуальную молитвы; но поменялись акценты. Мы видим 3 благословения в еврейской молитве: а) благодарение за пишу, б) за дарование Богом земли обетованной, в) молитва, чтобы все евреи собрались в этой земле. В Дидахе тоже 3 благословения: а) благодарение за духовную пишу (Христа), б) благодарения за знания, данные нам Христом, в) молитва за Церковь.

Теория Джирадо такова:

1) евхаристическая молитва происходит из традиций заключения завета с Богом. Общая формула состоит из двух частей: а) вспоминаются благодеяния (рассказ); б) вторая часть – прошение, основанное на рассказе. Т.е. Господь раньше делал и, следовательно, сделай сейчас. «Ты сделал то, и ныне сделай это». Молитва Соломона при освящении храма такая же.

2) В эпоху второго храма в эту структуру привносится вначале диалог: предстоятель говорит: «Давайте помолимся», люди отвечают: «Да, так нужно» (ср. «Достойно и праведно»). В конце тоже диалог: «во веки веков» (да царствует Бог во веки); ответ: «Аминь» - тоже элемент диалога.

3) При воспоминании благодеяний, часто мы видим цитаты, подтверждающие эти благодеяния. От этого цитата слов Христа.

4) Часто в праздники в молитву вставляется воспоминание ангельского славословия, т.к. есть такая идея, что в праздники небеса более открыты.

Молитва от лица Церкви, священник не является Христом во время таинства (католическое учение), не он совершает таинство, а Господь, он только просит.

Молитва Златоуста. Начало молитвы – рассказ о Боге; воспоминание о Его домостроительстве; воспоминание ангельского славления; о Его завещании совершать Евхаристию. Далее, священник говорит: поскольку Господь столько благодеяний нам давал и заповедовал нам причащаться, поэтому просим преложить Дары.

Молитва Василия. Начало – длинный рассказ о Троице; потом воспоминание ангельского славления; потом воспоминание о домостроительстве, и т.д.

Итак, набор элементов у двух анафор одинаковый, а структура разная, следовательно, ни кто ничего не сокращал. Это самостоятельные молитвы, которые заимствовали общую традицию основных традиционных тем анафор.

15-16 века: возникновение теории, что Василий сократил анафору Иакова, потом Иоанн Василия. Это бред, т.к. структура разная.

На самом деле: 1) молитвы не сокращались, а увеличивались; первые молитвы были короче, чем поздние;

2) В 4-го веке, когда христианство стало массовым, начала происходить гармонизация молитв, т.е. одна другую стали дополнять.

Анафора Златоуста происходит от «анафоры апостолов», которая сохранилась у сирояковитов; эта анафора апостолов служилась в Антиохии, Златоуст приехал в Константинополь из Антиохии и привез с собой анафору от туда. Переработал её и ввел её в Константинополе, как дополнительную / будничную. То что именно Златоуст переработал эту анафору доказано, т.к. особенные серии слов и выражения в анафоре из всех отцов встречаются только у Златоуста.

25.03.2013






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.