Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великий вход






В классическом византийском храме (6-7 века: время активного строительства храмов в Константинополе и время формирования литургии) святыни в алтаре не хранились, т.к. в храме много входов, он всегда открыт. Рядом с храмом всегда было строение – «скеофилакион» (сосудохранилище). Вся утварь хранилась там. Назовем скеофилакион условно ризницей. В эту ризницу приходили священники перед службой переодеваться и облачаться. От этого происходит традиция того, что епископ облачается на середине храма и не входит в алтарь до малого входа. До патр. Никона архиерей во время часов входил в алтарь «по-тихому», поминал людей у жертвенника, выходил обратно и торжественно становился на кафедру. А сейчас архиерей никого не поминает, поэтому ему скучно слушать часы, поэтому после облачения читают только молитву 6-го часа.

В эту же ризницу перед службой диаконам люди приносят приношения для Евхаристии – хлеб и вино, там диакона совершали проскомидию (диакона до 12 века совершали). Проскомидия всегда совершалась до службы. После иконоборчества проскомидия стала восприниматься сакрально, поэтому её стали совершать не в скеофилакионе, а в алтаре. Потом это сосудохранилище вообще становится не нужным.

Возвращаемся к великому входу. Когда нужно было идти за заранее заготовленными дарами, часть духовенства остается в алтаре, часть выходят чрез северную дверь из алтаря, далее через северо-восточную дверь из храма за дарами в сосудохранилище, берут их, через северо-западную дверь заходят с ними в храм и заходят через царские врата. Если на службе был император, он встречал процессию у дверей и шел перед ней с кадилом до алтаря. По сторонам солеи в это время стояли офицеры с оружием – личная охрана императора (ФСО).

Что несли: дискос и чашу в маленьких храмах, в больших храмах – много дискосов и много чаш, т.к. народа было много, а больших чаш (больше литра не делали). Частиц не было, до иконоборчества: сколько просфор – столько агнцев. На Руси до Никона в больших соборах на большие праздники выносились все сосуды, в т.ч. дарохранительницы в память о старой традиции. С 1917 года у нас так делают на интронизации патриарха.

Поскольку нужно было закрыть чем-то все чаши и дискосы, т.к. были насекомые и сверху падала пыль, поэтому придумали воздух (маленькие покровцы – поздняя традиция), которым закрывались сразу все сосуды, следовательно, он был очень большой, размером с престол (а престол в храме св. Софии был примерно 1*2 метра). Современная плащаница – это древний воздух. На нем часто изображалось положение во гроб (от этого произошло символическое толкование великого входа, как крестного пути или погребения Христа); его нес старший диакон, от этого произошла традиция давать воздух рукополагаемому диакону, что бы он почувствовал себя первым диаконом. На Руси традиция многих чаш со временем исчезает (ко времени Никона уже нет) и поэтому появляются малые воздухи (наши покровцы).

Когда перед анафорой воздух нужно было снимать, это было сложно сделать с боковых сторон престола, поэтому диакона снимали спереди, архиерей наклонялся и над его головой его уносили, от этого традиция махать воздухом над головой епископа.

Расположение сосудов на престоле было таким: + 0 +

+ 0 +

+ 0 +

+ 0 +

Благословение священника после малого входа, благословение священника после великого входа (если нет диакона) и каждение диаконом после великого входа – все эти действия направлены не на молящихся, а на свещеносцев; т.к. если бы это было обращено к людям, то сопровождалось бы словами. А в данном случае – это знак свещеносцам, чтобы они уходили.

04.03.2013

Повиновение на великом входе. В древности просто поминали всех: «Да помянет Вас Господь во Царствии Своем...». Греки сейчас поминают еще и усопших. Маршрут у них иногда длиннее, чем у нас: обходят по всему храму. Поскольку вход был длинным, пели псалмы. В основном 50-й с припевом «Аллилуия». В 7-м веке в Константинополе стали появляться Херувимские песни. Появление Херувимской («Иже херувимы...») описано в пасхальной хронике, введена при императоре Ираклии. Песнь «Да молчит всякая плоть...» (вел. суббота) позже возникла.

Перевод Херувимской: «Иже» - артикль, относящийся к слову «образуще», т.е. те, кто образуют («образующие»). Общий перевод: «Мы, мистически (таинственно, совершающее таинство) изображающее херувимов; и возносящие Животворящей Троице трисвятую песнь (свят, свят, свят – херувимскую песнь); отложим от себя сейчас всякую житейскую заботу. Потому что мы будем принимать (восприимем) царя всяческих; которого невидимо охраняют ангельские воинства». « Дорифорео» («охранять», а буквально «копье носить»). Охранники императора, находившиеся вокруг него, в случае опасности опускали и выставляли копья, чтобы заградить к нему подход. Поэтому эти охранники назывались «дорифорео»; потом всех охранников так стали называть. У нас до Никона неправильно перевели «дароносима», потом поняли, что неправильно и изменили на «дориносима», т.к. не знали как перевести. «Аллилуия» раньше говорили 1 раз, потом приписку «трижды» стали применять не только ко всему тексту, но и к «Аллилуия».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.