Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пе­даго­гичес­кие уме­ния






Пе­даго­гичес­кие уме­ния пред­став­ля­ют со­бой со­вокуп­ность раз­личных дей­ствия учи­теля, пос­редс­твом ко­торых осу­щест­вля­ет­ся его де­ятель­ность. Уме­ния в зна­читель­ной ме­ре вы­яв­ля­ют ин­ди­виду­аль­но-пси­холо­гичес­кие осо­бен­ности учи­теля и сви­детель­ству­ют о его про­фес­си­ональ­ной ком­пе­тен­ции. В на­ибо­лее пол­ной ме­ре пе­даго­гичес­кие уме­ния пред­став­ле­ны в ис­сле­дова­ни­ях А. К. Мар­ко­вой. Она вы­деля­ет че­тыре ос­новных ви­да уме­ний, вклю­ча­ющие в об­щей слож­ности де­вять групп.[44]

Пер­вый вид уме­ний– пси­холо­го-пе­даго­гичес­кие. Их цен­траль­ной сос­тавля­ющей яв­ля­ет­ся уме­ние учи­теля ра­ботать в из­ме­ня­ющих­ся пе­даго­гичес­ких си­ту­аци­ях, учи­тывая ин­ди­виду­аль­но-пси­холо­гичес­кие осо­бен­ности уча­щих­ся и за­ботясь об их пси­хичес­ком раз­ви­тии. Пси­холо­го-пе­даго­гичес­кие уме­ния мож­но раз­де­лить на три груп­пы:

1) уме­ния пос­та­вить пе­даго­гичес­кую за­дачу и при ее пос­та­нов­ке ори­ен­ти­ровать­ся на уче­ника как на ак­тивно раз­ви­ва­юще­гося со­учас­тни­ка об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са, име­юще­го собс­твен­ные мо­тивы и це­ли; изу­чать и пре­об­ра­зовы­вать пе­даго­гичес­кую си­ту­ацию, при­нимать пе­даго­гичес­кие ре­шения в ус­ло­ви­ях не­оп­ре­делен­ности, гиб­ко пе­рес­тра­ивать пе­даго­гичес­кие це­ли и за­дачи по ме­ре из­ме­нения пе­даго­гичес­кой си­ту­ации, пред­ви­деть близ­кие и от­да­лен­ные ре­зуль­та­ты ре­шения пе­даго­гичес­ких за­дач;

2) уме­ния, свя­зан­ные с са­мим про­цес­сом обу­чения, с от­ве­тами на воп­ро­сы, че­му, ко­го и как учить. На воп­рос «че­му учить» от­ве­ча­ют уме­ния ра­ботать с со­дер­жа­ни­ем учеб­но­го ма­тери­ала, вы­делять клю­чевые идеи пре­пода­ва­емо­го пред­ме­та, об­новлять учеб­ный пред­мет, ин­тер­пре­тиро­вать свя­зан­ную с пред­ме­том ин­форма­цию из СМИ, ус­та­нав­ли­вать меж­пред­метные свя­зи, фор­ми­ровать у школь­ни­ков об­ще­учеб­ные уме­ния и на­выки. На воп­рос «ко­го учить» от­ве­ча­ют уме­ния изу­чать пси­хичес­кие фун­кции уча­щих­ся и ха­рак­те­рис­ти­ки их обу­чен­ности и вос­пи­тан­ности, ви­деть ре­аль­ные учеб­ные воз­можнос­ти школь­ни­ков, раз­ли­чать их ус­пе­ва­емость и лич­нос­тные ка­чес­тва, вы­яв­лять не толь­ко на­лич­ный уро­вень раз­ви­тия, но и зо­ну бли­жай­ше­го раз­ви­тия, пред­ви­деть воз­можные зат­рудне­ния уча­щих­ся, ис­хо­дить из мо­тива­ции са­мих уча­щих­ся при пла­ниро­вании и ор­га­низа­ции учеб­но-вос­пи­татель­но­го про­цес­са, фор­ми­ровать у школь­ни­ков от­сутс­тву­ющие у них уров­ни де­ятель­нос­ти, рас­ши­рять воз­можнос­ти их са­мос­то­ятель­ной ра­боты, ра­ботать как со сла­быми, так и с ода­рен­ны­ми деть­ми, строя для них ин­ди­виду­аль­ные прог­раммы. На воп­рос «как учить» от­ве­ча­ют уме­ния при­менять оп­ти­маль­ные со­чета­ния при­емов и форм обу­чения и вос­пи­тания, срав­ни­вать и обоб­щать пе­даго­гичес­кие си­ту­ации, при­менять диф­фе­рен­ци­рован­ный и ин­ди­виду­аль­ный под­хо­ды к уча­щим­ся, на­ходить раз­ные
› ав­то­ритет­ная (на ин­те­ресах и зап­ро­сах ро­дите­лей уча­щих­ся);

› поз­на­ватель­ная (на тре­бова­ни­ях средств обу­чения и вос­пи­тания);

› аль­тру­ис­ти­чес­кая (на ин­те­ресах и пот­ребнос­тях уча­щих­ся);

› гу­манис­ти­чес­кая (на про­яв­ле­ни­ях сущ­ности каж­до­го че­лове­ка).

В гу­манис­ти­чес­кой пси­холо­гии на­ибо­лее раз­ра­бота­на гу­манис­ти­чес­кая цен­тра­ция. Она как бы про­тиво­пос­тавле­на ос­таль­ным шес­ти, от­ра­жа­ющим ре­аль­ность тра­дици­он­но­го об­ра­зова­ния. Из­ме­нение нап­равлен­ности этих цен­тра­ций пред­став­ля­ет со­бой од­ну из важ­ных за­дач сов­ре­мен­но­го об­ра­зова­ния в це­лом и школь­но­го об­ра­зова­ния в час­тнос­ти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.