Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Получение и дача взятки.






Термин «взяточничество» в широком смысле слова объединя­ет два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом соста­ва преступления — получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). В узком смысле слова термин «взяточничество» означает получение взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК.

Получение взятки. Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления — взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера. Не имеет значения, идет ли речь о российской или иностранной валюте. Обязательным тре­бованием к этому предмету преступления является лишь способ­ность его в принципе быть средством платежа в гражданском обороте. Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ. Формули­ровкой закона «иное имущество» охватываются все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бу­маг, — все вещи, делимые и неделимые, индивидуально опреде­ленные и обладающие родовыми признаками, движимые и не­движимые. Получением взятки будет принятие и наручных часов, и квартиры, и картины, и земельного участка, и валютных ценно­стей. Предметом преступления являются также выгоды имущест­венного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежа­щие оплате услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущест­венную природу (занижение стоимости передаваемого имущест­ва, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).

574

Например, по одному из дел взяткой была признана оплата взяткодателем стоимости ремонта автомобиля, принадлежащего взяткополучателю1.

Взятка как предмет рассматриваемого преступления всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получа­ет какую-нибудь неимущественную выгоду (положительный от­зыв в печати, согласие выйти замуж и т.п.), получением взятки это не является.

Объективная сторона преступления выражается в получении взятки лично или через посредника. Получение взятки — это ее фактическое принятие как самим должностным лицом, так и его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточниче­стве и коммерческом подкупе»2). Помимо факта принятия взятки объективная сторона рассматриваемого преступления предпола­гает связь этого факта с определенными формами поведения должностного лица — взятка получается не просто так, а за опре­деленное и конкретное действие (бездействие) по службе в поль­зу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое предполагаемое поведение может быть выражено в следующем:

1) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, т.е. прямо преду­смотрены его компетенцией и формально — в отрыве от факта получения за них взятки — являются правомерными;

2) способствование в силу занимаемого должностного поло­жения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия иного лица. В данном случае виновный, используя служебное положе­ние в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, автори­тет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчине­нии иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены другим должностным лицом (п. 4 постановления Пленума от 10.02.2000 № 6), хотя ранее за получение взятки осуждались должностные

лица, которые обеспечивали совершение желаемых взяткодателю действий лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации1;

3) общее покровительство по службе — это действия, свя­занные с незаслуженным поощрением, внеочередным необосно­ванным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью;

4) попустительство по службе — это непринятие должност­ным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в слу­жебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.

Следует иметь в виду, что приведенная выше трактовка зако­нодательного признака «общее покровительство или попусти­тельство по службе» (общего благоприятствования), дается в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6. Однако из закона буквально следует, что по службе, т.е. в отно­шениях между начальником и подчиненными, осуществляется только попустительство. Общее же покровительство как форма поведения должностного лица может иметь место не только в сфере контроля за работой подчиненных. Оно оказывается и иным лицам, не находящимся в служебной зависимости от ви­новного, в отношении которых последний наделен распоряди­тельными полномочиями (например, глава администрации района оказывает общее покровительство отдельным предпринимате­лям). Поэтому ограничительное толкование Пленумом Верховно­го Суда РФ характера действий при общем благоприятствовании следует признать не основанным на законе. В судебной практике встречаются дела, по которым общее покровительство обосно­ванно констатировалось вне сферы служебной подчиненности2.

Итак, взятка получается за одну из четырех указанных выше форм поведения должностного лица, в которой заинтересован взяткодатель или представляемые им лица. При этом сами ука­занные действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматривае­мого преступления и их фактического совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки

является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка должна быть обусловлена совер­шением одного из указанных выше действий (бездействия). Обу­словленность взятки означает, что она является условием, при наличии которого должностным лицом будут совершены дейст­вия (бездействие) по службе, именно под влиянием факта полу­чения взятки или договоренности о таковой виновный и соверша­ет их. Таким образом, взятка всегда является подкупом должно­стного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловле­на, т.е. определенному служебному поведению должна предше­ствовать договоренность о взятке. Если же должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие) по службе, а уже затем получает от кого-либо за это вознаграждение (благодарность), состава получения взятки не имеется — должно­стное лицо будет нести ответственность за дисциплинарный про­ступок1. Гражданское законодательство разрешает государствен­ным служащим и служащим органов местного самоуправления принимать подарки в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей на сумму до 5 минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ). В учебной литературе высказано мнение, что эта сумма и есть граница меж­ду взяткой и подарком2. Такая позиция не основана на уголовном законе, в котором не содержится минимального размера взятки. Поэтому отличие взятки от подарка состоит вовсе не в сумме полученного должностным лицом, а в наличии или отсутствии

обусловленности вознаграждения. Подарок хотя и получается в связи с исполнением служебных обязанностей, однако он в отли­чие от взятки не обусловлен совершением конкретных действий. При отсутствии обусловленности получаемого должностным лицом вознаграждения сумма в 5 минимальных размеров оплаты труда ■ — это граница между подарком и дисциплинарным про­ступком, а не получением взятки.

В ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получе­на и дана через посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Посредник является своеобразным «техническим исполнителем» преступления, однако его действия квалифицируются не как по­лучение или дача взятки, а как пособничество в указанных пре­ступлениях.

Состав получения взятки является формальным, преступление окончено в момент получения хотя бы части обусловленной взят­ки1. Каждый самостоятельный эпизод получения взятки квалифи­цируется по совокупности преступлений. Однако не образует совокупности получение заранее обусловленной суммы взятки в несколько приемов. Не образует совокупности также системати­ческое получение ценностей за общее покровительство или по­пустительство по службе, если эти деяния объединены единством умысла взяткодателя (продолжаемое преступление).

Состав рассматриваемого преступления не исключается и то­гда, когда должностное лицо вовсе не собиралось совершать дей­ствия (бездействие), за которое взятка получена. Однако если указанные действия не входят в его компетенцию и оно объек­тивно не может обеспечить их совершение иным должностным лицом, ответственность за получение взятки исключается. В этом случае содеянное виновным при наличии умысла на приобрете­ние имущественной выгоды следует квалифицировать как мо­шенничество (ст. 159 УК)2.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Хотя мотив не указан в диспозиции ст. 290 УК, по ее смыслу получение взятки — корыстное преступление1.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.