Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.






Основным непосредствен­ным объектом являются безопасные условия дорожного движе­ния и эксплуатации транспортных средств, дополнительным объ­ектом по ч. 1 — здоровье человека, а по ч. 2 и ч. 3 ст. 264 УК — жизнь человека.

Транспортным средством признаются различные автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механиче­ское транспортное средство. Понятие другого механического средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК путем перечис­ления его видов: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы, иные механические транспортные средства. Само­ходными машинами являются оборудованные самостоятельным двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специальные машины (экскаватор, автокран, автопогруз­чик). Не является транспортным средством мопед, велосипед, гужевая повозка.

По характеристике объективной стороны состав преступления является материальным, он включает деяние (действие или без­действие), последствие в виде причинения тяжкого вреда здоро­вью человека и причинную связь между ними.

Деяние выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил дорожного движения является, например, превышение скорости, выезд на встречную полосу, обгон на перекрестке, неподчинение

490

сигналам светофора и т.п. К нарушениям правил эксплуатации транспортных средств относятся перевозка пассажиров на необо­рудованном для этого грузовом транспорте, отсутствие ремней безопасности, эксплуатация в дождливую погоду транспортного средства без стеклоочистителей. Необходимо точно установить, какое конкретное правило безопасности движения или эксплуа­тации транспортных средств было нарушено лицом. Нарушение правил эксплуатации должно быть связано с функционированием транспорта, безопасностью его движения. Если нарушение пра­вил эксплуатации транспорта имело место при выполнении ре­монтных, сельскохозяйственных, строительных работ, т.е. работ, которые не регламентируются Правилами дорожного движения, квалификация по ст. 264 УК является ошибочной.

Так, действия Ж. были переквалифицированы Судебной колле­гией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР с ч. 2 ст. 211 РСФСР (ч. 2 ст. 264 УК) на ст. 106 УК РСФСР (ст. 109 УК). Об­стоятельства дела были таковы: Ж., не убедившись в безопасно­сти, своим трактором стал толкать другой трактор, в результате чего потерпевшего И. затянуло в промежуток между кабиной и гусеницей трактора и он от полученных повреждений скончался. Судебная коллегия отметила, что действия тракториста, совер­шенные при производстве нетранспортных работ и повлекшие смерть потерпевшего, должны квалифицироваться как преступ­ление против личности1.

Ответственность за нарушение правил безопасности движе­ния и эксплуатации транспортных средств по ст. 264 УК может иметь место лишь при условии наступления последствий, пре­дусмотренных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным нарушением. Если не было нарушения правил дорожного движения, то последствия не мо­гут быть вменены водителю. Это может, например, иметь место, если пешеход перебегал улицу не по пешеходному переходу, и водитель, не нарушавший правил дорожного движения, не смог избежать столкновения с ним. Если допущенное водителем на­рушение правил безопасности дорожного движения и эксплуа­тации транспортных средств не находится в причинной связи

с наступившими последствиями, основания для квалификации по ст. 264 УК также отсутствуют.

Субъективная сторона преступления характеризуется неос­торожной виной в виде легкомыслия или небрежности. При лег­комыслии лицо, нарушающее правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека, но без достаточ­ных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предот­вращение. При небрежности лицо не предвидит указанного по­следствия, хотя при необходимой внимательности и предусмот­рительности должно было и могло его предвидеть. Умышленное причинение вреда здоровью человека с помощью транспортного средства должно квалифицироваться как преступление против личности.

Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Управляющим транспортным средст­вом признается лицо, находящееся за рулем во время движения этого средства, в том числе и при буксировке другим транспорт­ным средством.

Преступление, предусмотренное ст. 264 УК, следует отгра­ничивать от сходного преступления, совершаемого военнослу­жащими и выражающегося в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (ст. 350 УК). Последнее из указанных преступлений характери­зуется иным объектом, которым является установленный в воо­руженных силах порядок вождения и эксплуатации военных машин. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК, является военнослужащий, управляющий боевой, специальной или транспортной машиной, или военнослужащий, на которого возложены обязанности по обеспечению эксплуатации указан­ных машин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.