Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.






Основным непосредственным объектом преступ­ления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воз­душного или водного транспорта. Понятие безопасности дви­жения и эксплуатации отдельных видов транспорта раскрыто в посвященных им федеральных законах. В частности, в ст. 2

Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Россий­ской Федерации» безопасность движения и эксплуатации желез­нодорожного транспорта определяется как состояние защищенно­сти процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором от­сутствует недопустимый риск возникновения транспортных про­исшествий и их последствий, влекущих причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Дополнительным объектом преступления, предусмотренного ч. 1 УК, является здоровье человека, по ч. 2 — жизнь другого человека, а по ч. 3 — жизнь двух или более лиц.

Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства пу­тей сообщения, узкоколейные железные дороги, подъездные пу­ти, предназначенные для обслуживания предприятий, а равно подвижные составы, передвигающиеся по ним, метрополитен. Не относятся к железнодорожному транспорту внутрицеховые и внутришахтные транспортные средства, передвигающиеся по рельсам, поскольку их назначение иное: они обслуживают произ­водственные процессы.

Под воздушным транспортом следует понимать гражданские воздушные суда, т.е. всевозможные летательные аппараты (само­леты, вертолеты, гидросамолеты, дирижабли, аэростаты и т.п.), а также систему обеспечения воздушных перевозок (аэродромы, аэропорты, средства сигнализации, связи и т.п.). Нарушение пра­вил безопасности движения и эксплуатации на военном летатель­ном средстве квалифицируется по ст. 351 УК.

Под водным транспортом понимается самоходное судно мор­ского или речного транспорта, подлежащее регистрации в бассей­новых судовых инспекциях и морских портах, а также система, обеспечивающая водные перевозки (порты, диспетчерские службы, средства сигнализации и связи и т.п.). К водному транспорту отно­сят и маломерные самоходные морские и речные суда (моторные лодки, катера). Нарушение правил вождения и эксплуатации воен­ных кораблей влечет ответственность по ст. 352 УК.

Объективная сторона рассматриваемого преступления вклю­чает: деяние (как действие, так и бездействие) в виде нарушения

правил безопасности движения и эксплуатации одного из указан­ных видов транспорта; последствие, выражающееся в причине­нии тяжкого вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и последствием.

Лицу, привлеченному к уголовной ответственности, должно быть вменено нарушение конкретных правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспорта. Например, проезд на запре­щающий сигнал, превышение скорости судном, входящим в аква­торию порта, несанкционированное изменение воздушным суд­ном маршрута или высоты полета. Обращая внимание на это обстоятельство, в обзоре практики применения судами законода­тельства об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Верхов­ный Суд РСФСР подчеркнул, что уголовная ответственность за указанные деяния может наступать только в том случае, когда органы следствия и суды установили, какие конкретно пункты и параграфы правил, предусмотренных ведомственными норма­тивными актами, были нарушены, в чем это выразилось, имеет­ся ли причинная связь между нарушением и наступившими по­следствиями1.

Следует различать правила безопасности движения и правила безопасности эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил движения транспортных средств является неисполнение или ненадлежащее исполнение правил управления (вождения) транспортным средством. Нарушением правил безопасности экс­плуатации транспорта является несоблюдение порядка, обеспечи­вающего его безопасное использование. Таковым является несо­блюдение правил технического обслуживания транспортных средств, связанных с обеспечением их безопасного движения, а также нарушение правил эксплуатации систем, обеспечивающих функционирование отдельных видов транспорта. К нарушению правил эксплуатации транспорта относятся, например, передви­жение железнодорожного состава по неисправным путям, пре­вышение нормативов при загрузке судна, неправильное закреп­ление груза, содержание взлетно-посадочных полос аэродрома в неудовлетворительном состоянии, использование транспортного средства не по назначению (перевозка пассажиров в трузовом

вагоне) и т.п. Если в результате нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанных с его функционированием, причиняется вред здоровью или жизни человека, содеянное квалифицируют как преступление, посягающее на иной объект (жизнь, здоровье человека, безопасные условия труда).

Обязательным признаком состава является наступление по­следствия, которое выражается в причинении тяжкого вреда здо­ровью. Следовательно, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовной ответственности по ч. 1 ст. 263 УК не влечет. До принятия Федерального закона от 21.11.2003 № 162-ФЗ в ч. 1 ст. 263 УК помимо тяжкого вреда здоровью со­держалось указание на последствие в виде средней тяжести вреда здоровью либо причинение крупного ущерба.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления ха­рактеризуется неосторожной формой вины как в виде легкомыс­лия, так и в виде небрежности. При легкомыслии виновный пред­видит, что совершенное им нарушение правил может привести к причинению тяжкого вреда здоровью человека, но самонадеянно, без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвра­щение последствия. При небрежности лицо, нарушающее прави­ла, не предвидит возможности наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека, хотя при необходимой внима­тельности и предусмотрительности должно было и могло пред­видеть его.

Субъект специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безо­пасности движения и эксплуатации одного из указанных в ст. 263 УК видов транспорта, т.е. работник определенного вида транс­порта, осуществляющий движение транспортного средства, или иной работник, отвечающий за функционирование транспорта. К этим лицам относятся машинист поезда, капитан судна, пилот, штурман, механик, диспетчер, лоцман и т.п. Работа, связанная с осуществлением движения воздушного, водного или железнодо­рожного транспорта или с организацией его движения и эксплуа­тации, требует определенной социальной зрелости, а потому ли­ца, выполняющие такую работу или занимающие указанные должности, не могут быть моложе 18 лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.