Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по составлению территориальных комплексных программ развития школьного питания






Территориальные комплексные программы развития школьного питания должны составляться местными органами государственной власти с целью создания социально-правовой структуры питания школьников с четким разграничением прав, обязанностей и ответствен-ности заинтересованных сторон, координации деятельности участвую-щих в этом организаций и ведомств.

Программа должна содержать ориентиры (концепции) обеспечения целенаправленного и эффективного развития школьного питания, кото-рые через ее разработку и утверждение приобретают силу директивного документа и отражаются в планах экономического и социального разви-тия региона.

Программы разрабатываются местными органами управления с участием управлений общественного питания (торговли), образования, здравоохранения, сельского хозяйства и пищевых отраслей, промыш-ленности, плановых, финансовых, транспортных и других территори-альных служб.

Программы должны включать следующие разделы: общие положе-ния, материально-техническое, продовольственное, кадровое, финансо-вое обеспечение, ответственность сторон и контроль качества продук-ции и выполнения программы.

При составлении Программы обеспеченность территории сетью школьных столовых определяется с учетом наличия предприятий, коли-чества учащихся и охвата горячим питанием школьников.

Анализ состояния сети и ее технической оснащенности является основой планирования и совершенствования материально-технического перевооружения действующих предприятий. Он проводится в соответ-ствии с Методикой определения обеспеченности различных континген-тов населения сетью предприятий общественного питания (письмо Минторга СССР от 29.12.89 г. 0145-75).

При планировании развития сети предприятий общественного пита-ния в общеобразовательных школах и определении капитальных вложе-ний следует руководствоваться установленным нормативом — 350 мест на 1000 человек расчетной численности учащихся, при этом при разработке перспективы развития материально-технической базы общественного питания в регионе и в каждой отдельно взятой школе в Программе долж-но учитываться, что при общеобразовательных школах с количеством учащихся 320 человек и более в наиболее многочисленную смену реко-мендуется организовывать столовые, при меньшей численности учащих-ся — столовые-раздаточные. В начальных школах на четыре класса при численности 80 учащихся допускается функционирование буфета общей площадью 30 м — с отпуском блюд, доставляемых с базовой столовой.

При расчете требуемого количества мест на предприятиях общест-венного питания по месту учебы по соответствующим нормативам должно также определяться число мест, необходимых для организации диетического питания. Количество их должно составлять не менее двух процентов численности учащихся.

В зависимости от принципа размещения школьные столовые, сто-ловые-раздаточные могут быть встроенными в школьное здание, при-строенными к зданию школы.

Техническая оснащенность школьных столовых, баров, буфетов оборудованием, инвентарем, мебелью, посудой и т. д. должна соответ-ствовать действующим нормам оснащения доготовочных предприятий общественного питания.

При расчете необходимого приобретения материально-техничес-кого оснащения по видам на планируемый период необходимо учиты-вать как недостающее в настоящее время, так и требуемое для замены вышедшего из строя с учетом амортизации.

Рациональное и разнообразное питание школьников должно быть обеспечено системой планирования товарного обеспечения. Потреб-ность в сырье и полуфабрикатах рассчитывается исходя из ассортимен-та продукции и производственной программы комбинатов школьного питания, сети доготовочных предприятий в соответствии с разработан-ными рекомендациями. Потребность в сырье для заготовочных пред-приятий рассчитывается исходя из расхода основных видов продуктов на одного учащегося.

Особого внимания требуют меры по предотвращению выпуска продукции низкого качества, возникновения бактериальных пищевых отравлений и инфекционных кишечных заболеваний и соблюдению на предприятиях общественного питания технологической и санитарно-гигиенической дисциплины согласно установленным требованиям.

Контрольные вопросы:

  1. Особенности питания школьников.
  2. Организация питания в школе.
  3. Примерное меню детей в возрасте 7-10 лет.
  4. Примерное меню детей в возрасте 11-13 лет.
  5. Примерное меню детей в возрасте 14-17 лет.

 

Лекция 3.2. Питание учащихся, занимающихся спортом и питание в оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха имеют особое значение. Даются принципы обогащения рационов незаменимыми микронутриентами. Расширяется ассортимент продуктов для свободной продажи. Разрабатываются дополнительные виды питания школьников. Организация диетического питания в общеобразовательных учреждениях. Характеристика рекомендуемых диет индивидуального назначения. Обязательно осуществляется контроль за количественным и качественным составом рациона.

Как уже говорилось, соответствие характера питания метаболическим изменениям, вызванным мышечной дея-тельностью, во многом определяет развитие процессов адаптации организма спортсмена к выполнению трени-ровочных и соревновательных нагрузок. Факторы пита-ния могут активно влиять на метаболические процессы в организме и повышать спортивную работоспособность, а также ускорять процессы ее восстановления в период отдыха после тренировок и соревнований. Не следует забывать, что возможен и противоположный эффект, когда в условиях несбалансированного питания при от-сутствии незаменимых компонентов пищи может быть на-рушено нормальное протекание метаболических процес-сов. Это приведет к снижению спортивной работоспособ-ности. Вот почему необходимо знать принципы питания спортсменов и обязательно их придерживаться как в домашних условиях, так и в условиях централизованной подготовки (сборы, тренировки и т. п.).

1 Основные принципы питания спортсменов:

1. Снабжение организма необходимым количеством энергии, соответствующим ее расходу в процессе выполнения физических нагрузок.

2. Соблюдение сбалансированности питания применительно к определенным видам спорта и интенсивности физических нагрузок, включая распределение энергетической ценности основных пищевых веществ, которое будет изменяться в зависимости от периодов подготовки к соревнованиям.

Сюда же относятся сбалансированность по аминокислотам, входящим в состав белковых продуктов, и по количеству основных пищевых веществ, пищевых волокон, витаминов и микроэлементов, а также соблюдение оптимальных отношений в жирно-кислотном составе.

3. Выбор адекватных форм питания (продуктов, пищевых веществ и их комбинаций) в периоды интенсивных и длительных физических нагрузок, непосредственной подготовки к соревнованиям, самих соревнований и по-следующего восстановления.

4. Использование пищевых веществ для активации и регуляции внутриклеточных метаболических процессов в различных органах и тканях.

5. Создание с помощью пищевых веществ необходимого метаболического фона для биосинтеза и реализации действия гормонов, регулирующих ключевые реакции метаболизма (катехоламинов, простагландинов, кортикостероидов, циклических нуклеотидов и др.).

 

6. Разнообразие пищи за счет использования широко-го ассортимента продуктов и применения разных приемов их кулинарной обработки для оптимального обеспечения организма всеми необходимыми пищевыми веществами.

7. Включение в рационы биологически полноценных и быстропереваривающихся продуктов и блюд, не обре-меняющих пищеварительный тракт.

8. Использование пищевых факторов для повышения скорости наращивания мышечной массы и увеличения силы, а также для регулирования массы тела в зависи-мости от весовой категории спортсмена.

9. Индивидуализация питания в зависимости от ан-тропометрических, физиологических и метаболических характеристик спортсмена, состояния его пищеваритель-ной системы, личных вкусов и привычек.

На протяжении многих лет эти принципы построения сбалансированного питания широко применяются при организации централизованной подготовки спортсменов в различных климато-географическх зонах страны.

В основе построения суточного рациона питания спортсменов лежит формула сбалансированного питания.

Потребность спортсмена в энергии и пищевых вещест-вах существенно различается, прежде всего в зависи-мости от вида спорта и объема выполненной работы. Так, если сопоставить рацион гимнастки или боксера наилегчайшей весовой категории с рационом легкоатле-та-многоборца или тяжелоатлета, выступающего в сверх-тяжелой весовой категории, то сразу выявятся резкие различия по основным компонентам пищи. Однако, даже не прибегая к таким контрастным сравнениям, следует иметь в виду, что характер питания спортсмена прямо связан с метаболическими процессами, происходящими в организме при занятиях тем или иным видом спорта. Следовательно, главные различия между спортсменами в их потребности в энергии и пищевых веществах свя-заны со спецификой вида спорта. Однако не следует за-бывать, что и другие факторы могут изменять эти по-требности, например период подготовки. Так, в игровых видах спорта соревновательный период длится несколько месяцев, тогда как в других видах он может занимать несколько недель. Кроме того, на потребности спортсмена в пищевых веществах влияют уровень спортивного ма-стерства, эмоциональное состояние, личные привычки. К внешним факторам, которые также имеют определен-ное значение можно отнести климато-географические условия (среднегорье, время года, окружающая температура и т. п.). Поэтому при составлении рациона на конкретный период подготовки спортсмена, как правило все необходимо учитывать.

 

2. Суточные энергозатраты спортсменов различных специализаций представлены в табл. В ней основные виды спорта разделены в зависимости от расхода энергии на четыре группы.

Как можно выявить соответствие потребности в энер-гии пищевому рациону спортсмена? Наиболее доступным может быть метод определения массы тела спортсмена. Постоянство массы тела здорового человека объясняется наличием энергетического равновесия в его организ-ме. Другой, тоже простой метод связан с определением расчетным путем суточного расхода энергии у человека с использованием хронометражно-табличного метода, а также таблиц химического состава пищевых веществ. В основе его лежат таблицы, содержащие величины энер-гозатрат при различных условиях жизнедеятельности человека и при выполнении разнообразных физических упражнений. Данные для таблиц вычисляются методами прямой и непрямой калориметрии (см. с. 36). Сравнение полученных величин позволяет контролировать степень удовлетворения потребности организма спортсмена в энергии.

Для поддержания высокого уровня спортивной рабо-тоспособности необходимо поступление в организм пище-вых веществ не только в соответствующих количествах, но и в оптимальных для их усвоения соотношениях. Часто обращается внимание на недостаток того или иного пи-щевого вещества. При этом забывается, что его избыток оказывает неблагоприятное действие на обмен веществ. Это касается многих аминокислот, жирных кислот, вита-минов и других пищевых веществ.

Потребность в основных пищевых веществах связана с общей калорийностью рациона и рассчитывается с уче-том калорийности, обеспечиваемой каждым пищевым ве-ществом. Согласно формуле сбалансированного питания это составляет: белки/жиры/углеводы = 14 %/30 %/56 %.

Используя эту формулу, можно рассчитать энергети-ческую ценность каждого из пищевых веществ в рацио-не, а затем с помощью энергетических коэффициентов вычислить содержание основных пищевых веществ в весовых единицах. Так, при калорийности рациона 4500 ккал на долю белков приходится 630 ккал, на долю жиров — 1350 ккал, а на долю углеводов — 2520 ккал, Зная энергетические коэффициенты основных пищевых веществ при окислении в организме (1 г белков— 4, 1 ккал, 1 r жиров — 9, 3 ккал, 1 г углеводов — 4, 1 ккал), можно вычислить содержание в рационе каждого из них в граммах. В данном рационе количество белков состав-ляет 154 г, жиров — 145, углеводов — 615 г.

Формулой сбалансированного питания для здорового человека предусмотрено, что наиболее полное удовлетво-рение потребностей в аминокислотах может быть достиг-нуто лишь при соблюдении определенного соотношения количеств животного и растительного белка. Оптимальным соотношением животных и растительных белков в рационе спортсмена может быть 1: 1. В этом случае на 50 % белков животного происхождения в суточном рационе приходится 50 % растительных белков. Напри-мер, при калорийности рациона 3500 ккал на 120 r бел-ков должно приходиться 60 г животных и 60 г раститель-ных белков.

Потребность спортсмена в белках во многом опреде-ляется спецификой вида спорта, направленностью трени-ровочного процесса, объемом и интенсивностью применя-емых физических нагрузок. В видах спорта со сравни-тельно низкой интенсивностью и незначительным объемом физических нагрузок достаточно включить в су-точный рацион 1, 4 — 2, 0 г белка на 1 кг массы тела. При увеличении объема физических нагрузок во время трени-ровок, направленных на развитие силы и увеличение мы-шечной массы, потребности в белке возрастают. Орга-низм спортсмена должен получать в составе пищи боль-ше белка — 2, 2 — 2, 9 г/кг массы тела. Однако следует предостеречь от ошибок, связанных с чрезмерным увели-чением белка в рационе, поскольку величины больше 3, 0 г/кг массы тела оказывают отрицательное влияние на метаболические процессы в организме. В частности, при потреблении больших количеств белка с пищей на-рушаются функции печени и почек. Организм оказывает-ся перегружен токсическими продуктами распада белков, которые из-за ограниченных возможностей ферментных систем постепенно накапливаются и нарушают нормаль-ное протекание обменных процессов.

Потребность спортсменов в жирах рассматривается не только потому, что они могут использоваться в каче-стве одного из основных источников энергии, но с учетом их метаболических и структурных функций, связанных с клеточными и внутриклеточными мембранами. Актив-ное участие жиров в формировании мембранных струк-тур внутри клеток различных органов и тканей застав-ляет достаточно внимательно относиться к составу жир-ных кислот, которые поступают в организм спортсмена с пищей. Биологическая ценность жиров определяется их очень высокой калорийностью, наличием в них отдель-ных полиненасыщенных жирных кислот, синтез которых в организме весьма ограничен. К ним относятся линолевая, линоленовая и арахидоновая жирные кислоты, которые поступают в организм главным образом в составе расти-тельных масел. Норма потребления жиров для спортсме-нов в зависимости от вида спорта может колебаться от 1, 7 до 2, 4 г/кг массы тела. Такое количество жиров в суточном рационе позволяет обеспечить до 30 % общей калорийности пищи. Думается, нет никакой необходимо-сти к ее увеличению. Напротив, можно приветствовать стремление к ограниченному потреблению жиров с пи-щей, и в этом отношении рационы, в которых жиры со-ставляют около 25 % общей калорийности, желательны.

К сожалению, в фактическом питании спортсменов существенная перегрузка суточных рационов жирами на протяжении многих лет доминирует во многих климатогеографических зонах нашей страны независимо от возрастного контингента спортсменов, вида спорта и эта-па подготовки. В качестве примера приводим содержание белков, жиров и углеводов в фактическом рационе спорт-сменов и его сравнение с рационом рекомендованным (рис. 3). В составе жиров суточного рациона животные жиры составляют 65 — 80 %, а растительные масла, со-держащие незаменимые жирные кислоты, 20 — 35 %.

Потребность спортсмена в углеводах тесно связана с энергетическими затратами во время тренировок и со-ревнований. Норма потребления углеводов составляет 8, 3 — 14, 3 г/кг массы тела. Основные количества углево-дов спортсмен получает в виде крахмала, который содер-жится в больших количествах в продуктах растительного происхождения. Потребление больших количеств крах-мала не вызывает значительной гипергликемии, посколь-ку его усвоение связано с расщеплением и постепенным всасыванием моносахаридов в пищеварительном тракте. Особенностью простых сахаридов, которые поступают с пищей или напитками, является их способность довольно быстро всасываться через слизистую оболочку кишечни-ка. Потребление избыточных количеств сахара за один прием может резко увеличить содержание глюкозы в крови. Общее содержание углеводов в суточном рационе может возрастать до 800 — 900 r в зависимости от вида спорта и периода подготовки спортсмена. Однако при анализе фактического питания спортсменов выявляются серьезные нарушения в распределении углеводов, содер-жание которых ниже, чем необходимо (рис. 4).

Пищевые волокна необходимы для нормального про-цесса пищеварения: они снижают содержание токсиче-ских продуктов обмена, образующихся в результате дея-тельности микрофлоры кишечника, способствует сниже-нию содержания холестерина и мочевины в крови, повышают связывание аммиака в кишечнике. Источ-никами их служат хлеб из муки грубого помола, пшенич-ные отруби, капуста, морковь, редис, свекла, облепиха, шиповник, малина, слива, морошка, крыжовник, земля-ника, черная и красная смородина, брусника, клюква. Поэтому, обеспечивая потребности спортсмена в пище-вых волокнах, в его рацион целесообразно включать салаты, вторые овощные блюда, каши, гарниры из зерно-вых продуктов, фруктовые и ягодные напитки, овощи, фрукты, ягоды в сыром виде.

При занятиях спортом, особенно при больших по объ-ему и интенсивности физических нагрузках, возрастает потребность в различных витаминах. Пожалуй, главным фактором, определяющим такую повышенную потреб-ность организма спортсмена во многих витаминах, слу-жит их активное участие во многих ферментных систе-мах, регулирующих реакции внутриклеточного метаболиз-ма в организме. Это относится прежде всего к реакциям утилизации энергии в процессе мышечной деятельности и последующего отдыха. Витамины принимают участие в обмене веществ в составе более 100 ферментов. Повы-шенная потребность в витаминах А, Е и других обуслов-лена их участием в поддержании структуры и функции клеточных и внутриклеточных мембран. Нормы потребле-ния различных витаминов представителями разных видов спорта представлены в табл. 13, подготовленной специа-листами института питания.

В процессе подготовки спортсменов возрастает по-требность в аскорбиновой кислоте, тиамине, рибофлави-не, ниацине, токофероле. Количество витаминов в пита-нии спортсменов следует рассматривать с учетом энерге-тических затрат. Например, на каждую 1000 ккал требу-ется аскорбиновой кислоты — 35 мг, рибофлавина— 0, 8 мг, тиамина — 0, 8 мг, ниацина — 7, 0 мг, токоферо-ла — 5, 0. Вместе с тем следует иметь в виду, что избыток витаминов может оказать отрицательное действие на метаболические процессы в организме спортсмена. Про-водя дополнительную витаминизацию, особенно в весен-ний период, целесообразно руководствоваться данными, представленными в табл. 13.

Минеральные вещества в питании спортсменов необ-ходимы для регуляции водно-солевого обмена, поддержа-ния кислотно-щелочного равновесия, нормального проте-кания основных метаболических реакций. Потребность в минеральных веществах в процессе систематических за-нятий спортом повышается, и особенно в тех видах спор-та, где наблюдается обильное потоотделение как во вре-мя тренировок, так и на соревнованиях. Это относится к игровым видам спорта, таким, как хоккей с шайбой, с мячом, в которых защитное снаряжение затрудняет теплообмен организма. При обильном потоотделении повы-шается потребность в отдельных минеральных веществах, и прежде всего в калии и натрии, содержание которых в суточном рационе можно увеличить на 20 — 24 %.

 

3. Необходимо также учитывать повышенную потреб-ность организма женщин, занимающихся спортом, в же-лезе, участие которого в обмене веществ достаточно ши-роко и многообразно, а его недостаток приводит к воз-никновению разных форм анемии.

Развитие железодефицитных состояний у практически здоровых спортсменок является обычно следствием нару-шения баланса между усвоением поступающего с пищей железа и потребностью организма в этом элементе. Сле-дует отметить, что если клинически выраженная картина недостаточности железа (железодефицитная анемия)— явление довольно редкое среди спортсменок экстраклас-са, то разные степени скрытой недостаточности железа обнаруживаются достаточно часто даже у членов нацио-нальных олимпийских команд по различным видам спорта. Среди активно тренирующихся спортсменов, осо-бенно представительниц циклических видов спорта (вело-сипедные гонки, лыжные гонки, конькобежный спорт), распространены разные формы железодефицитных со-стояний.

Последовательность их развития в женском организме можно представить следующим образом. Известно, что все железо в организме (2 — 5 г) в зависимости от выпол-няемой функции можно разделить на четыре самостоя-тельных фонда: эритроцитный (гемоглобин) составляет 60 — 70 %; тканевый (миоглобин, железосодержащие фер-менты) — 8 — 10 %; транспортный (трансферрин) — 0, 1 % и запасной (ферритин, гемосудерин) — 30 — 35 %. При недостаточном поступлении железа с пищей вначале ор-ганизм начинает использовать железо, входящее в за-пасной фонд. Этот уровень недостаточности железа в организме соответствует предлатентному железодефицитному состоянию и выявляется по сниженному уровню ферритина в крови (20 мкг/л). Затем при истощении запасного фонда начинает уменьшаться транспортный фонд и развиваться латентная форма дефицита железа, которая достаточно четко выявляется по снижению уров-ня железа в крови (12 мкмоль/л), повышению железо-связывающей способности крови (85 мкмоль/л) и низ-кому насыщению трансферрина железом ((16 %).

На следующей стадии частичному истощению в орга-низме подвергаются тканевый и эритроцитный фонды, что сопровождается снижением уровня гемоглобина крови до 100 — 110 г/л и вызывает анемию. Снижение содер-жания гемоглобина крови до 90 — 100 г/л — свидетель-ство значительного уменьшения всех фондов железа в организме. Необходимо отметить, что даже незначитель-ный дефицит железа в организме сопровождается не-благоприятными изменениями функций сердечно-сосуди-стой, нервной, мышечной и пищеварительной систем, приводит к снижению психомоторной функции, иммуни-тета и в конечном итоге не только отражается на умст-венной и физической работоспособности, но и снижает уровень здоровья человека. В настоящее время имеются достаточно убедительные экспериментальные данные, свидетельствующие о четкой связи между особенностями обмена железа в организме и физической работоспособностью.

Опасность развития железодефицитных состояний у спортсменок при использовании в тренировочном процессе максимальных физических нагрузок определяется, прежде всего значительным увеличением всех видов потерь железа из организма. Имеется в виду выведение железа с мочой, калом и потом. Естественное возмещение физиологических потерь железа происходит и за счет пищевого железа, которое широко представлено в продуктах растительного и животного происхождения. Нормальное обеспечение организма железом предполагает ежедневное потребление 7 — 8 мг железа на каждые 1000 ккал суточного рациона. Однако необходимо особо отметить, что адекватность питания по железу определяется не только и даже не столько абсолютным количеством потребленного с пищей железа, сколько количеством всасываемого желе-за в желудочно-кишечном тракте, т. е. его биологической доступностью. В пище все железо представлено двумя формами: гемовой и негемовой. Гемовая форма железа всасывается в организме очень хорошо, тогда как всасыва-ние негемового железа происходит значительно хуже и во многом зависит от состояния пищи. Присутствие в пище больших количеств жира, фосфора (в яйцах), фетина (в бобовых и зерновых продуктах), танина (в чае) зна-чительно тормозит всасывание негемового железа. Присутствие в пище белков мяса, рыбы, птицы и различ-ных органических кислот (лимонная, янтарная), фрук-тозы и витамина С существенно усиливает всасывание негемового железа.

Как показывает практика питания спортсменов, их ежедневные рационы часто оказываются неполноценными не только по количественным, но и качественным характеристикам. Как правило, рационы отличаются избыточ-ным содержанием жиров и имеют отчетливо выраженнуюнедостаточность витамина С, особенно в зимне-ве-сенний период, что приводит к снижению всасывания из организме железа пищи.

По нашему мнению, мероприятия по улучшению питания, направленные на профилактику и лечение железодефицитных состояний у спортсменок, могут сводиться к следующему: обеспечению высокого уровня пищевого железа (гемового и негемового) в ежедневном рационе; повышению в рационе содержания веществ, усиливающих всасывание негемового железа; улучшению подбора продуктов не только в суточном рационе, но и в каждом отдельном приеме пищи.

Важность учета этих положений в процессе организа-ции ежедневного питания достаточно очевидна и может быть проиллюстрирована результатами такого экспери-мента. Биологическая доступность негемового железа пищи понижалась в два раза при использовании чая. Если вместо чая включали апельсиновый сок, содержащий 75 мг аскорбиновой кислоты, то всасывание негемо-вого железа существенно повышалось. Вместе с тем ока-зывалось, что одна аскорбиновая кислота, принятая за 4 часа до основной пищи, не изменяла скорости всасы-вания железа.

 

4. Рассмотренные нормы пищевых веществ для спортсме-нов предназначены для использования в целях правиль-ной организации питания и оценки пищевых рационов при централизованной подготовке спортсменов. Вполне естественно, что при этом врачу команды, тренеру необ-ходимо учитывать специфику вида спорта, этап подготов-ки, состояние здоровья спортсмена, его индивидуальные физиолого-биохимические особенности, личные вкусы и привычки в питании. Это в полной мере относится и к самому спортсмену.

Современный спорт включает виды с различным про-явлением основных физических качеств — силы, быстро-ты, выносливости, гибкости и ловкости.

Высокие результаты спортсменов связаны с различ-ными уровнями развития этих качеств и характеризу-ются метаболическими изменениями обмена веществ, по которым можно составить представление о механизмах энергообеспечения мышечной деятельности. Особенности обмена веществ у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, позволяют достаточно точно оценить их потребности в основных пищевых веществах.

Все виды спорта по характеру проявления основных физических качеств спортсмена в процессе специальной физической подготовки и по метаболическим особенностям обмена веществ можно разделить на пять групп:

скоростно-силовые виды спорта (легкая атлетика— спринт, барьерный бег, прыжки, метания, многоборье; тяжелая атлетика и др.);

циклические виды спорта (бег на средние и длинные ди-станции, спортивная ходьба, велогонки на шоссе, лыж-ные гонки и др.);

сложнокоординационные виды спорта (акробатика, художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду, на лыжах с трамплина, санный и парусный спорт, стрельба из лука, пулевая, стендовая, конный спорт и др.);

спортивные единоборства (борьба вольная, классическая, дзюдо, самбо, бокс, фехтование);

игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, регби, теннис, настольный теннис, футбол, хоккей с мя-чом, шайбой, на траве).

Правильный подбор продуктов для представителей разных групп видов спорта основан на определении энергозатрат и знании особенностей обмена веществ.

Распределение содержания основных пищевых веществ в суточных рационах спортсменов различных спе-циализаций представлено в табл. 14. Из таблицы видно, что в скоростно-силовых видах спорта и единоборствах увеличено потребление белков по сравнению с другими группами видов спорта. Потребности в углеводах на-ибольшие у представителей циклических видов спорта. У них же самое низкое содержание жиров в суточном рационе. Рекомендуемые соотношения основных пищевых веществ в группах видов спорта позволяют дифферен-цированно формировать рационы питания спортсменов на различных этапах подготовки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.