Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерное 3-дневное меню для детей в возрасте от 1 до 1,5 лет






1-й день - Селедочный паштет, картофельное пюре, молоко, хлеб с маслом и тертым сыром, фруктовый сок (завтрак в 8 ч); Салат из помидоров, овощной суп, мясное суфле с морковным пюре, тертое яблоко (обед в 12ч); Молоко с сахаром, печенье, свежие фрукты (полдник в 16ч); Творожная запеканка, молоко, фруктовое пюре (ужин в 20ч); Кефир с сахаром (ночное кормление в 24ч).

2-й день – Омлет, молочная каша, кофе с молоком, хлеб с маслом, фруктовый сок (завтрак в 8 ч); Тертая вареная свекла, суп картофельный, рыбное суфле с овощным пюре, фруктовое пюре (обед в 12ч); Молоко, сухарики, свежие фрукты (полдник в 16ч); Овощное пюре, кефир с сахаром, фруктовое пюре (ужин в 20ч); Кефир с сахаром(ночное кормление в 24ч).

3-й день - Ленивые вареники со сметанным соусом, чай с молоком, хлеб с маслом, фруктовый сок (завтрак в 8 ч); Тертая морковь, борщ, котлета паровая с пюре из тыквы, фруктовый сок (обед в 12ч); Кефир с сахаром, кукурузные палочки, свежие фрукты (полдник в 16ч); Гречневая каша, молоко, фруктовое пюре (ужин в 20ч); Кефир с сахаром(ночное кормление в 24ч).

Примерное 3-дневное меню для детей в возрасте от 1, 5 до 3 лет:

1-й день - Сельдь с отварной свеклой, молочная каша, кофе с молоком, хлеб с маслом и сыром, яблоко (завтрак в 8 ч); Салат из капусты, борщ украинский со сметаной, котлета с тушеными овощами, помидор, фруктовый сок (обед в 12ч); Кефир, выпечка с джемом, свежие фрукты или ягоды (полдник в 16ч); Овощная запеканка, молоко, фруктовое пюре (ужин в 20ч).

2-й день - Омлет с сосиской, помидор, кофе с молоком, хлеб с маслом, фруктовый сок (завтрак в 8 ч); Салат из огурцов и помидоров, суп рыбный, рыба отварная с картофельным пюре и свежей капустой, компот из свежих яблок (обед в 12ч); Молоко, ватрушка, свежие фрукты или ягоды (полдник в 16ч); Молочная каша, кефир, свежие фрукты (ужин в 20ч).

3-й день - Творожная запеканка, тертая морковь, чай с молоком, хлеб с маслом, свежие фрукты (завтрак в 8 ч); Салат из вареной свеклы, куриный бульон, рагу из курицы с морковью и зеленым горошком, свежий огурец, фруктовый сок (обед в 12ч); Кефир, домашняя булочка, свежие фрукты или ягоды (полдник в 16ч); Овощное рагу, кефир, фруктовый сок (ужин в 20ч).

От организации питания в дошкольных учреждениях во многом зависит состояние здоровья и развитие воспитывающихся в них детей.

Действующие нормы питания детей ясельного и дошкольного возраста полностью отвечают физиологическим потребностям детей указанных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергии и вполне позволяют организовать рациональное питание воспитанников. Важно только обеспечить правильное составление рационов питания детей, правильную кулинарную обработку продуктов и строгий контроль за организацией детского питания.

В дошкольных учреждениях дети первого года жизни сейчас практически отсутствуют, но если они там есть, для них организуется индивидуальное питание по назначению врача. Для детей от года до 3 лет и детей от 3 до 7 лет составляются раздельные меню, так как отпускаемые ассигнования на питание детей этих двух возрастных групп и натуральные наборы продуктов имеют определенные различия.

Примерное 3-дневное меню для детей в возрасте от 3 до 7 лет:

1-й день - Каша геркулесовая с творогом, кофе с молоком, хлеб с маслом (завтрак в 8ч); Салат из редиса или редьки, борщ вегетарианский со сметаной, рыба, жаренная с картофельным пюре, компот из тыквы (обед в 12 ч); Кефир, пирог с курагой, свежие фрукты (полдник в 16ч); Омлет с тушеной капустой, кефир, свежие фрукты (ужин в 20ч).

2-й день - Рыба по-польски с овощами, чай с молоком, хлеб с маслом (завтрак в 8ч); Салат из свеклы с яблоком и черносливом, суп-пюре гороховый с гренками, плов с мясом, кисель клюквенный (обед в 12ч); Кефир, вафли, печеное яблоко (полдник в 16ч); Оладьи с творогом со сметаной, молоко, свежие фрукты (ужин в 20ч).

3-й день - Сосиска отварная с вермишелью, молоко, хлеб с маслом (завтрак в 8ч); Салат из помидоров и огурцов, суп перловый с мясом и овощами, азу с отварным картофелем, фруктовый сок (обед в 12ч); Молоко, домашняя булочка, фруктовое пюре (полдник в 16ч); Шарлотка яблочная с соусом, кефир, свежие фрукты (ужин в 20ч).

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении на дневном пребывании (в течение 9 - 10 ч), полу- чают 3-разовое питание, которое обеспечивает примерно 75-80 % суточной потребности в основных пищевых веществах и энергии. Для детей, находящихся в дошкольном учреждении на удлиненном дне (12 - 14 ч), как правило, организуют 4-разовое питание, что предусмотрено отпускаемыми ассигнованиями. При этом питание в учреждении почти полностью покрывает суточную потребность детей в пищевых веществах- (для детей ясельного возраста установлены единые нормы для 12- и 24-часового пребывания). Однако в ряде учреждений, особенно там, где основная масса детей уходит домой довольно рано (в 17 - 18 ч), организуют 3-разовое питание, при этом состав полдника бывает более калорийным (до 20- 25% от общей суточной калорийности рациона). Для детей, находящихся на круглосуточном пребывании, предусматривается 4-ра- зовое питание, а в некоторых учреждениях (санаторных, для час- то болеющих детей) - 5-разовое.

Режим питания в дошкольных учреждениях должен соблюдаться особенно четко, так как от этого во многом зависит весь режим жизни детей. Для детей, получающих 3-разовое питание, обычно завтрак бывает в 8 ч 30 мин, обед - в 12 ч - 12 ч 30 мин, полдник - в 16 - 16 ч 30 мин. Ужин дети получают дома в 19 - 20 ч. При 4-разовом питании обычно завтрак и другие приемы пищи несколько сдвигаются на более ранние сроки: завтрак - в 8 ч, обед - в 11 ч 30 мин - 12 ч, полдник - в 15 ч 30 мин и ужин - и 30 мин - 19 ч. В круглосуточных группах детям целесообразно пе ред ночным сном (в 21 ч) давать стакан кефира или молока.

4. Под формированием рациона питания детей и подростков в организованных коллективах понимается обоснованный выбор пищевых продуктов, в том числе кулинарной продукции (блюд и кулинарных изделий), предназначенных для включения в рацион питания детей и подростков; обоснованный выбор пищевых продуктов, продовольственного сырья и полуфабрикатов, используемых для приготовления кулинарной продукции; составление рациона питания или меню (меню-раскладок) с последующим анализом и оценкой качественного и количественного состава рациона питания и постоянной корректировкой пищевой и энергетической ценности рациона и набора используемых в его составе продуктов.

При составлении рационов питания детей в дошкольных учреждениях (с обязательным участием медицинской сестры учреждения) необходимо максимально придерживаться утвержденного набора продуктов, который, как было указано зано выше, полностью покрывает физиологические потребности детей в пищевых веществах. Однако это не означает, что ежедневно необходимо использовать все продукты этого набора в указанных в нем дозировках. Некоторые продукты действительно включают в рационы детей ежедневно (хлеб, молоко, масло, сахар, мясо), хотя и здесь возможны колебания в количестве продуктов. В то же время такие продукты, как сыр, сметана, творог, рыба, яйца, более рацио- нально давать детям через день или даже через 2 - 3 дня (напри- мер, рыбу), но при этом дози- ровка продукта должна быть со- ответствующим образом увеличе- на. Важно только, чтобы в течение 10 дней все положенное количество продуктов было полностью израсходовано, тогда будет уверенность, что дети получили рациональное питание, соответствующее их возрастной потребности. Медицинская сестра дошкольного учреждения периодически проводит расчеты химического состава и калорийности пищи детей по коли- чествy фактически израсходованных продуктов в среднем за сутки. Исходные данные для этих рас- четов берутся из накопительной бухгалтерской ведомости фактического расхода продуктов за истекший месяц или любые 10 дней подряд каждого месяца, из которых высчитывается среднесуточный расход продуктов. Расчеты проводят раздельно для детей ясельного и дошкольного возраста. Это позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в пи- таниe детей.

Составляя детские меню, необходимо обращать внимание на до- статочное разнообразие блюд в течение -недели и особенно в течение дня. Недопустимо, когда в суточном меню дают две каши, да еще крупяной гарнир ко второму блюду. Желателъно, чтобы дети получали течение дня два овощных блюда и только одно крупяное.

В состав обеда, как правило, включается вся предусмотренная утвержденным набором норма мяса. Выбор первых блюд для детей раннего и дошкольного возраста ничем не ограничен. Как тем, так и другим показаны бульоны (куриный, мясной, рыбный), супы на этих булъонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками, вегетарианские супы, супы молочные, фруктовые.

В качестве вторых блюд детям раннего возраста дают паровые котлеты, биточки, тефтели, более старшим - эти же блюда можно давать в жареном виде; обеим возрастным группам можно включать в меню различные тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, всевозможные запеканки, детям дошкольного возраста чаще, чем детям до 3 лет, дают жареную рыбу, птицу, кролика, обжаренное и тушеное мясо, азу, гуляш, беф- строганов.

Учитывая, что в питании детей необходимо максималъно использовать различные овощи, как в свежем, так и в вареном виде, в состав обеда обязательно должен включаться салат, преимущественно из сырых овощей, желательно с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сушеные фрукты (например, готовить тертую морковь с яблоками, салат из свежей капусты с черносливом, изюмом, са- лат из вареной протертой свеклы с черносливом и т. п.).

В качестве третьего блюда луч- ше всего давать детям свежие фрук ты или соки, а при их отсутствии - компоты из свежих или сухих фрук- тов, а также консервированные фруктовые или овощные соки, фруктовые пюре для детского питания (промышленного производ- ства). Нежелательно давать детям кисели из концентратов, что до- вольно часто практикуется в до- школьных учреждениях. Этот продукт не имеет практически ника- кой пищевой ценности, витамины в нем отсутствуют, и включение такого блюда в рацион детей только перегружает их углеводами.

На завтрак и ужин детям можно давать различные молочные каши, отдавая преимущество гречневой и овсяной. Очень хорошо гото- вить каши с овощами или фрукта- ми (овсяную, манную или рисовую с морковью, черносливом, кура- гой, изюмом; пшенную и рисовую с тыквой, изюмом и др.). Каши следует чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить и смешанные крупоовощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, кар- тофельные, капустные, свекольные котлеты с соусом, различные запе- канки). Очень полезны детям блюда из творога (сырники, запеканки, пудинги, ленивые вареники), а также из яиц (омлет натуральный, омлет с различными овоща- ми, с картофелем, с яблоками). На завтрак дети изредка могут получать колбасные изделия (сосиски, сардельки, вареную колба- су), жареную или отварную рыбу, вымоченную сельдь или селедочный паштет, приготовленный не- посредственно перед кормлением.

В качестве питья на завтрак обычно дают злаковый кофе на молоке (цельном или половинном), молоко, чай с молоком, а на ужин - лучше кефир, но можно и молоко, реже — чай с молоком. В качестве напитка в дошкольных учреждениях довольно часто дают детям простой чай. Дети во время завтрака охот- но пьют кофейный напиток на молоке, даже если он предлагается - ежедневно, т.к. от простого молока нередко отказываются. В детских коллективах не рекомендуется давать в качестве напитка какао (а многие детские сады им очень увлекаются). Во-первых, это блюдо довольно дорого, а во-вторых, в детской группе всегда есть дети, которые не переносят какао и шоколад и чувствуют себя ущемленными, ес- ли их лишают этого напитка, в то время как другие дети его получают. На завтрак и на ужин при возможности готовят детям салаты из свежих овощей и фруктов. Их можно давать в меньших дозах, чем на обед, но все же эти блюда значительно обогащают пищу детей витаминами и способствуют лучшему течению пищеварительных процессов. Особенно хорошо предлагать такие блюда летом, когда в жаркие дни у детей часто снижается аппетит. В летний период дошкольные учреждения получают дополни- тельные средства на проведение летней оздоровительной компании и часто расходуют их нерационально - на приобретение сладостей кондитерских изделий, не приносящих детям пользы.

Полдник в дошкольном учреждении обычно состоит из двух блюд - молочного напитка (кефира, ряженки, биолакта, молока и др.) и выпечки или кондитерских изделий (печенья, сухариков, вафель). Очень хорошо давать детям и третье блюдо - свежие фрукты или ягоды, фруктовый сок, фруктовое пюре. В тех группах, которые работают по продленному дню, но находятся на 3-разовом питании, в состав полдника можно включить какое-либо более калорийное блюдо - запеканку, шарлотку, пудинг, блюдо из творога, яиц.

Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню - раскладки, где перечисляются все блюда, входящие в дневной рацион, их выход (масса одной порции), расход продуктов для приготовления каждого блюда (записывается дробью: в числителе - количество продуктов на одного ребенка, в знаменателе - количество данного продукта на всех детей, получающих это блюдо).

Меню для детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 7 лет может быть общим, но раскладка с указанием соответствующего расходования продуктов обязательно должна быть раздельной. При этом в меню-- раскладке необходимо каждый раз отмечать число детей этих возрастных групп, присутствующих в учреждении на данное число.

Для определения выхода блюд следует учитывать потери, про- исходящие при кулинарной обработке продуктов (холодной и тепловой), а также привар некоторых готовых блюд, пользуясь специальными таблицами. В тех случаях, когда по принятой рецептуре из-за низкого качества исходных про- дуктов не получается необходимо- го количества данного блюда, от- ветственный работник пищеблока в присутствии заведующей до- школьным учреждением сос- тавляет акт о сортности продук- та, в необходимых случаях про- водит пробную варку. Такой акт является основным документом для повышенного расхода продукта на данное блюдо.

В примерных меню, кроме раскладки про-дуктов, с учетом возраста детей и длительности их пребывания в учреждении, имеются сведения о содержании основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и калорийности каждого блюда и всего дневного рациона в це- лом, что значительно облегчает подсчеты химического состава дет- ского питания в целях контроля его качества.

Составляя детские рационы, важно также учитывать индивидуальные особенности ребенка, национальные обычаи и привычки, а так- же природно-климатические условия. Так, при наличии у некоторых детей каких-либо отклонений в развитии или состоянии здоровья, им необходимо обеспечивать соответствующее питание (исключение из рациона некоторых блюд или продуктов при пищевой аллергии, дополнительное питание ослабленным детям, щадящее питание детям с заболеваниями органов пищеварения, почек и др.). Очень важно обеспечить правильное питание и индивидуальный подход к детям в период их адаптации к условиям дошкольного учреждения (особенно к детям раннего возраста, наиболее ранимым и труд- но привыкающим к коллективу). Большого внимания требуют так- же дети, вернувшиеся в детские учреждения после перенесенных заболеваний, когда сопротивляемость их организма к любым не- благоприятным факторам снижена. Соблюдение национально-территориального принципа питания детей является одним из мо- ментов профилактики ряда заболеваний и способствует нормальному развитию детей, особенно в учреждениях преимущественно с коренным составом воспитанников. Так, на территориях Крайнего Се- вера у детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях, при европеизированном типе пита- ния часто развиваются анемии, снижается острота зрения, появ- ляется кариес зубов. В то же время флора Крайнего Севера, многих районов Сибири дает широкие возможности использовать в пита- нии детей разнообразные дикорастущие ягоды (бруснику, чернику, морошку, голубику, жимолость, черную и красную смородину), что позволяет значительно обогащать детские рационы витаминами и микроэлементами. В питании детей, проживающих в районах Край- него Севера, рационально также ис- пользовать такие продукты мест- ной сырьевой базы, как оленина, речные и озерные породы рыб, мясо морских животных и многие другие, которые содержат большое количество водо- и жирорастворимых витаминов, минеральных веществ, редких микроэлементов. Детям, проживающим в районах Прибалтики, следует шире включать в рационы брюкву, ревень, перловую крупу, различные овощные салаты. Это предупреждает развитие такой, свойственной этим территориям патологии желудочно-кишечного тракта, как запоры. В республиках Средней Азии, Закавказья, в Казахстане в рационы детей рекомендуется особенно широко включать кисломолочные продукты, являющиеся одним из средств профилактики острых кишечных заболеваний, представляющих краевую патологию для многих районов этих территорий. Кроме того, в данных республиках используют блюда из нежирной баранины, риса, имеются богатые возможности для широкого применения различных овощей и фруктов.

 

5. Для правильной организации питания детей раннего и дошкольного возраста очень большое значение имеет вся обстановка, в которой происходит прием пищи. Следует позаботиться о том, что- бы дети были обеспечены соответствующей посудой, мебелью, чтобы удобно было сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Все это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалось положительное от- ношение к процессу приема пищи. Ни в коем случае нельзя отвлекать ребенка во время еды игрушками, сказками, посторонними разговорами. Сам процесс кормления дол- жен проходить спокойно, в добро- желательной обстановке. Начиная с самого раннего возраста у ребенка необходимо вырабатывать необходимые гигиенические навыки во время еды: соблюдать чистоту и опрятность, пользоваться салфеткой, уметь обращаться с посудой, приборами, не выходить из-за стола, не окончив еду, и пр. Во всем. этом большая роль отводится взрослым - родителям, а в до- школьных учреждениях - воспитателям.

В дошкольных учреждениях очень важно правильно организовать кормление детей в младшей ясельной группе, где обычно воспитываются дети, значительно отличающиеся по возрасту. Если в этой группе имеются дети, живущие по разным режимам (с одним и двумя дневными снами), часы кормлений этих двух подгрупп не должны совпадать. Тогда процесс кормления будет проходить более спокойно и персонал сможет уде- лить больше внимания каждому ребенку.

В организации питания детей, посещающих дошкольные учреждения, очень большое значение имеет обеспечение четкой преемственности между дошкольными учреждениями и семьей ребенка. Важно, чтобы домашнее питание дополняло питание в дошкольном учреждении. С этой целью родители должны систематически получать необходимую информацию о том, как организовано питание в учреждении, которое посещает ребенок, иметь конкретные сведения о составе питания, которое ребенок по- лучил в течение дня. С этой целью в каждой детской группе вывешивают дневное меню и рекомендации для родителей по составу домашнего ужина, который желательно дать ребенку. В некоторых учреждениях медицинские сестры и врачи разрабатывают и выдают родителям на руки памятки о том, как рационально кормить ребенка того или другого возраста, особенно, если у данного ребенка имеются ка- кие-либо отклонения в состоянии здоровья и требуется диетотерапия. В состав домашних ужинов следует включить такие блюда и продукты, которые ребенок не полу- чал в детском саду в этот день. При составлении детского рациона на выходные, праздничные дни, на время отпуска лучше ориентироваться на тот набор продуктов, который предусмотрен для них в до- школьных учреждениях.

Чтобы не нарушался режим питания, надо предупреждать родителей, чтобы утром, до отправления в дошкольное учреждение, они не кормили ребенка, так как это приведет к снижению аппетита и ребенок будет плохо завтракать в группе. Однако, если ребенка приводят в детский сад очень рано, ему можно дать дома стакан кефира или молока с небольшим кусочком хлеба, а также какие-либо фрукты.

Контрольные вопросы:

  1. Питание детей раннего и дошкольного возраста.
  2. Особенности и режим питания дома и в условиях дошкольного учреждения.
  3. Примерное меню детей в возрасте 1, 5-3 года.
  4. Примерное меню детей в возрасте 3-7 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.