Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часовой бег






Сколько все-таки систем
в беге нынешнем! -
Он вдруг взял да сбавил темп
перед финишем,
Майку сбросил - вот те на! -
не противно ли?
Поведенье бегуна -
неспортивное!

 

В.Высоцкий

 

Как долго можно радоваться жизни?

Как долго длится праздничное настроение после хорошо выполненной работы? У всех – по-разному. Я почивал на лаврах 11-го Гагаринского марафона недели две. Рассказывал о своем успехе друзьям и знакомым. При этом старался делать «скромное лицо». Единственное, что меня оправдывало в собственных глазах - огонек, который загорался в глазах внимающих меня людей. Им почему-то тоже хотелось начать бегать. А один точно понемногу начал бегать по утрам. Глядишь, через год присоединится к нашей марафонской компании.

За все приходится платить – звучит известный афоризм. За все хорошее и за не очень. После 11-го Гагаринского марафона я почти не бегаю вот уже на протяжении 3-х недель. Наконец-то, чего опасался – на то и нарвался. Я травмирован. Но понял это не сразу. Поначалу, полагал, что ноги поболят немного, как обычно только первые послемарафонские дни, а потом пройдут. На 3-й день даже слегка начал бегать. Я заметил, что боль сопровождает меня только в начале, через полчаса пробежки я разогреваюсь и все исчезает. Но прошла неделя, другая, а болезненные ощущения в голени правой ноги остались. По утрам сначала ковыляю, прежде, чем разойдусь. К тому же параллельно после марафона подхватил сильную простуду - целую неделю чихал, сопливился, хотя и не температурил.

Тем не менее, полагал, что ничего серьезного нет, и пусть больше психологически, нежели физически готовился к часовому бегу, который должен был состояться 21 апреля.

Набережная Космонавтов, на которой традиционно каждый год проходит «Часовой бег» расчерчена мелом на протяжении 800 метров на отрезки по 25 метров. Итого, получается круг в 1600 метров. Контроль осуществляется за десятком лидеров, остальные, еще человек 50 считают круги самостоятельно и честно заносят свои данные в итоговый протокол. Организатор забега – клуб «Нептун». Среди нескольких десятков участников – много незнакомых лиц, особенно молодежи. Что ж, час бега для них вполне доступная дистанция, они то в итоге и составляют группу лидеров. У нас же, не очень молодых (старых - не поворачивается язык) – свои задачи. Кто-то на костылях и босиком отдает дань Духу забега. А Мещеряков Юрий Андреевич вообще целый час бежит задом наперед, т.е. спиной и этим привносит свою изюминку. Я же, еще не понимая, что получил травму, ставлю уже привычную задачу – «продержаться за Немым», а при случае и обогнать его. Кофейников в этот раз сам показывает, что «сделает меня», я же скромно лишь соглашаюсь с ним. Все-таки короткие дистанции – до сих пор были его прерогативой.

Старт в 10.10 утра. Я честно держусь за Немым 20 минут и… решаю отстать. То ли простуда виной, то ли отсутствие тренировок – но почему-то не могу держать даже посильный для меня темп чуть меньше 5 минут на километр. Но еще надеюсь, что сейчас вот-вот войду в привычный марафонский режим и ПОБЕГУ. – Где твой форсаж? – удивляются коллеги, свидетели Гагаринской скорости. Если бы я знал? Перед стартом я на всякий случай пробежался 6 километров для разминки. Но и это не помогло. Если в последнем марафоне ноги у меня болели в начале, то сейчас они (точнее она – правая) заболели в конце. Я даже подумал «сойти», но для галочки решил доковылять до конца. В итоге пробежал 7 с небольшим кругов (чуть больше 11 км). Хотя еще 2 недели назад подумывал о 15 километрах, а непосредственно перед стартом о 13-ти. Нет ни первого, ни второго, ни …третьего, если считать соревнования с Немым. Кофейников бодренько набежал около 14 километров. Молодец – старый хрыч!

Сильная боль в правой ноге окончательно убедила меня в том, что я получил травму. Где, когда? Думаю, что во время подготовки к Гагаринскому марафону перебегал по асфальту в новых не очень удачных кроссовках. Если помните, после пробега 8 марта я решил тренироваться более интенсивно с ориентацией на скорость. Так вот, вечером я выбегал на Набережную, делал 5 скоростных кругов и убегал домой. В итоге получалось – до 20 км. Плюс утром я выбегал на стадион и делал там 20 кругов, т.е., с учетом дороги домой еще десяток километров. Правда, такой режим (вечер-утро) я устраивал через раз. Но, наверное, и его оказалось много. Сам марафон просто окончательно расставил точки над «и». Ведь не просто так у меня почему-то заболели ноги в начале дистанции. Я еще удивился этому факту. Что ж, как ни берегся, как не предупреждал всех об опасности перетренировок, сам стал их жертвой. А все почему? Потому что загорелся азартом, вошел в раж – «сделать Немого». Вот и сделал – самого себя! Просто удивительно, как мотивация может толкать людей на безрассудство. В итоге я вынужден пропустить Питерский марафон и настроиться на неторопливый бег 18 мая в марафоне, посвященном клубу «Олимпия».

Раз уж так вышло, я решил наконец-то воспользоваться советом Валерия Шумихина и обследоваться в физкультурном диспансере. А то 2 года бегаю и не знаю, что там внутри меня происходит. Может, мне и нельзя вовсе заниматься? От дома до диспансера 5 минут ходьбы – дошел. В регистратуре вопрос в лоб – какое общество (клуб) представляю? Есть ли направление? Я наивно отвечаю, что, никого не представляю, что, дескать, сам по себе, и обследоваться хочу «для себя». – Тогда платите деньги – с уверенностью, что я откажусь и они вернутся к свои разговорам – выпаливают сидящие за бордюром женщины в белом. Но болящая правая нога уже созрела до финансовых потерь и заставляет голову демонстрировать готовность к расставанию с содержимым бумажника. Весьма удивившись этому, не зная, что делать с неожиданным клиентом, регистраторша ведет меня к заведующей. После небольшого консилиума с присутствующими в кабинете врачами заведующая торжественно произносит – «УМО». Оказывается – углубленное медицинское обследование. Но предварительно я должен пройти флюорографию, сдать на анализ кровь и мочу. И потом уже пройтись по всем врачам. Так и поступаю. Через 2 дня прихожу с анализами и обхожу врачей.

Невропатолог, хирург, терапевт, ЛОР, окулист, спортивный врач, кардиолог. На все уходит 2 часа времени и 200 рублей денег. На дорогостоящий 300-рублевый велоэргометр меня не допускают из-за плохой электрокардиграммы.

- Вот эти обратные (т.е. вниз) пики на графике говорят о плохой восстанавливаемости миокарда – говорит кардиолог.– Возможно, виновата простуда, приходите через месяц на повторное обследование – утешает меня врач.

– У Вас плохая работоспособность – заявляет спортивный врач после 3-х минут моего прыганья на ступеньку. Я догадываюсь, что речь идет о Гарвардском степ-тесте, по которому согласно моим неоднократным измерениям я имел цифру 125 и отличную работоспособность. Но врач проводит тест как-то по своему и говорит, что я долго восстанавливаюсь – аж к 5-й минуте, тогда как по норме надо к 3-й. Еще она удивляется моему давлению. Вот только что было 120 на 80 и тут же через несколько секунд – 130 на 90. – Может Вы волнуетесь? – с надеждой на прояснение спрашивает она. Наверное, она полагает, что я свой организм знаю лучше и просвещу ее. Да, в каком то смысле она права. У меня чувствительная (лабильная – говорят психологи) эмоциональная сфера, которая проявляется в очень быстром реагировании на изменения окружающей среды, например, я мгновенно краснею в некоторых ситуациях. А вот физиология отстает от эмоций – она даже весьма консервативна, мне надо очень долго разогреваться. Возможно, конфликт между эмоциональной и физиологической системами и проявляется в плохой электрокардиограмме? Но это чисто мои субъективные размышления, посредством которых я пытаюсь разобраться в собственном организме. Поскольку понял, что на врачей надейся, а сам не плошай.

– Жалобы есть? – спрашивает хирург. Я пытаюсь заикнуться о больной ноге. Он же заставляет показать спину, нагибает ее в разные стороны и резюмирует – здоров! А нога – ерунда – пройдет. Парадокс. То, что послужило основной причиной моего появления в медицинском учреждении, т.е. больная нога, получило наименьшее внимание и наиболее оптимистичное заключение. Странная наука медицина – решаю я и с недоумением покидаю сие место. Ладно, для очистки совести приду через месяц после назначенного курса лечения, состоящего из употребления таблеток рибоксина, магния и В6 и витаминов триовит. В аптеке выкладываю еще 3 сотни рублей. Для любителей бега могу посоветовать сэкономить свои расходы следующим образом: обратиться в какое-нибудь спортивное общество или клуб с просьбой, чтобы выписали направление на обследование. Хотя аптечных расходов все-таки не избежать.

Главный же совет начинающим – обследуйтесь как можно раньше, чтобы иметь возможность отследить динамику позитивных или негативных изменений в организме. Например, я уверен, что за 2 года у меня произошли скорее позитивные изменения, нежели негативные. Улучшилось самочувствие, повысился тонус и работоспособность, затормозились явления остеохондроза. А то, что сейчас я получил низкие показатели, говорит только о том, что раньше, до начала занятий бегом положение было еще хуже. И еще. Каждый решает самостоятельно, что делать с собственным здоровьем. Я убежден, что в какой-то мере дух творит тело. И если бы я получил полный запрет на занятия спортом, это бы меня не остановило. «Лес рубят – щепки летят!» Начиная тренировать свой организм, надо отдавать себе отчет в том, что мы пытаемся ИЗМЕНИТЬ его, а опыта изменений, опыта его творения, созидания у нас нет. И всякие «щепки» - лишь реакция организма на неумелое обращение с ним. При разумной осторожности итог работы с телом один – оно станет совершеннее!

 

2-й ПИТЕРСКИЙ МАРАФОН

Даже в дозоре

Можешь не встретить врага.

Это не горе -

Если болит нога.

Петли дверные

Многим скрипят, многим поют:

Кто вы такие?

Здесь вас не ждут!

 

Парус! Порвали парус!

Каюсь! каюсь! каюсь!

 

В. Высоцкий

 

Кто не испытывал щемящее чувство зависти к птицам? К их высокому вольному полету? Кто не летал во сне? Я давно уже убедился, что человеческая душа способна на всякие мыслимые и немыслимые чудеса, вот только тело подчас является обузой, как гиря, тянущая вниз, не позволяющая расправить внутренние крылья. Я понимаю наркоманов, которые на время действия инъекции «расстаются» с телом и парят во всех вселенных. Я жутко завидую парашютистам, дельта- и парапланеристам, ощущающих дивное чувство полета, покорения пространства. Одно из трех желаний, подаренных волшебником, я обязательно потратил бы на умение летать. Где ты, волшебник?

Примерно такие чувства я испытывал перед стартом 2-го Питерского марафона 27 апреля 2002 года. Как «Серая шейка» со сломанным крылом из детской сказки со слезами провожала улетающих сородичей, так и я с тоской и завистью смотрел на готовящихся к старту коллег. - Вот – вольные птицы – марафонцы! – вздыхал я. Душа моя буквально рвалась вместе с ними в марафонский полет. Наверняка, кто-нибудь испытывал подобное? У меня же ныло сердце от желания бежать вместе со всеми 42 километра. Ма-ра-фон, ма-ра-фон – стучало оно. Но больная нога сегодня оказалась той цепью, которая дала мне сполна почувствовать всю хрупкость и относительность свободы бегуна. «Я – раб лампы» - сокрушался алладиновский джин. – Я раб ноги – вторю я ему. Дабы подсластить пилюлю отлученного от марафона, выбираю полумарафон. Организаторы хотя и не собирались устраивать промежуточную дистанцию, для гостей из Саратова, Энгельса и Приволжского сделали исключение. Компанию мне составили 17-летний Алексей Зинченко, которому бегать марафоны еще рано и 72-летний Валентин Лазаревич Терин, которому бегать марафоны уже поздно. Впрочем, пару марафонов каждый год Терин преодолевает.

Питерка – большое село в ранге районного центра, расположенное в 200-х километрах от Саратова в безводной Заволжской степи. Цивилизация этого места почти не касается. По широкой деревенской улице бродят коровы, разъезжают велосипедисты, в основном, женщины. 100 лет назад они ходили пешком, лошади подчинялись мужчинам. Сейчас нет ни лошадей, ни мужчин. Так что, велосипед на деревне облегчил в первую очередь женский труд. На редком асфальте изредка мелькнет «10-ка» какого-нибудь землевладельца, да среди стандартных советских времен 2-хквартирных домов с большущими огородами нет-нет, да встретится башня 2-этажного коттеджа местного капиталиста. Центральная площадь с обычным набором зданий администрации, ДК, почты, милиции и налоговой инспекции готовится к майским праздникам и украшается флагами и транспарантами. На парадном месте – объявления о кино и дискотеке. Так было и 10 и 20 лет назад, наверное, так будет еще столько же.

Василий Николаевич Швецов, победитель 10-го и 11-го Гагаринских марафонов – местная знаменитость (не даром однофамилец рекордсмена России и земляка саратовца Леонида Швецова). Родился и вырос в Питерке, выучился в физкультурном институте, вернулся и организовал спортивную секцию легкой атлетики. В молодые годы больше тяготел к спринтерским дистанциям, но после небольшой травмы (защемление седалищного нерва) перешел на более спокойные стайерские забеги. Пример с лидера стали брать и земляки, из них трое марафонцев: Макрицин Александр – помощник Главы местной администрации, выпускник школы Тигран Аветисян, налоговый инспектор Рохликова Галина. Уже много лет в конце апреля Швецов организовывает в Питерке массовый 5-километровый пробег, посвященный Дню Победы. В прошлом 2001 году он впервые пригласил на местные соревнования коллег из областного центра, с которыми познакомился на саратовских марафонских пробегах. Те, во главе с Задворным и надоумили его наряду с 5-ю километрами организовать в Питерке и 42-километровую дистанцию. Начало было положено вместе с началом века. 1-й год – 1-й марафон. 2-й год – 2-й. У кого то возникла идея назвать этот марафон – «Ровесником века». Может, приживется.

До последнего момента не было известно, поедет ли сборная команда Саратова и Энгельса в Питерку из-за отсутствия автобуса. Точнее – отсутствие финансирования. Уже накануне Задворный договорился с частником, который согласился на фрахт своего «Пазика» за полторы тысячи рублей и бензин. В качестве спонсорской поддержки свою лукойловскую карточку на оплату бензина одолжил мой приятель-предприниматель, занимающийся детским питанием и одеждой (фирма «СлавСар») Жданов Игорь Владимирович. Я ему помаленьку «капаю на мозги» и возможно, уже в этом году он созреет и начнет сбрасывать лишние килограммы (а у него их много) путем ходьбы и бега. Итак, 2 десятка любителей бега рано утром отправились в 3-хчасовую дорогу до места старта. Ехали весело, с шутками и байками. Свою лепту в хорошее настроение внес и Немой, продемонстрировавший несколько старых марафонских маек, заработанных на многочисленных пробегах. А на обратном пути по вечерней послегрозовой степи разносились русские забойные песни. Который раз замечаю, что в хоровом исполнении наиболее удачно звучат песни из мультфильмов. Что ж, любит наш народ все сказочное. Наверное потому, что реальность у него от сказки далека.

Питерка солидно опоясана шоссейной кольцевой дорогой будто это не село, а огромный мегаполис. Центральная улица словно диаметр проходит через все село и разбивает кольцо на 2 полукруга. Старт и финиш происходят на центральной площади. Длина полукруга составляет 5 км, 300 метров. Это – наша трасса. 250 человек, в основном школьников стартуют на 5 км, 11 человек – на марафон и 3 – полумарафон. Из Питерских марафонцев бежит только Макрицин. Швецов – организатор и поэтому вместе с помощником Аветисяном бежит лишь5 км. Итак, после приветственных слов руководства, в 11.40 дали старт – Питерский праздник бега начался. Для Питерки этот забег значит пожалуй больше, чем любой известный праздник. Большой город может позавидовать этому селу не только в уровне организации соревнования, но, самое главное, в степени зрительских симпатий, поддержки болельщиков. Вдоль дороги стоят бабушки, дедушки, детвора. Школьники предлагают чай, готовы обрызгать уставших бегунов с головы до ног прохладной водой.

- Воды, воды – кричат дети, с надеждой в глазах, что бегун остановится рядом с ним и напьется именно его воды. Дабы не разочаровывать их, подбегаю, ополаскиваю лицо, благодарю, замечаю восторг в глазах и с хорошим настроением бегу дальше. Вот бы в Саратове так – мечтаю я. Первый круг бежим все вместе – почти три сотни человек. Кому надо показывать результаты, убежали вперед. Мне же торопиться некуда, первый круг рассматриваю в качестве разминки для больной ноги и бегу со скоростью 6 с половиной минут на километр. Зато, какой простор наблюдению. После 300 метров я – последний. Через 1 км начинают попадаться идущие пешком жертвы скоростной молодости. Я вдруг ловлю себя на мысли, что 2 года назад 5 км для меня были очень большой дистанцией, а тут бегут даже 7-летние дети. Все-таки молодец Швецов, заразивший своим беговым энтузиазмом всю Питерку! Ко второму кругу разогреваюсь, нога уже не болит и бегу немного быстрей – около 5 минут на километр. Толпа молодежи после 5 км схлынула и бегу один. На каждом перекрестке стоит милиционер, а на кольцевой тебя передают по эстафете патрульные автомобили. Вот это – класс! Может меня перепутали с лидером? Но следующих кругах сопровождение повторятся и понимаешь, что для местной милиции каждый марафонец – «диво дивное», поэтому они его «берегут» если не от транспорта, которого здесь практически нет, то от крупного рогатого скота, философски жующих свою жвачку. На 3-м круге чувствую себя настолько хорошо, что закрадывается грешная мысль, а не уйти ли после 4-го на марафон? Но благоразумие побеждает. В этот раз нога болит не так сильно, как на «Часовом беге», что означает оптимистический признак выздоровления. Но рисковать не стоит. Все-таки 2 марафона с разницей в 3 недели – это слишком. Финиширую вторым со временем 1: 46.56. Что ж, для больной ноги и потерянного времени вначале совсем неплохо. Хотя и закрадывается мысль с вопросом, а верно ли промерена дистанция? Кажется, что она слегка меньше. Но общее радостное настроение остается неизменным. В глубине души я опасался, что не «возьму» и полумарафон.

Болею за оставшихся на дистанции марафонцев. Все выбегают лучше своего времени по сравнению с Гагаринским марафоном. Кофейников сокрушается по поводу того, что совсем немного проиграл Задворному, который выбежал из 3-х с половиной часов. Тройка же призеров – вся из Энгельса: Пудовкин, Русских и Уханов. Но призы достаются всем. Мне тоже вручили высокую симпатичную вазу – скорее за участие, чем за 2-е место из 3-х спортсменов. Все довольны, с хорошим настроением возвращаемся домой.

До следующего года Питерка!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.