Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пробег - защитникам отечества






Мы рубим ступени... Ни шагу назад!

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони - ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим - у которых вершина еще впереди.

 

В.Высоцкий

В этом году мужской праздник легализовали. Еще одна капля в чашу патриотического воспитания масс. Вот уже несколько лет в этот день Яков Иванович Голюков, майор в отставке, организовывает пробег, посвященный Дню защитника отечества. Поселок Светлый под Татищевым раньше был полностью закрытым военным гарнизоном, где и проходил службу Яков Иванович. Сейчас, режим в поселке более свободный и потому старт происходит непосредственно с плаца военной части после торжественных слов высоких военных и гражданских чинов. Бегунов разного возраста подобралось довольно много – не менее полусотни. Нас сопровождают 2 автобуса и 2 патрульных машины. На мой относительно свежий взгляд, наконец-то нормально организованный пробег. Надо отдать должное военной хватке Голюкова. В автобусе есть даже три больших армейских термоса с чаем, так что собственные запасы остаются почти не востребованными и после финиша я спаиваю остатками красного чая «Каркаде» всех желающих. Обозначенный в календаре маршрут неистовый Голюков изменил в сторону увеличения с 36 до 53 км, если верить спидометру. От поселка Светлый мы побежали через Татищево. Затем через Идолгу и Большую Каменку - на Сторожовку, и в Саратов – через Елшанку, 3-ю Дачную, к финишу возле консерватории напротив парка «Липки». Пробег носил характер агитационного и потому всяк бежал, как мог. Устал – пожалуйста, в автобус – попей чаю, отдохни, или даже поспи (Немой проспал километров 15!). Толпа бегунов таким образом то набухала, то редела порой до десятка человек. Был даже один семикилометровый скоростной участок, на котором я решил разогреться. Оторвался от основной группы, за что и получил «выговор» - это не соревнование, а агитпробег. В этой разношерстной группе трудно было разговаривать о чем-то глубинном. Больше обходились шуточками, анекдотами, разными байками. Большую долю времени посвятили обсуждению Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Многие мужчины даже не спали всю ночь – смотрели хоккейный матч с участием российской и американской сборных.

Накануне вечером я смотрел только передачу (с Познером в роли ведущего), где известные люди высказывали свое мнение о ценностях, пропагандируемых спортом – патриотизме, справедливости, честности. Некоторые привычно демонстрировали себя широкой аудитории, некоторые заметно нервничали, пытались спрятаться. Общий тон и вывод (чисто по моему субъективному ощущению) из разговора мне не понравился. И я не стал бы об этом говорить здесь, если бы это не касалось и моих взглядов на бег, на его цели и ценности, с которыми, как я вижу, он связан. Итак, из передачи все свелось к 2-3-м тезисам: со стороны тренеров – «дайте нам стадион, дайте нам лед – и мы покажем результаты!». Со стороны зрителей (масс) – «ребята (имеются в виду хоккеисты), покажите этим американцам!» Ну, а бедных чиновников просто смешали с грязью, поэтому их мнение выглядело подобно гласу вопиющего в пустыне – «оставьте нам политику!» Итак, с одной стороны, подростковый инфантилизм и шантаж. «Дайте нам условия – мы вам результаты». С другой стороны – оголтелый шовинизм в одеждах патриотизма. «Мы – на голову сильнее и победой хоккеистов это докажем!»…

А хоккеистов об этом кто-либо спросил? Спросили ли двоеборцев, когда их отправляли домой? Вообще, сложилось впечатление, что истинное мнение самих спортсменов осталось за кадром. Несмотря на то, что сами спортсмены выступали и свое мнение высказывали. Но по большому счету оно никого не интересовало. Кто такой спортсмен? Это биомашина, которая в руках тренера превращается в инструмент по добыванию результатов (медалей). Естественно, что диалог может происходить только между заказчиком (госчиновники, политики) и подрядчиком (тренером). А где Личность исполнителя, т.е., спортсмена, где его свободное волеизъявление по высокому предназначению Человека? Ну, батенька, скажет уважаемый читатель, ты и загнул! Эдак, свободное волеизъявление можно найти и у тех же солдат, с которыми на плацу ты бегун стояли рядом и дело которых - быть готовыми «стать пушечным мясом», а не какими-то «личностями». Так и до измены недалеко. Мда.

Вот что я думаю. Этика каждого человека тесно связана с делом, которое он выполняет, с его целями и результатами. В предыдущих записях речь уже шла о том, что цели бега (а значит и спорта в целом) – не получение медалей, и даже не здоровье, а ПРОЦЕСС творчества по преодолению-созиданию самого себя, когда радость приносит даже самое небольшое усовершенствование. Ведь медалей только три, а участвуют десятки, если не сотни спортсменов. И большинство из них знает, что останутся без медалей, но выходят на старт. Почему? Другая радость - ОБЩЕНИЕ с себе подобными, как «зеркалами», отражающими тебя же со всеми твоими потрохами. Почему, к примеру, не устраивают соревнования в абсолютном одиночестве? Ведь потом можно сравнить результаты и определить победителя. Хотя, в последовательных видах спорта такое и существует, но я о другом…Во всяком деле Человек совершенствует себя, как Личность, в спорте же этот процесс является более наглядным, поскольку существуют зрители. Но и только! Не дать спортсмену выйти на старт – «это наступить на горло его песне». Это – полностью снивелировать ЛИЧНОСТЬ спортсмена, его тяжкий тренировочный труд, пот и кровь. Властителями Судеб, поработителями Личностей здесь выступают и пристрастные судьи и беспристрастные чиновники. Не ошибусь, если скажу, что «рыльце в пушку» и у тренеров, врачей и другого обслуживающего персонала, приучающих своих питомцев к некоторой «халяве» через поиск еще не запрещенных допингов, через пренебрежение к высоким ценностям спорта. Миша Шаповалов, мой партнер по прошлому забегу сделал мне открытие, когда сказал, что многие профессиональные спортсмены сходят на первой четверти-трети дистанции, если видят, что медалей им не видать. Вот это да?! Но главные виновники, на мой взгляд, мы, зрители-потребители. Разве не наши ожидания «зрелищ» («хлеб» мы уже вытребовали у чиновников) заставляют спортсменов употреблять нечестные средства борьбы, разве не наша пассивная созерцательность развязывает руки тем же чиновникам, разве не наше молчаливое принятие двойных стандартов в жизни в целом заставляет людей и в спорте руководствоваться ими? Как-то была в ходу поговорка, что «каждый народ достоин своего властителя». Думаю, что зрители получают тех спортсменов, тот спорт, ту жизнь, которую они проектируют сами. И чтобы что-то изменить в последних, сначала надо изменить в первых.

Сегодня я впервые пробую бежать дистанцию больше 42-х километров. Для меня это – испытание. Я немного опасаюсь, вдруг не выдержу. Задача – просто добежать со всеми без перерыва. Не так то это просто, как звучит. Многие, даже бывалые марафонцы подолгу отдыхают в автобусе, я же стараюсь кроме чаепития отдыхом не злоупотреблять. Уже в городе, километров за 10 до финиша неосознанно начинаю считать метры. В районе 3-й Дачной спрашиваю у ребят:

- сколько километров осталось до Центра, три, пять? Автобусом ехал вроде недолго.

- До Центра? Деевять!

- А автобусом кажется три (вокруг смех).

Наверное, я не по годам наивен и романтичен. От спорта и в частности марафона жду каких-то светлых возвышенных чувств. А получается… - Это такая же деятельность, как и всякая другая и заняты в ней обычные люди – пишет в письме мой коллега, тоже относительно недавно начавший бегать марафоны Дмитрий К. Далее он приводит примеры не совсем красивого поведения бегунов во время массовых забегов. Особенно это касается всякого спонсорства и бесплатной раздачи маек, трусов, «пельменей» и пр., что часто сопутствует массовым забегам. Аналогичные примеры можно найти и у коллеги Михаила Антонова, делящегося своими впечатлениями о забегах на соседнем сайте (см). Михаил касается недостатков в поведении бегунов непосредственно на старте или во время бега, например, выбегания из-за ограждения, срезания участков дистанции и т.д. И там и тут человек показывает свои не лучшие стороны. Мне жаль нас. Мне казалось и пока я продолжаю верить в это, что человек в испытании, бегун-марафонец больше опирается на свои лучшие, самые сильные стороны, самые возвышенные качества. Именно Светлое и Возвышенное помогает нам преодолевать трудности в большей степени, чем низменное и прагматическое. Я против поговорки, «когда нужда входит в дверь – совесть бежит в окно». Она унизительна для Человека. Философия сообщает человечеству достоинство – сказал Кант. Я продолжу его мысль. То возвышенное, тот высокий смысл, который мы пытаемся сообщить каждой нашей цели (а значит и бегу) делает нас более одухотворенными, более свободными, более человечными.

- При-дур-ки, при-дур-ки! – скандирует бородатый прохожий и тычет свой жирный палец в направлении полста уставших, но продолжающих ритмично двигаться бегунов. Психолог бы заметил, что в первую очередь, этот человек называет придурком себя, а не нас, поскольку извлекает это слово из собственного прошлого опыта, где оно часто употребимо и имеет для него значение. Нам же, простым бегунам остается молчать и «быть выше прохожего». Никто не оскорблен, хотя ситуация и неприятна. – Да меня на работе таким и считают – вдруг подтверждает неприятные слова бегущий рядом Александр Задворный. – И ко мне относятся, как к ненормальному. – И ко мне, и ко мне – раздается вокруг. Мда-а, - думаю про себя – на моей работе мало, кто знает о моем марафонстве, но если бы узнали, не известно, как бы отнеслись.

- Далеко бежим? – иронично кричит еще один прохожий. – За водкой! – весело отвечает один из нас. Мне же становится неловко и за ответившего, и за вопрошающего и за всех нас. Вот как к нам относятся, - как к юродивым. А мы же подыгрываем этому отношению. Многим из нас стыдно и неловко за свое увлечение. И ответ «за водкой» подчеркивает наше уничижение, дескать, «простите нам наше непотребство».

Я не выдерживаю и выкрикиваю: – Мы бежим не за водкой, а за свободой! И в ответ коллегам-скептикам – Если я не буду видеть в беге Высокого Светлого, очищающего нас процесса, я не буду бегать ни одной минуты! И вранье, что многие относятся к нам, как к придуркам. На самом деле, они просто завидуют, но не могут признаться в том, что у них самих нет сил заставить себя выйти на дистанцию. А многие в глубине души и уважают, хотя в глаза об этом сказать не могут по той же причине. Я сам бегаю во многом благодаря именно хорошему уважительному отношению окружающих, а не наоборот.

Тут к нашей процессии присоединился 3-й скептик-прохожий, побежал впереди колонны, театрально вихляя задом и почти упираясь в патрульную машину – бритоголовый чернокожанный подвыпивший «толстячок-боевичок».

- Беги-беги, милок, крути задницей, смеши людей и себя – думаю про себя – тебе только кажется, что ты демонстрируешь свои ценности и свои взгляды, которых в тебе 2/3 или 90%. На самом деле, в тебе сейчас говорят НАШИ ценности, пусть у тебя их осталось немного, но именно они заставляют тебя бежать. Ты сейчас смотришь на мир нашими глазами и только это нестерпимое желание ощутить то, что ощущаем мы, вытолкнуло тебя на дорогу. – Весь мир на ладони – ты счастлив и нем – поём мы вместе с Высоцким. Ты тоже услышал эту песню? Да, нам есть, что петь!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.