Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловая игра как метод исследования






Одной из разновидностей экспериментальных исследований является деловая игра. Традиционно деловая игра — это способ обучения, ориентированный на развитие навыков и способностей, который может быть использован в управленческом эксперименте с целью изучения коммуникационных особенностей субъектов управления, условий и предпосылок для развития их творческих способностей, анализа мотивационных предпочтений и особенностей позиционирования личности в управленческом процессе.

В модели деловой игры воссоздается фрагмент социально-экономической системы в динамике и движении профессиональной деятельности и мышления. Динамизм управления, воспроизводимый в игре, включает не только принятие решения, но и организаторскую работу по реализации принятых решений. Реализация решения вовлекает в орбиту деятельности многие звенья управленческой иерархии организации. Поэтому воспроизводимая модель как объект управления рассматривается взаимосвязанно и взаимообусловленно. В связи с усложнением модели появляется необходимость в применении математических и организационных моделей, в которых обязательным элементом является обратная связь. Наличие обратной связи обусловливает изменение игровой ситуации. Ее изменение происходит с каждым принятым играющими решением. В результате возникает многоактная игра и происходит непрерывный процесс самообучения ее участников [См.: Алиева С. В. Креативное образование управленческих кадров / С. В. Алиева. — Ростов-н/Д; Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2004].

Обратная связь, оценивание не только принятого решения, но и самого процесса его выработки позволяет привлекать участников к анализу результатов своих решений, находить ошибки, вносить коррективы, избегать шаблонных подходов.

Деловая игра выступает не только методом эффективного обучения, но и методом поиска новых способов деятельности, методом исследования, поскольку позволяет, с одной стороны, снять целый ряд противоречий, связанных с характером профессиональной деятельности, с другой — осуществить поиск путей решения определенных организационных проблем. В процессе систематического использования игр можно обнаружить новые закономерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.1

В общем виде деловая игра состоит из подготовительной, игровой и заключительной стадий.

На подготовительной стадии формулируется цель игры, участникам предоставляется необходимая информация, формируются игровые команды (группы), распределяются роли.

Игровая стадия включает непосредственно сам игровой процесс, т. е. самостоятельную работу в группах и дискуссию.

Заключительная стадия содержит анализ результатов и подведение итогов.

Основными атрибутами деловых игр являются:

1. Имитация какого-либо аспекта целенаправленной человеческой деятельности.

2. Ролевое распределение между участниками, определяющее различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3. Регламентация деятельности. Наличие системы правил.

4. Преобразование пространственно-временных характеристик моделируемой деятельности.

5. Условность характера деловой игры.

6. Наличие следующих аспектов регулирования игры: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

Особую роль в любой деловой игре занимает формирование игровой команды. От этого во многом зависит успех метода.

1 См.: Коротков Э. М. Исследование систем управления / Э. М. Коротков. — М.: ДеКА, 2000.

Можно выделить основные элементы, которые обеспечивают эффективную самоорганизацию группы:

1) определение целей игровой деятельности, предполагающее осмысление и переосмысление предъявленных целей, их доопределение и выработка таких, которые приняты не только как общие, но и как индивидуальные;

2) требования, которые коллектив предъявляет к членам группы (требования к деловым качествам, к коммуникативным качествам, к психологическим особенностям человека);

3) оценка коллективом действий каждого и принимаемые на ее основе положительные или отрицательные санкции1.

Существует большое разнообразие деловых игр, среди них: ролевые, организационно-деятельностные, инновационные, имитационные, организационно-обучающие, проблемно-практические, групповые дискуссии и др.

Значительную роль с точки зрения наличия исследовательского потенциала играют инновационные игры.

Инновационная игра — это метод коллективного решения сложных проблем. Инновационная игра ориентирована на решение реальных задач бизнес-практики и повседневной жизни. Инновационная игра направлена на предельное включение всего личностного потенциала участников.

Особенность игры основана на построении системы моделей профессиональной деятельности. Участники инновационной игры моделируют реальную, нормативную и идеальную ситуации. Выявление проблемы позволяет участникам инновационной игры строить модели ее решения и инновационных преобразований профессиональной деятельности или организации.

Можно привести общие признаки инновационных игр.

1. Участники работают над решением слабоструктурированной задачи.

2. Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается порой непредсказуемый интеллектуальный продукт.

3. В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности как ориентация на совместные ценности.

4. В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.

'См.: Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения /

А. А. Вербицкий. — М., 1976.

5. В процессе выработки проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.

6. Возникают навыки совместного решения проблем.

7. Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.

Существует следующая последовательность технологии группового решения проблем в инновационной игре1:

I день. Диагностика задачи.

II день. Диагностика ситуации.

III день. Диагностика и постановка проблем.

IV день. Определение целей и выработка решений.

V день. Разработка проекта.

VI день. Разработка программы реализации.

Инновационная игра является в организации нововведением, за счет которого эта организация может продвинуться в решении многих проблем. Инновационная игра позволяет посредством исследовательских процедур определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством же рабочего процесса (групповой работы) — вырабатывать наиболее перспективные стратегии этого развития и осуществлять начальные фазы реализации этих стратегий через развитие участников как носителей деятельности управления и через развитие самой этой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.