Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники инновационных возможностей






В практике менеджмента наработано немало рекомендаций относительно поиска источников новых возможностей организации. Потребность в инновациях возникает по разным причинам. Тем не менее, подход к поиску новых идей, обусловленный лишь проблемами, тормозит развитие организации. Поэтому менеджеры должны уметь находить возможности, которые кроются в объединении нового состояния внешней среды и потенциала организации, т.е. работать на опережение.

Конкурентные преимуществахарактеристики предприятия, его продукции или услуг, которые обеспечивают ему определенные преимущества над конкурентами.

Эти преимущества обусловленные разными факторами. Американский специалист в области стратегического управления М. Портер главными среди них считает:

- новые технологии;

- новые запросы покупателей;

- появление нового сегмента рынка;

- изменение стоимости или наличия компонентов производства.

Учитывая значимость для организации, ее конкурентные преимущества разделяют на два типа:

— Преимущества низкого ранга, связанные с доступностью источников сырья, наличием дешевой рабочей силы, получением временных налоговых льгот и т.п.. Они неустойчивые, поскольку могут быть скопированы конкурентами.

— Преимущества высокого ранга, связанные с наличием у предприятия квалифицированного персонала, способного использовать современные технологии во всех сферах деятельности, вести инновационный поиск и создавать новинки, получать патенты, развивать и совершенствовать материально-техническую базу предприятия, обеспечивать высокие стандарты его деятельности и формировать положительный имидж. Такие преимущества являются продолжительными и дают возможность достигать высшей эффективности предпринимательской деятельности.

Известный специалист в области управления Питер Друкер выделил семь основных источников инноваций:

1. Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде).

2. Несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках.

3. Потребности производственного процесса.

4. Изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох».

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и настроениях потребителей.

7. Новое знание (научное и ненаучное).

Хотя эти источники инноваций и представляют собой только симптомы, тем не менее их следует считать надежными индикаторами назревающих изменений, которые менеджеры и специалисты должны своевременно заметить.


1. Неожиданное событие

Самые богатые возможности для эффективной инновации дает неожиданный успех (табл. 1). При этом инновационные возможности связаны с меньшим риском получения негативного результата, а осуществление инноваций — менее трудоемко.

Таблица 1

Использование лекарств, предназначенных людям, для лечения животных

Неожиданный успех Ветеринары обнаружили, что лекарства для людей отлично лечат животных
Действия ведущих фармацевтических фирм (Швейцария) Создавшаяся ситуация оценена как помеха основной деятельности. Фирмы отказались выполнить заказы ветеринаров
Действия фирм, снабжающих лекарствами ветеринаров Дешево приобрели лицензии у ведущих фирм на производство новых лекарств для ветеринарии и организовали их производство
Результат Производство ветеринарных медикаментов стало самым прибыльным сектором фармацевтической промышленности. Но прибыли получили не те компании, которые первыми разработали лекарства


Неожиданный успех должен быть замечен, и его необходимо отразить в информации, которую получает менеджер.

В отличие от неожиданного успеха неудача редко остается незамеченной, но как симптом новых возможностей она воспринимается еще реже. Большинство неудач — это результат ошибок, некомпетентности в планировании или исполнении. Если проект тщательно подготовлен и добросовестно исполнен, но оказывается неудачным, следует выяснить, почему это произошло: возможно, предпосылки проекта не соответствовали реальности.

Следует иметь в виду, что благоприятные инновационные возможности создают не любые неожиданные события, а только те, которые позволяют использовать имеющиеся в фирме знания и опыт в несколько иной обстановке. Речь идет не о диверсификации, а о расширении своего поля деятельности.


2. Несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть

Несоответствие между реальностью и представлением о ней, как правило, не появляется в отчетах, которые предоставляются руководителям. Это явление в большей мере качественное, чем количественное, и может выражаться в следующих ситуациях.

· Несоответствие между экономическими показателями. Увеличению спроса на продукцию и росту объемов ее производства должен соответствовать и рост прибыли. Несоответствие динамики этих показателей в масштабах отрасли или ее крупного сектора свидетельствует о кризисной ситуации. Новатор, заметивший это несоответствие и нашедший новое решение проблемы, может рассчитывать на длительный период успеха. Как правило, крупные предприятия не скоро осознают, что у них появился новый и серьезный конкурент.

· Несоответствие между реальностью и представлением о ней. Данное несоответствие возникает в тех случаях, когда руководители отрасли опираются на ошибочные предпосылки и неверно представляют себе реальную ситуацию. Усилия сосредотачиваются в областях, где положительных результатов не существует. Например, появление частных клиник, центров оформления документов, частных школ и детских садов.

· Несоответствие между ценностями покупателя и представлениями о них руководителей. Лидеры считают, что они все знают, а на деле происходит другое — это широко распространенное явление в мире, зачастую обусловленное проявлением интеллектуального высокомерия. Японские радиопромышленники в свое время были уверены, что бедняки не могут позволить себе такую роскошь, как телевизор, а производители компьютеров не представляли его использование как персонального устройства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.