Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение выполнения норм выработки






Выполнение норм выработки исчисляется двумя основными методами:

а) для рабочих, которые в течение месяца производят однородную продукцию -путем сопоставления фактически выработанной продукции в натуральном выражении(произведенную продукцию включается только годная) с продукцией, которуюрабочий должен был вы работать по установленным нормам в сменное (календарное)время;

б) для остальных рабочих - как отношение количества времени, предусмотренногопо норме на выработанную продукцию, к количеству сменного (календарного) времени, фактически затраченному на производство этой продукции (время, затраченное назабракованную продукцию как по вине, так и не по вине рабочего, а также время, затраченное на исправление брака, из отработанного времени не исключается).

При подсчете выполнения норм выработки обоими методами фактически затраченным считается сменное (календарное) время (отработанное на сдельной работе, включая сверхурочную, на внутрисменной повременной работе, внутрисменные простои, отвлечения и другие потери рабочего времени).

Нормо-часы по доплатным листкам за отклонения от нормальных условии работы (за несоответствие материалов,, сложность обработки, неприспособленность инструмента и оборудования и др.) и за исправление брака, если он до пущен не по вине рабочего, в число нормо-часов включается.

С разрешения министерства (ведомства) на предприятиях и участках производства, где разряд работы, выполняемой отдельными рабочими, соответствует присвоенным им разрядам, выполнение норм выработки допускается определять как отношение фактически начисленной за работной платы по сдельным расценкам за годную продукцию (без доплат, кроме предусмотренных п. 44) к заработной плате, исчисленной за отработанное сменное (календарное) время по тарифным дневным ставкам в соответствии с присвоенными рабочим разрядами.

На участках производства, где применяется сдельно-премиальная оплата труда, а также выплачиваются премии за выполнение и перевыполнение норм выработки, учет выполнения норм производится в соответствии с пп. 43 и 44 настоящих положений.

Доплаты к действующим расценкам и оплата работ, не предусмотренных технологией производства, должны оформляться отдельными документами доплатными листками, рабочими нарядами с отличительными знаками.

Документы на доплату выписываются мастером на каждый вид доплат отдел лому рабочему или бригаде в целом. При этом в доплатных листках делается ссылка на номер основного документа (рапорта, наряда), к которому производится доплата.

Для правильного учета всех видов доплат устанавливается номенклатура доплат по их причинам. Во всех документах на доплату должны указываться причины доплат и

дополнительных работ.

Бухгалтерия систематически составляет сведения о доплатах с указанием причин и представляет эти сведения начальнику цеха (отдела) для принятия мер.

Конкурентная борьба побуждает производителей к снижению индивидуальных затрат живого и овеществленного труда как основы формирования общественной стоимости товара. Необходимый уровень затрат живого труда выражается в норме труда - одном из базовых регуляторов взаимоотношений социальных партнеров.

При рассмотрении затрат живого труда в процессе производства норма выступает в качестве общественного критерия его эффективности: ее превышение позволяет производителю получать дополнительную выгоду, обратное ведет к неизбежным потерям. Норма труда в сочетании с тарифом фактически воплощает закон рыночного обмена между собственником рабочей силы и собственником средств производства (норма характеризует количественные затраты преимущественно абстрактного труда, тариф - конкретного).

Максимально эффективно используя имеющиеся материальные и трудовые ресурсы, предприятие формирует удовлетворительную для себя " локальную стоимость" производи­мого товара. Ее величина может быть выше или ниже среднеотраслевой (в зависимости от вышеперечисленных факторов). Опыт показывает: наличие на предприятиях более совершенных технических средств производства не приводит автоматически к более низкой " локальной стоимости" (по сравнению с другими производителем).

В формировании " локальной стоимости" важную роль играет уровень использования живого труда, реализации его потенциальных возможностей. Поэтому в создании общественной стоимости реально участвуют как технически передовые предприятия, так и те, которые компенсируют свое отставание за счет других факторов, в том числе более эффективного применения живого труда.

Нормирование труда на предприятиях с разным техническим оснащением должно обеспечивать равную напряженность труда, которая соответствует средним возможностям исполнителя. Кроме того, норма должна ограничивать излишние затраты труда путем исключения из рабочего процесса различных потерь. Если в ходе нормирования эта задача (достижение нормальной напряженности трудового процесса на основе рационализации рабочих движений) успешно решена, то можно утверждать, что в компании достигнут должный уровень локальных общественно необходимых затрат труда.

Совокупность нивелированных рынком локальных затрат в итоге выливается в общественно необходимые затраты, снижение которых повышает уровень общественной производительности труда.

Рациональный метод выполнения рабочей операции, в свою очередь, позволяет рассчитать нормативное время, количественно выражающее локальные общественно необходимые затраты труда. Хорошо зарекомендовали себя системы микроэлементного нормирования, учитывающие нормальную продолжительность рабочих движений, позволяющие выбирать рациональные методы труда с учетом реальных производственных условий и способностей исполнителей, обеспечивающие более высокую точность оценок. Таким образом, решается триединая задача нормирования труда: достижение максимально возможной производительности труда, объективизация его оплаты, развитие человека в процессе труда.

Оценка уровня нормирования труда на предприятии должна выступать составляющей частью общей работы по анализу деятельности предприятия, оценке основных экономических показателей. Основополагающим критерием уровня нормирования труда, оценке качества норм будет выступать степень соответствия уровня качества норм, их точности возможностям реализации предприятием стратегии поведения на рынке, выражающуюся в достижении такого объема производства, который бы обеспечивал удовлетворение соответствующей величины рыночного спроса. Абсолютная величина норм труда, уровень их качества и их точность должны обеспечивать реализацию основной цели деятельности предприятия.

Анализ состояния нормирования труда на предприятии осуществляется с целью поддержания высокого уровня напряженности действующих норм, расширения степени охвата нормированием различных категорий работающих, проверки и повышения качества имеющихся нормативных материалов, разработки планов пересмотра действующих норм и мероприятий по улучшению работы по нормированию труда.

Задачи анализа:

  • общая оценка качества всей совокупности действующих на предприятии норм;
  • оценка качества норм по отдельным подразделениям предприятия и группам рабочихпо цехам, участкам видам работ, профессиям, разрядам;
  • проверка качества норм на отдельных рабочих местах и операциях;
  • установление причин отклонений в напряженности норм.Анализ качества действующих норм включает:
  • оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков на основестатистической и оперативной информации, материалов первичного учета;
  • целевой анализ нормирования труда рабочих-сдельщиков, основанный на выборочнойпроверке норм методами технического нормирования;
  • анализ применяемых нормативных материалов;
  • анализ состояния нормирования труда рабочих-повременщиков;
  • анализ состояния нормирования труда специалистов и служащих;
  • разработку мероприятий по повышению уровня нормированиятруда на предприятии.

Оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков проводится ежемесячно по материалам первичного учета и статистической отчетности. В соответствии с имеющимися рекомендациями такой анализ целесообразно проводить по структурным подразделениям, профессиям, разрядам рабочих и видам работ. При этом анализируются следующие показатели:

  • распределение рабочих-сдельщиков по уровню выполнения нормвыработки и средний процент выполнения норм выработки;
  • количество пересмотренных норм, в том числе в сторону повышения.

В процессе анализа показатели рассматриваются и в динамике, что позволяет выявить тенденцию их изменений. При наличии отрицательных тенденций необходимо провести целевой анализ для выявления причин этих изменений.

В результате анализа уровня выполнения норм выработки определяется, в какой мере он отклоняется от среднего по предприятию и насколько это вызвано качеством действующих норм. С этой целью определяю максимально допустимые отклонения за счет различий в индивидуальной производительности труда рабочих по формуле:

где П вн- средний процент выполнения норм по предприятию в целом;

М - максимальное отклонение индивидуальной производительности труда отдельных рабочих от среднего уровня (принимается равным 33% для машинных и машинно-ручных работ, 50% - для ручных работ);

п - численность рабочих-сдельщиков в данном подразделении, чел.

Если среднее выполнение норм выработки по подразделению превышает величину Д, это свидетельствует о низком качестве действующих норм.

Целевой анализ осуществляется на основе данных оперативного анализа и имеет целью выявить причины устойчивых отклонений в напряженности действующих норм по отдельным подразделениям и профессиям рабочих. Его содержание определяется в за­висимости от характера выявленных недостатков.

Целевой анализ носит не столь систематический характер; он проводится по мере необходимости исходя из результатов оперативного учета и анализа. В его задачи входит

более глубокое исследование состояния нормирования в отдельных подразделениях предприятия и по группам норм, где наблюдаются устойчивые отклонения в напряженности.

С помощью целевого анализа устанавливаются причины отклонений и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Например, если отмечается большое число рабочих, не выполняющих нормы, анализируются материалы учета использования и выясняются причины потерь рабочего времени, изучаются изменения в структуре кадров (увеличение удельного веса молодых ра­бочих, пришедших на производство).

Перевыполнение норм выработки может быть следствием имеющихся недостатков в учете фактического объема работы, нарушения технологии. Такие недостатки могут быть выявлены при анализе доплатных нарядов за работу, вызванную отклонениями от технологии, и за сверхурочную работу.

Анализ конкретных норм производится обычными методами технического нормирования: наблюдением, сопоставлением с нормативами. Он применяется в двух случаях: как составная часть и дальнейшее развитие целевого анализа и в качестве самостоятельного исследования по проверке качества норм.

Эта проверка должна включать выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведение хронометражных наблюдений, сопоставление действующих норм с нормами, установленными по межотраслевым и отраслевым нормативам.

Выборочная проверка позволяет уточнить уровень напряженности действующих норм, который может быть определен по формуле:

у -

1.Ц,

где ^1ф - сумма фактических затрат времени на анализируемые операции по хронометражу, мин;

Нд - сумма действующих норм времени на эти операции, мин;

К -- коэффициент, учитывающий нормативное время на обслуживание рабочего места. отдых и личные надобности, выполнение подготовительно-заключительных работ.

Проверка проводится непосредственно на рабочем месте в следующем порядке:

  • сопоставляются существующие и запроектированные организационно-технические условия выполнения операции;
  • сопоставляются фактическое и запроектированное содержаниеоперации, анализируются методы и приемы ее выполнения иопределяется рациональный вариант трудового процесса;
  • проводятся хронометражные наблюдения, устанавливаетсяфактическая продолжительность операции и ее элементов;
  • сопоставляется продолжительность элементов операции по действующимнормам с результатами изучения затрат рабочего времени, а также смежотраслевыми и отраслевыми нормативами;
  • делаются выводы о напряженности действующей нормы.

Такая комплексная проверка позволяет оценить качество действующих норм и разработать необходимые меры по его повышению. Оценка уровня нормирования труда рабочих-повременщиков производится по следующим показателям:

  • охват нормированием труда рабочих-повременщиков;
  • удельный вес рабочих, работающих по нормам, установленным на основемежотраслевых, отраслевых и других, болеепрогрессивных нормативов;
  • качество действующих норм.

Первый показатель отражает удельный вес рабочих-повременщиков, труд которых

нормируется, и определяется по формуле: Ч„

А =

общ

где Ч н - численность рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, чел.;

Ч общ - общая численность рабочих-повременщиков, чел.

Второй показатель дополняет первый и призван уточнить, по каким нормативам рассчитаны действующие нормы. В связи с этим рекомендуется учитывать его в виде поправочного коэффициента к первому показателю. Данный коэффициент отражает структурный качественный состав действующих норм и рассчитывается по формуле:

К =

где ОП, ТОм, ТОц - удельный вес рабочих, выполняющих работы соответственно по опытно-статистическим нормам, местным технически обоснованным нормам и нормативам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим, более прогрессивным нормативам, в общей численности рабочих-повременщиков, труд которых нормируется.

Скорректированный показатель охвата нормированием труда рабочих-повременщиков может быть определен по формуле: А

Завершающим этапом анализа является выборочная проверка качества действующих норм. Для этого проводят фотографии рабочего времени как отдельных рабочих, так и групп (бригад). По результатам данных о потерях рабочего времени судят, насколько правильно установлены нормы численности (обслуживания). При значительных потерях времени сокращают численность работающих или расширяют зоны обслуживания.

Для характеристики уровня нормирования труда специалистов и служащих используются 2 показателя:

  • удельный вес специалистов и служащих, труд которых нормируется;
  • уровень напряженности используемых нормативов.

Первый показатель нормирования труда специалистов и служащих рассчитывается по формуле:

Ч.,

где Ч н - численность специалистов и служащих, труд которых нормируется; Ч Об - общая численность специалистов и служащих.

Второй показатель рассчитывается по группам специалистов и служащих, охваченных различными видами норм труда:

а) охваченных нормативами численности:

IX

р =-1±

Г

где ЧН1. Чф(-- соответственно нормативная и фактическая численность специалистов и служащих по функциям управления;

б) охваченных нормативами времени:

где В - уровень выполнения норм по подразделениям;

Чнр- численность специалистов и служащих, находящихся на сдельной системе

оплаты труда, а также работающих по нормированным заданиям;

п - количество подразделений на предприятии.

в) охваченных нормативами подчиненности и обслуживания:

/, пни

1=1

где ЧПф, ; 4nHj- соответственно фактическая и нормативная численность подчиненных;

m- количество подразделений предприятия, где применяются указанные нормативы.

Для рабочих-сдельщиков на основе статистической и оперативной информации производится ежемесячный оперативный анализ по структурным подразделениям, профессиям, разрядам рабочих и видам работ. На основе полученных результатов осуществляется целевой анализ.

Процедура анализа завершается определением количественной оценки состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков, который включает в себя определение:

1ПН

1) доли прироста производительности труда (Дс), нашедшей отражение в нормах: Ипн-\

ип.-\

Дс =

где И pc - • общий роста производительности труда рабочих-сдельщиков, рассчитанный по трудовым показателям, определяется по формуле:

Ик. = ИПНх Икн

И пн - индекс роста производительности труда, нашедший отражение в нормах, определяется по формуле:

Ч + Ч

И - ув Ч

где Ч - базовая численность рабочих сдельщиков, чел;

Ч ув - условное освобождение численности рабочих сдельщиков зачетный

период в результате замены и пересмотра норм, чел.;

И вн - индекс изменения среднего процента выполнения норм в отчетном

периоде по отношению к базисному, определяется по формуле:

И = " ' В,

где В0; Вб - средний процент выполнения норм соответственно в отчетном и базисном году. 2) Коэффициент напряженности норм (Н), определенный по формуле:

14 100

н =

в

где В - процент выполнения норм.

Однако здесь необходимо учитывать, что структура действующих норм неоднородна. Для этого используется коэффициент корректирования показателя напряженности норм (К сд) определяемый по формуле:

1, 2ЮП + \, №ТОМ+ ТО ц

к,.,, =

где ОП, ТОМ, ТОц - удельный вес (по трудоемкости) соответственно опытно-статистических норм, местных технически обоснованных норм и технически обоснованных норм, рассчитанных по межотраслевым и отраслевым нормативам, %.

Тогда, коэффициент напряженности норм, скорректирован с учетом их состава, определяется по формуле:

Я

3) Удельный вес рабочих-рабочих сдельщиков, выполняющий нормы в пределах от 100 до 130 процентов (И р).

,

рЧ -

общ

где 4i- численность рабочих-сдельщиков, выполняющих нормы от 100 до 130 %,

чел.;

Ч Общ - общая численность рабочих-сдельщиков, чел.

Обобщающий частный показатель, характеризующий работу по нормированию труда рабочих сдельщиков (Осд) может быть определен по формуле:

o = dHHck+dJlMc+dMMp

где Н ск- коэффициент напряженности норм, скорректированный в соответствии с их качественным составом;

Д с~ доля прироста производительности труда, нашедшая отражение в нормах, %.

dн, с1д, ёи- коэффициенты значимости показателей.

При оперативном и целевом анализе в основном используются статистические данные. Анализ конкретных норм базируется обычно на результатах специальных наблюдений (фотографии рабочего времени, хронометражи).

В современных условиях для анализа качества норм труда следует шире использовать методы математической статистики. По сравнению с метода ми сопоставительного анализа на основе отчетных данных они, несмотря на требования специальной подготовки, позволяют дать общую оценку качества норм, оценить состояние нормирования труда.

По результатам проведенного анализа разрабатываются меры, направленные на повышение качественного уровня нормирования и расширение сферы его применения. Эти меры должны предусматривать:

расширение сферы нормирования труда;

установление и внедрение технически обоснованных норм взамен устаревших;

своевременную замену норм выработки и обслуживания новыми нормами по мере

проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост

производительности труда;

пересмотр ошибочно установленных, а также устаревших

норм выработки и обслуживания на работах, трудоемкость которых уменьшилась в

результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объема

производства;

разработку новых и совершенствование действующих нормативных материалов по труду и повышение на этой основе качества норм;

улучшение организационно-технического уровня производства

и доведение его до уровня, предусмотренного нормативами;

укрепление технологической дисциплины и внедрение более прогрессивной

технологии;

укрепление трудовой дисциплины и повышение квалификации рабочих;

совершенствование организации заработной платы.

Работа по совершенствованию, нормирования труда должна проводиться администрацией совместно с профсоюзными организациями.

Особое значение в рыночных условиях имеет проблема индивидуализации норм труда в целях более полного использования трудового потенциала каждого работника исходя из его реальных способностей и личной материальной заинтересованности, отвечающих возможностям и интересам предприятия.

Установление индивидуальных норм позволяет реализовать заинтересованность работника в таком содержании и таком объеме возлагаемых на него функций и работ, при которых обеспечивается наиболее полное и эффективное использование его рабочего вре­мени и адекватной оплатой его труда.

Адресное установление норм конкретному работнику определяется в соответствии с возможным повышением уровня производительности его труда и по согласованию с работодателем в рамках трудового договора. Предложение об установлении индивидуальной нормы, предусматривающей увеличение задания, расширение фронта работ или совмещение функций, может исходить как от работника, так и от работодателя. И в том и другом случае это позволяет реализовать экономическую заинтересованность обеих сторон соглашения -работника и работодателя.

При введении индивидуальных норм полностью сохраняется роль базовых нормативов, используемых для определения затрат труда по отдельным структурным эле­ментам, охватываемым нормой. Здесь нет противоречий между пересмотром норм и традиционной практикой контроля, которая в данном случае распространяется на базовые нормативы.

Нормирование на основе установления индивидуальных норм применялось в прошлом как с подачи администрации, так и по инициативе самих работников при распределении загрузки рабочих на сборочных конвейерах или на участках серийного производства. Однако этот опыт не получил широкого распространения, так как он вступил в противоречие с действовавшей практикой жесткой регламентации распределения работ за работниками, узкого разделения труда, ориентации на среднего работника, среднюю выработку и слабо ощутимые различия в оплате труда. Устранение этих противоречий открывает возможность широкого применения индивидуальных норм, отражающих не толь­ко профессиональные, но и личностные качества работника. В то же время индивидуальные нормы способствуют обеспечению социальной защищенности работников от чрезмерной интенсификации труда в случае завышения работодателем производственных заданий. Опираясь на социально обоснованные нормы и нормативы труда, профсоюзы имеют возможность осуществлять свою главную миссию - стоять на страже интересов работника, не допуская перегрузок, вредных для его здоровья.

Индивидуализация норм труда находит отражение в структуре затрат рабочего времени работника как за счет элементов, относящихся ко времени работы и не обусловленных выполнением основных функций, так и за счет регламентированных затрат времени на перерывы. Потребность в дополнительных затратах времени определяется дифференцированно, в зависимости от факторов, характеризующих работников (их физическое состояние, степень освоения работы), характера работы (категория тяжести,

положение работника в процессе работы, психические нагрузки и др.) и окружающей среды (санитарно-гигиенические условия, климатические особенности, сезонность). Некоторые виды дополнительных затрат, которые не являются частью операционного цикла, но существенны для качественного выполнения работы (отдельные трудовые функции или вынужденные ожидания в начале или конце смены, уход за оборудованием, инструментом и оснасткой, приведение в порядок рабочего места и др.), включаются не в нормы времени, а в дневной (сменный) фонд времени. Для учеников или стажеров могут быть приняты дополнительные нормы времени на период обучения и освоения работы. Дополнительные затраты времени учитываются и для опытных работников, обучающих или инструкти­рующих ученика или стажера при выполнении совместной работы, на которую установлена норма времени. Аналогичным путем устанавливается дополнительное время для работников, осваивающих новую работу или технологию, с тем чтобы не допустить из-за этого потери заработка. Например, в первый день освоения работнику на каждый час добавляется 10 минут, во второй день - 9 и так до нуля. В тех случаях, когда работник, выполняющий определенную функцию, самостоятельно решает вопрос, что и как должно быть сделано, то есть по существу сам для себя разрабатывает технологию, могут предусматриваться дополнительные затраты времени в зависимости от уникальности или типичности решений, от размера партии изделий (в мелкосерийном производстве), его повторяемости и сложности выполнения.

На сегодняшний день позиция законодателя такова, что установление

конкретных норм труда с учетом производственных мощностей организации, специфики

производимых работ, целей деятельности и иных подобных

обстоятельств является исключительной прерогативой работодателя (ч. 1.

ст. 162 ТК РФ). Последний реализует свое право исключительно с учетом

мнения представительного органа работника, коим в большинстве случаев

выступает профсоюз, а при его отсутствии (например, при незначительной

численности работников) такого рода функции может выполнять трудовой

коллектив (например, решение об этом может быть принято на общем собрании коллектива).

Работодатель в таких случаях перед принятием решения о введении новых норм труда (перемены или отмены имеющихся) направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.

Выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляетсяпротоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующуюгосударственную инспекцию труда или в суд, а

выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ.

Инициатором введения конкретных норм труда не обязательно должен быть кто-либо из названных субъектов, такого рода предпосылки могут исходить и от самого работника. Однако принять предложение работника по внедрению норм труда к дальнейшему развитию

или нет - исключительное право работодателя: Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда (ч. 3 ст. 160 ТК РФ).

С ростом объема и трудоемкости производимых работ возникает необходимость расширения сферы нормирования труда работников с целью определения оптимальной численности различных их категорий. Превентируя намеченные законодателем цели, отмечена возможность пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования (ч. 2 ст. 160 ТК РФ).

Временно отвлекаясь от вопросов правового обеспечения, остановимся непосредственно на самой процедуре разработки и принятия норм труда. Технически последняя представляет пять сочлененных этапов, каждый из которых представляет комплекс мероприятий, обусловленных своими методиками, способами и средствами, вызванными особенностями данной стадии процедуры.

С точки зрения М.А. Мосейчук для разработки норм труда организуются и проводятся следующие мероприятия:

1. Подготовительные и организационно-методические работы.

В ходе работ определяются цели и задачи разработки нормативных материалов для нормирования труда, уточняются виды норм, составляется техническое задание.

Техническое задание разрабатывается организацией-исполнителем нормативно-исследовательской работы и утверждается организацией-заказчиком.

Изучаются действующая технология, инструкции, положения, организационно-технические условия и методы выполнения работы на рабочих местах, подбираются паспорта оборудования, характеристики применяемых инструментов, приспособлений, сырья, материалов, режимов работы оборудования, содержание технологических и трудовых процессов; устанавливается возможность разработки нормативных материалов с применением нормативов времени, в том числе микроэлементных, использования электронно-вычислительных машин для проектирования рациональных трудовых процессов и расчета норм труда.

Разрабатывается методическая программа проведения работ по разработке нормативного документа, отражающая следующие вопросы:

-выбор предприятий (учреждении, организаций), их структурных подразделений, на основе организации производства и труда которых будут разрабатываться прогрессивные технологические (трудовые) процессы и рациональные организационно-технические условия их выполнения, предусматриваемые при проектировании норм затрат труда;

-использование действующих нормативных материалов для нормирования труда, в том числе и микроэлементных нормативов;

-определение факторов, влияющих на затраты времени при выполнении отдельных работ и обеспечивающих наибольшую точность нормативов и норм при наименьшей сложности и трудоемкости их разработки;

-инструктаж работников, осуществляющих наблюдения и анализ затрат рабочего времени и проектирование норм и нормативов, использование для этой работы приборов, видеотехники, компьютерной техники, данных статистической, оперативной и другой отчетности;

-проверку проекта нормативных материалов в производственных условиях;

-оформление сборника нормативных материалов в целом.

2. Проведение изучения затрат рабочего времени на рабочих местах.Указанные работы включают:

-осуществление подготовки к наблюдениям, выбираются исполните

ли, за работой которых будут вестись наблюдения, уточняется соответствие технологии, организации рабочего места и его обслуживания проектируемым;

-проведение непосредственных замеров рабочего времени (хронометраж, фотографийрабочего времени, видеосъемка трудовых процессов и

т.д.) или моментных наблюдений; при этом максимально используются материалы, связанные с установлением норм затрат труда на выбранных предприятиях;

-проведение технических расчетов, экспериментальных и других исследовательских работ, обработка материалов.

3. Проведение обработки собранных материалов.

Данные работы включают:

- анализ и обобщение результатов изучения затрат рабочего времени, разработка нормативов (норм) затрат труда;

уточнение основных факторов, влияющих на величину затрат труда; вывод эмпирических (основанных на опыте) формулы зависимостей между значениями влияющих факторов и величины затрат труда;

-подготовку проекта нормативного документа в первой редакции, а также инструктивных указаний о порядке проведения его проверки непосредственно на предприятии;

-определение конкретных предприятий (учреждений, организаций), их структурных подразделений для проведения на них проверки нормативных материалов;

-направление проекта нормативного документа с инструктивными указаниями о порядке проведения его проверки на выбранные предприятия (учреждения, организации), в их структурных подразделения.

4.Проверка нормативных материалов в производственных условиях:

Целью проверки является выявление характера уточнений и дополнений, подлежащих внесению в проект.

5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов.

Проводится анализ и изучение результатов проверки проекта нормативного документа в производственных условиях, обобщение полученных отзывов, замечаний и предложений.

Пересмотр установленных норм труда согласно статье 160 ТК РФ может иметь место по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морального устаревшего оборудования.

Следует обратить внимание, что не может являться основанием для пересмотра ранее установленных норм достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест (то есть передовых методов и форм организации труда).

Замена и пересмотр единых и типовых норм осуществляется органами, их утвердившими.

Пересмотренные нормы также подлежат оформлению локальным нормативным актом организации и доведению до работников не позднее чем за 2 месяца до их введения.

Проверка действующих на предприятии (в учреждении, организации) норм труда осуществляется аттестационными комиссиями, утвержденными руководителями предприятий (учреждений, организаций).

По результатам проверки по каждой норме принимается решение: аттестовать или не аттестовать. Аттестованными признаются технически обоснованные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда.

Устаревшие и ошибочно установленные нормы признаются не аттестованными и подлежат пересмотру. Устаревшими, в частности, должны считаться нормы, действующие на

работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков рабочих и служащих. Ошибочными могут считаться нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности в применении нормативных материалов, либо в проведении расчетов.

При проверке норм затрат труда администрация обязана обеспечить тщательную проверку выполнения предусмотренной нормами технологии на всех операциях трудового процесса, соответствия фактически выполненного объема работ объемам, заложенным при расчете норм. Одновременно администрация обязана, исходя из конкретных производственных условий, при проверке норм рационализировать технологические процессы тех операций, условия выполнения которых, предусмотренные нормами, не соот­ветствуют достигнутому уровню организации производства и труда, передовому опыту.

Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и в размерах, устанавливаемых руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления по согласованию с профсоюзным комитетом.

Основаниями для применения поправочных коэффициентов к нормам и нормативам могут послужить освоение производственных мощностей, новой техники, технологии, новых видов продукции или несоответствие фактических организационно-технических условий производства предусмотренным во вновь вводимых нормах и нормативах.

В целях планомерной работы по снижению трудовых затрат, обеспечению прогрессивности действующих норм, на предприятии (в учреждении, организации) до начала года может разрабатываться календарный план замены и пересмотра норм труда.

Разработка плана осуществляется на основе намеченных к внедрению мероприятий плана технического развития и совершенствования производства и других мероприятий, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение трудоемкости выполнения работ и сокращение численности за счет сокращения трудовых затрат.

В календарном плане предусматривается, во-первых разработка норм на новые работы и работы, ранее не охваченные нормированием труда, и, во-вторых, пересмотр норм, признанных в результате их проверки устаревшими.

Размер пересмотра каждой устаревшей нормы затрат труда, указываемый в календарном плане и являющийся основой расчета экономического эффект, определяется ориентировочно по результатом проверки.

Проект календарного плана замены и пересмотра норм затрат труда администрацией предприятия выносится на обсуждение трудового коллектива и с учетом его рекомендаций утверждается руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

Администрация предприятия обязана разъяснить каждому работнику основания пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.

Мероприятия календарного плана замены и пересмотра норм обязательно должны быть тесно увязаны с соответствующими показателями экономического и социального развития предприятия и взаимными обязательствами коллективного договора, соглашения.

Утвержденные в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на предприятиях, в учреждениях, в организациях в соответствии с их областью применения и сферой действия.

Они вводятся в действие приказом руководителя по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Для обеспечения эффективного внедрения и освоения нормативных материалов и норм, разработанных на их основе, на предприятиях, в учреждениях и в организациях рекомендуется проведение следующих мероприятий:

-проверка организационно-технической подготовленности производственных участков и рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно-технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормами времени);

-планирование и реализация в короткие сроки организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков в организации труда и производства, а также по улучшению условий труда;

ознакомление с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки в соответствии с действующим законодательством

Ознакомление с новыми нормами должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работающих, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно-технических условиях.

Если при проведении указанной выше работы выяснится, что на предприятии (в учреждении, организации) существующие организационно-технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в отраслевых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые отраслевые нормы или нормативы не внедряются.

На тех предприятиях, где фактические организационно-технические условия совпадают с условиями, предусмотренными в сборнике, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений.

В рамках введения, пересмотра и замены нормы труда, администрация предприятия (учреждения, организации) со своей стороны, во-первых, должна обеспечить нормальные условия работы для выполнения норм вы работки, в том числе:

- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

-своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

-надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное пре доставление работнику;

-условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Во-вторых, администрация обязана разъяснить каждому работнику (бригаде) основания замены или пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца. Локальный акт, регулирующий нормирование труда в указанных целях вывешивается в доступном для всеобщего обозрения месте, а если новые нормы касаются отдельных работников, то акт их принятия объявляется работнику под расписку. Этот порядок распространяется как на случаи введения новых норм труда, так и их замены и пересмотра.

Соблюдение требований, предусмотренных ст. 162 ТК РФ, имеет большое практическое значение. Оно заключается в том, что если эти требования не выполнены, то принятые решения о введении, замене и. пере смотре норм труда юридической силы не имеют. Следовательно, работник может требовать оплаты своего труда на основе прежних норм и расценок, если новые нормы были введены без учета мнения представительного органа работников либо работник не был извещен об их введении не позже чем за два 2 месяца.

Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труды

разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. В реализацию законодательного предписания Правительства РФ, в частности, постановлением от 11 ноября 2002 г. № 804 утверждены правила разработки и утверждения типовых норм труда.

В качестве передового может быть представлен опыт организации и нормирования труда на рабочем месте Свердловской железной дороги.

На Свердловской железной дороге разработана и внедрена система организации рабочих мест, которую можно отнести к универсальной, то есть она может быть использована в других отраслях экономики.

Основу этой системы составляет новая технолого-нормировочная карта (или паспорт рабочего места).

В ранее действовавшей практике работы предприятий различных отраслей экономики в технологической карте не содержалось необходимых параметров трудового процесса (как правильно выполнять тот или иной вид работы), были предусмотрены укрупненные затраты времени (в часах) на виды работы в целом, а не на их элементы, отсутствовали оценка качества выполненной работы и другие обязательные разделы по организации труда на рабочем месте.

Новая модель технологической карты включает в себя следующие параметры:

пооперационную технологию трудового процесса;

нормы оперативного времени на каждую трудовую операцию в минутах строго по технологии;

нормативный темп работы определяемый на основе базовой системы микроэлементных нормативов времени;

технически обоснованное время по каждому виду работы;

расчет производственной численности на фактический объем работы на данном рабочем месте;

строгое соотношение среднего разряда работы и рабочих;

минимальную явочную численность работников на коллективном рабочем месте, обеспечивающую соблюдение технологии трудового процесса (не менее 75-80% расчетной);

натуральный конечный результат работы на данном рабочем месте и общее технологическое время на единицу ее выполнения (либо групп работ), в чел./час;

показатели оценки качества по видам работы;

техническую оснащенность, обслуживание, планировку, условия и безопасность труда на рабочем месте.

Основным структурным элементом трудового процесса на рабочем месте является операция, так как она выражает законченный цикл трудовых действий работника или группы работников по изменению предмета труда.

Учитывая это, на каждый вид работы в технологической карте заполняются наименование и последовательность трудовых (технологических) операций с установлением времени их продолжительности. Разработка таких карт осуществляется специалистами в области технологии производства, физиологами, нормировщиками, экономистами по труду и

ДР-

Одно из центральных мест технолого-нормировочной карты на рабочее место занимает нормирование труда.

Введение паспорта рабочего места позволяет:

придерживаться строгого соответствия нормирования труда с технологией трудового процесса;

повысить уровень качества норм труда;

устранить издержки производства в результате необоснованного перевыполнения норм;

установить более объективную оценку трудовой деятельности исполнителей.

Установление норм затрат труда на основе хронометражных наблюдений без учета

технологии трудового процесса довольно часто приводит к снижению их качества, в результате чего появляются так называемые выгодные и невыгодные нормы. Технолого-нормировочная карта позволяет создать нормы затрат труда строго в соответствии с технологией трудового процесса, т.е. по циклу последовательно осуществляемых работником действий, которые необходимы, а не по всем фактическим действиям работника, которые он привык выполнять, лишь бы получить конечный результат.

Кроме того, методы оценки затрат труда путем хронометражных наблюдений и фотографий рабочего дня позволяют оценить загрузку лишь по времени без ущерба утомляемости человека, темпа его работы и интенсивности труда.

Эти задачи можно решить за счет:

проектирования норм времени на основе применения нормативных темпов работы и показателей интенсивности труда;

разработки стандартных (технологических) методов труда.

Для определения коэффициента темпа работы на конкретном рабочем месте выбираются наиболее часто встречающиеся операции. Трудовая операция подвергается анализу в целях выделения элементов трудового процесса из трудовых действий и простейших приемов, нормативные значения которых указаны в Базовой системе микроэлементных нормативов времени БСМ-1.

Предусмотренный системой тип работы адекватен скорости выполнения базового микроэлемента " протянуть руку" с малой степенью контроля на расстояние 40 см со скоростью 93 м/с. Это -минимальные затраты времени на выполнение трудовых движений средним работником при освоенном трудовом процессе без ущерба для здоровья в течение продолжительного периода времени. Принятый нормативный темп работы основан на психофизиологических исследованиях, с помощью которых оценивалась утомляемость работников в производственных условиях.

Предусмотренный системой БСМ-1 темп работы предполагает соответствующее нормативное значение интенсивности труда.

Расчетный способ оценки интенсивности труда, разработанный Институтом труда Минтруда России, доступен для практических работников и может применяться для работников разных профессий. При этом используется следующая формула:

И, = К, х КЗ,

где: И, - интенсивность труда;

К, - коэффициент темпа работы; КЗ - коэффициент времени занятости.

К, = Норм./Факт. = 1, 0, где: Норм. - нормативное время, определяемое с помощью базовой системы микроэлементных нормативов времени (БСМ-1); Факт. - фактическое время, определяемое с помощью хронометражных наблюдений.

Таким образом, необходимая норма времени на конкретную трудовую операцию или вид работы определяется на основе проверки существующей нормы и нормативной интенсивности труда, равной 1, 2.

Технолого-нормировочная карта нового образца, предусматривающая пооперационную технологию трудового процесса и технически обоснованное время с учетом нормативных темпов работы и интенсивности труда по каждому виду работы, устанавливает наиболее рациональный порядок расчета производственной численности на рабочем месте строго в соответствии с фактическим объемом работы.

Явочное количество рабочих и работников массовых профессий определяется исходя из нормы времени по каждому виду работы, их объема (программы) и годовой нормы рабочих часов:

где: Ря, - явочное количество рабочих и работников массовых профессий, необходимое для выполнения годового объема (программы) каждого вида работы или обоб­щающего показателя натурального конечного результата на данном рабочем месте;

N Год - годовой объем (программа) по видам работы или конечному результату в

натуральном выражении;

Н - технически обоснованное время (ч) на единицу работы (продукции);

Ф Год - норма рабочего времени (ч) на одного работника в год.

Кроме точного определения численности по каждому рабочему месту с учетом его технического оснащения и особенностей, возможностей быстрого пересчета с изменением объема работы, также видны загрузка работников во времени, резервы трудовых ресурсов на рабочем месте.

Списочная численность (чел.) определяется умножением явочной численности на коэффициент, учитывающий фактически работающих, нуждающихся в командировках, в очередных и дополнительных отпусках, отпусках по беременности и родам, не вышедших на работу в связи с выполнением общественных и государственных обязанностей и по болезни, также с разрешения администрации и по семейным обстоятельствам, получивших отпуска для сдачи экзаменов и учебы.

Важным фактором соблюдения технологии трудового процесса и повышения качества работ является непрерывный контроль за их выполнением, оперативность контроля и оценки качества. Действующие ранее формы контроля и оценки качества работ имели существенные недостатки: неконкретность, периодичность, большие перерывы.

Вместо традиционных, не всегда объективных оценок " отлично", " хорошо", " удовлетворительно" введены новые показатели: " соответствует" или " допустимо".

Оценка " соответствует" дается, если работа выполнена с соблюдением технологии трудового процесса, изложенного в технолого-нормировочной карте, и полностью удовлетворяет техническим требованиям заводских условий. Оценка " допустимо" дается, если работа выполнена с соблюдением технологии трудового процесса, изложенного в технолого-нормировочной карте, и в пределах допусков и отклонений, предусмотренных техническими требованиями отраслевых правил и инструкций.

Нормативная оценка качества - " допустимо", она равна 1, 0. Оценка " соответствует" является повышенной и может быть равна 1, 1 -1, 2. Повышенная оценка качества учитывается при определении размера премии за основные результаты работы, присвоении разрядов квалификации, наставничестве, подведении итогов соревнования.

При невыполнении одного из указанных условий (отступление от технологии трудового процесса или показателей качества) данный вид работы считается выполненным " некачественно".

Конкретный вид работы с оценкой " недопустимо" или " не соответствует" (со значением 0), т.е. выполнен " некачественно", оплате не подлежит или оплачивается в по­ниженном размере согласно трудовому законодательству.

Введение новой системы оценки качества позволяет:

оперативно (за рабочий день, смену) оценивать качество работы;

конкретно выявлять " качественное" или " некачественное" выполнение работы;

использовать ее как профилактическую меру для предупреждения отказов устройств, технических средств и брака в работе.

Разработка новой технико-нормировочной карты на рабочее место, проектирование норм времени на основе нормативных темпов работы и уровня интенсивности труда, введение показателей качества выполняемых работ позволяют более объективно производить оценку трудовой деятельности рабочих и работников массовых профессий.

Рекомендуются следующие основные признаки трудовой деятельности; темп работы, время занятости, выполнение норм или нормированных заданий, качество работы. Определены: уровень признаков (высокий - 1, 25, средний - 1, 0, низкий - 0, 75), их ха­рактеристика и оценка в баллах. Оценка трудовой деятельности рассматривается как произведение установленных баллов на фактически признанный коэффициент уровня оценки рабочего по тому или иному признаку за данный период.

Новая модель и содержание технолого-нормировочной карты с разработкой технологий трудового процесса и применяемых средств труда являются основой для про-

ектирования и внедрения более совершенных технологических методов труда, аттестации рабочих мест, экспертизы качества норм труда, учебы работников на производстве.

Для выдачи " на руки" исполнителям работ предусмотрены операционные карты (как выписки их технолого-нормировочных карт), в которых указаны пооперационная технология трудового процесса в минутах и показатели оперативной (за каждый день, смену) оценки качества данного вида работы.

ФОРМЫ

новой модели технолого-нормировочнои и операционной карт

Приложение к

технолого-нормировочнои карте

выполнения работ на рабочем месте

(наименование рабочего места)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.