Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и проблема исследования






При проведении исследования важно учитывать основные методологические принципы:

принцип противоречия – проблема – это всегда противоречие между желаемым и возможным, известным и искомым;

принцип оценки – любые события, явления, противоречия оцениваются по критериям важности, актуальности, сложности, связи с другими явлениями;

принцип распознавания – состоит в необходимости отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности его к определенной типологической группе.

Реализация методологических принципов на практике помогает найти наиболее эффективный вариант проведения исследования и его целенаправленного осуществления.

В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема. Именно она определяет средства, методы, подходы, предполагаемые результаты, ориентиры и ограничения, т. е. всю совокупность составляющих методологии исследования.

Проблема – это противоречие, решение которого требует создания новых методов изучения, поиска новых подходов, изыскания новых средств и ресурсов. 2.10

Проблема всегда характеризуется неопределенностью.

Исследователю следует отличать проблему от задачи. Основное отличие этих категорий состоит в том, что задача всегда имеет типовые схемы, алгоритм решения, а проблема требует их создания с элементами новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий.

Все проблемы в зависимости от глубины их познания разделяют на три класса:

1) хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы. В таких проблемах существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах и символах, получающих, в конце концов, численные оценки;

2) неструктурированные или качественно выраженные проблемы. Такие проблемы содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

3) слабоструктурированные или смешанные проблемы. Содержат и количественные, и качественные элементы, причем малоизвестные и неопределенные стороны проблемы имеют тенденцию доминировать.

Различают также проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

1) неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

– они возникли на базе определенной теории, концепции;

– это трудные, нестандартные задачи;

– их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

– пути решения проблемы неизвестны.

2) развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Существуют определенные трудности в выявлении проблем. Это принятие симптомов за проблему, предвзятое мнение о причинах проблемы, взгляд на проблему с учетом только одного аспекта, игнорирование того, как проблема воспринимается в разных частях социально-экономической системы, и др.

С точки зрения методологии исследований проблеме присуще следующие параметры:

– качество проблемы;

– определение проблемы;

– постановка проблемы.

Рассмотрим подробнее данные параметры.

Качество проблемы – это ее реальность, актуальность, возможность решения, предполагаемый результат. 2.11

Определение и распознавание проблемы как предмета исследования требует выполнения множества последовательных операций.

1) формулирование проблемы, в которое входит:

– вопрошение – постановка вопроса исследования;

– контрадикция – фиксация противоречия, лежащего в основе проблемы;

– финитизация – описание предполагаемого результата;

2) построение проблемы, в которое включены:

– стратификация – расщепление, декомпозиция проблемы на подвопросы;

– композиция – группировка и определение последовательности решения подвопроса;

– локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования;

– вариантификация – обеспечение возможности замены одного вопроса другим и поиск альтернативы для всех элементов проблемы.

3) оценка проблемы, в которую входит:

– кодификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, методики (выделить время для занятий, обеспечить литературу, обеспечить деньгами);

– инвентаризация – проверка наличных возможностей (есть литература, но нет финансов);

– когнификация – выявление степени проблематичности, соотношение известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании (если есть возможность, будет ли желание учить);

– уподобление – нахождение решенных проблем аналогично решаемой;

– квалификация – отнесение проблемы к определенному типу;

4) обоснование проблемы, в которое включены:

– экспозиция – установление ценностных, содержание идентичных связей данной проблемы с другими;

– актуализация – приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

– компрометация – выдвижение возражений против проблемы;

– демонстрация – объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации;

5) обозначение проблемы. в него включается:

– экспликация понятий – перевод проблемы на иной научный или естественный язык; перекодировка используемой информации;

– интимизация – выбор словесной нюансировки, выражение проблемы и набор понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл.

Такой порядок действий является типичным для определения проблемы. Однако последовательность и наличие всех приведенных операций могут быть изменены в зависимости от опыта и квалификации исследователя.

Постановка проблемы имеет несколько уровней, которые во многом обусловлены как профессионализмом исследователя, так и сложностью самой проблемы:

– интуитивный уровень;

– постановка проблемы в соответствии с принятыми правилами;

– обработка проблемы в соответствии с целями и стратегией организации и др.

Для эффективной постановки проблемы следует придерживаться следующих требований:

констатация следствия – констатируется то, что неверно, а не почему неверно;

– фокусировка на различии между тем, что есть, и тем, что должно быть – это различие представляет собой изменение или отклонение от нормы, стандарта;

измеримость проблемы – насколько важна проблема в абсолютных и относительных величинах, например, объем потерянного рабочего времени или денег, или как она сказывается на социально-психологическом климате в коллективе;

точность формулировки – избегание двусмысленных категорий.

Постановка проблемы не должна отвечать всем требованиям, однако, чем большим критериям она соответствует, тем точнее она становится.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.