Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субличности, социальные роли и жизненные сценарии






Социальным статусом называется определенная позиция, занимаемая человеком в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Набор конкретных функций, которые должен выполнять человек в социальной группе, обществе, и тех условий, которые должны быть предоставлены ему для осуществления этих функций, фиксируются в статусе. То есть понятие " социальный статус" характеризует место личности в системе общественных связей, ее деятельность в различных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества. Каждый из нас имеет ряд социальных позиций: учитель, ученик, гражданин, родитель, сын (дочь), бизнесмен, крестьянин и т.п.

 

Социальной ролью называют выработанную обществом программу действий человека в соответствии с социальным статусом (позицией) индивида. В социуме поступки людей, их отношения и взаимодействия в решающей степени определяются положением (позицией), которое они занимают в обществе и в социальной группе. Однако каждый играет роль по-своему. Например, роль " учителя" или " ученика" каждым конкретным человеком играется по-разному в зависимости от представлений о данной роли и её значимости для человека.

 

Субличности - это части личности, " ответственные" за ту или иную роль. Будучи студенткой, девушка использует определённый набор своих личностных качеств (например, ответственность, исполнительность, послушание). Она же, будучи педагогом, может начать проявлять совершенно иные качества (к примеру, властность, жёсткость, требовательность). В ситуации учёбы и преподавания она зачастую даже одеваться будет по-разному.

Чем больше ролей и субличностей, тем богаче и разнообразнее жизнь человека. Однако существуют 2 основные проблемы, которые могут помешать сосуществованию субличностей:

1) Тотальное преобладание какой-то одной субличности и подавление всех остальных. Например, учащийся " прирождённый отличник" во всех случаях жизни может проявлять субличность " примерного ученика", так как вся жизнь его направлена исключительно на учёбу. Такому человеку трудно расслабиться, заняться чем-нибудь другим. Он будет только " учиться".

2) Конфликт субличностей. " Примерная" студентка среди сверстников была " отвязной" девчонкой. Как-то раз педагог увидел её в компании сверстников и услышал, что и как она говорила. Студентка тоже увидела педагога. После этого она перестала ходить на уроки, так как боялась, что педагог её осудит (чего не было в реальности). Налицо внутренний конфликт субличностей " Студентка" и " Девчонка".

 

Жизненные сценарии - повторяющиеся жизненные ситуации, зачастую связанные с набором поведенческих схем самого человека. Есть продуктивные жизненные сценарии, когда в аналогичных ситуациях человек всегда действует успешно и получает положительный результат. Есть деструктивные жизненные сценарии - человек из раза в раз в аналогичных ситуациях попадает " в яму". Задача человека - разобраться в причинах негативных жизненных сценариев и выйти из них.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.