Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Телесно ориентированные направления в психологии






 

Телесно-ориентированная психология рассматривает, прежде всего, два основных направления:

1) Тело как отражение внутреннего мира человека

2) Отношение к телу в контексте социальной обусловленности человека

Тело как отражение внутреннего мира человека. Основная идея: Структура личности отражается на структуре и физиологии тела, а также на телесных средствах самовыражения человека.

Структура тела. Нарушения осанки, телесные зажимы и блоки, различного рода телесные деформации (например, утолщения или худоба отдельных частей тела) зачастую связаны с психологическими предпосылками, нарушениями в характере человека и в особенностях его взаимодействия с миром. А. Лоуэн в своей работе " Физическая динамика структуры характера" подробно описывает характерологические проблемы человека и взаимосвязь их с телесными проблемами.

Физиология. Известно, что некоторые физические заболевания имеют психологическую предпосылку. Нарушение давления, пищеварения, дыхания, проблемы с сердцем и многие другие зачастую имеют психологическую причину. Даже официальная медицина в настоящее время считается с этим, и многие врачи рекомендует своим пациентам проконсультироваться с психологом.

Телесные средства самовыражения, через которые осуществляется невербальное общение людей друг с другом. Позы, жесты, мимика, выражение глаз, интонации голоса, походка - эти средства очень много могут нам рассказать о человеке: его состоянии, характере, отношении к людям и себе.

Тело прежде всего отражает эмоции. Любое эмоциональное проявление имеет свой телесный эквивалент.

Отношение к телу в контексте социальной обусловленности человека.

У. Джемс выяснил, что для социализованного человека тело - это не только его физический организм. Социально обусловленный человек живёт так, будто его тело, его " материальное Я" - это организм плюс всё то, что, по мнению человека, ему принадлежит. Так, " частью тела" может стать автомобиль, компьютер, мобильный телефон, должность, члены семьи... Потерю или поломку вещи человек может воспринять как потерю части тела. Часто происходят случаи, которые могли бы восприниматься курьёзными, если бы не серьёзность их последствий. Был описан случай, когда мужчина умер от разрыва сердца, увидев, что кузов его любимого автомобиля повреждён торчащим из стены железным штырём. Также к утрате здоровья, а то и жизни, может привести потеря должности. Российский психолог М. Литвак назвал это " кощеизмом", по имени персонажа Кощея Бессмертного, душа которого находилась не в нём самом, а вовне (на конце иглы, в утке, зайце, сундуке...).

Помимо этого, в раздел телесной психологии входят Психология моды и Психология имиджа. Не случайно наша внешность - это наша " Я-концепция". Если рассмотреть данную проблему исторически, то мы увидим массу социально-психологических предпосылок тем или иным стилям одежды и причёски. Например, в авторитарных, тоталитарных обществах всегда вводится жёсткое ограничение на разнообразие одежды (на её форму, длину, возможность подчёркивания половых атрибутов тела). Чем свободнее общество - тем свободнее одежда и разнообразнее причёски.

 

 

" Зонный" и " функциональный" подходы в телесно ориентированной психологии

 

Зонный подход в телесно-ориентированной психологии (по В. Баскакову). Сущность данного подхода в том, что у человека существуют 4 базовые проблемы, проецирующиеся на 4 зоны тела.

1) Проблема сверхконтроля - зона головы. Сверхконтроль - это контроль того, что контролировать невозможно. " Горе от ума". Человек, например, начинает контролировать прошлое, постоянно мысленно возвращаясь к прошедшим событиям и " пережёвывает" свои воспоминания. Здесь не имеются в виду продуктивные воспоминания с целью получения опыта и исправления ошибок. " Сверхконтрольные" воспоинания - это как бы " западание" человека на прошлые ситуации, когда уходит масса энергии и зачастую формируется болезненное состояние человека, прежде всего на уровне головы. К сверхконтролю также относится контроль будущего. Человек боится совершить какое-то важное для себя действие, думая, что " вдруг" всё пойдёт не так, как надо. Нередко этот страх полностью парализует человека, хотя в итоге оказывается, что человек сам всё напримумывал...

Сверхконтроль возникает от неполноты информации. Да, мы не знаем, что будет, как будут действовать другие люди. Но ум человека хочет 100% гарантии. Работа со сверхконтролем - это принятие ненадежности мира...

2) Проблема контактов - зона от шеи до талии. Каждый замечал по себе, что в трудных контактах " некуда деть руки" или начинает учащённо биться сердце, перехватывает дыхание, ком подступает к горлу. То есть данная зона тела действительно реагирует на нюансы наших контактов.

3) Проблема циркуляции изначальной энергии - зона паха. А еще это проблема стыда и всего табуированного. Зона паха - зона источника биоэнергетики человека. Зона жизненной энергии либидо, зона источника кундалини, нижний дан-тянь - в разных культурах и традициях паховая зона рассматривается как источник жизненной энергии человека. Реализация жизненной энергии никогда не была нужна социуму. В противном случае человек стал бы независимым и сильным. Поэтому на эту зону было наложено тотальное табу. Прежде всего, табу сексуальное и " табу туалета". Неприличные ругательства так или иначе имеют связь с зоной паха. Никому не придёт в голову сказать " иди в ухо! " или " пошёл на нос! ". Однако почти любое обозначение частей паховой зоны и того, что там происходит, используется людьми в качестве оскорблений. Такова интересная взаимосвязь синтаксиса и проблемы паховой зоны.

4) Проблема опор - ноги. " Уверенно стоять на ногах" - это и телесная реальность, и жизненная метафора. Когда мы теряем опору в жизни, нередко чисто физически " подкашиваются ноги". Походка человека может очень точно отразить, как человек " стоит на ногах в жизни"

 

Функциональный подход в телесно-ориентированной психологии. Сущность этого подхода в том, что психологические и физиологические функции взаимосвязаны.

В языке существует масса выражений, обозначающих эту взаимосвязь. " Взвалить себе на плечи", " наступать себе на горло", " я это не перевариваю", " это у меня в печёнках сидит", " на сердце камень" - эти и другие выражения напрямую отражают психолого-физиологическую реальность. Например, пищеварение усиливается перед серьёзным экзаменом. Тело начинает " переваривать" будущую ответственную ситуацию. Или когда мы освобождаемся от какого-то морального " груза", тело реагирует так, будто действительно " гора с плеч упала".

Владея функциональной концепцией, можно помочь человеку, " докопавшись" до психологических предпосылок тех или иных физических проблем.

 

Основные характеристики " психологического пространства" и их функции

 

Психологическое пространство (психогеография) - способ освоения людьми физического пространства и характер пребывания в нём.

Основные характеристики психологического пространства:

1) Степень замкнутости. По степени замкнутости выделяют:

- Замкнутое пространство, которое ограничено физическими параметрами. Например, учебный класс, комната ограничены стенами. Даже если открыто окно, каждый чувствует, что мы в классе, а они на улице...

- Условно замкнутое пространство. Например, группа отдыхающих на пляже не обозначает свою территорию постройкой стены или забора вокруг себя. Однако все прекрасно чувствуют границы территории, принадлежащей в данный момент этой группе по едва заметным признакам - расположение одежды, вещей, самих отдыхающих.

- Разомкнутое пространство. Нет чётких границ территории. " Броуновское движение" людей. Это - улица, площадь, коридоры помещений.

У каждого человека существуют предпочтения того или иного типа пространства. Один человек любит отдыхать в маленькой уютной закрытой комнате, другой - в шумном парке, открытом кафе. Наверняка у Вас есть любимые и нелюбимые аудитории для занятий. Возможно, именно особенности их пространства влияют на Ваше отношение к ним.

Существуют типы болезненного отношения к пространствам у некоторых людей. Например, клаустрофобия - боязнь предельно замкнутых пространств. Или агорафобия - страх перед открытыми людными пространствами.

2) Плотность или наполненность. Здесь, прежде всего, рассматривается количество людей в группе на одной территории.

В практической психологии и педагогике группы подразделяются на малые и большие.

Малая группа - приблизительно до 20 человек. В разных источниках можно встретить разные количественные параметры оптимальной малой группы. Семь плюс-минус два человека (то есть от 5 до 9 человек)... до 12 человек... до 15... до 20 человек. Очевидно, что критерий оптимальной малой группы зависит от характера деятельности. Критерий - каждый участник группы чувствует и осознаёт присутствие каждого. Группа личностей не превращается в " массу". Педагог может работать индивидуально с каждым человеком. Например, педагоги по сольфеджио пределом группы считают 9-10 человек. Свыше 10 человек работа не идёт продуктивно.

Большая группа - работа начинает идти не с личностями, а с " массой". В большой группе силён эффект эмоционального заражения, поэтому большой группой при умении легче управлять, чем малой. Хотя личностно ориентированные педагоги всё же предпочитают малые группы

3) Форма. Это - организация пространства. В учебной практике выделяют лекторский и семинарский способы организации пространства (не путать с лекцией или семинаром как типом учебной работы!).

Лекторское пространство - пространственная " оппозиция" лектора и слушателей. Лектор стоит напротив слушателей. Слушатели сидят в затылок и/или боком друг у другу. Таким образом, контакт между слушателями специально пространственно затруднён. Всё внимание - на лектора.

Усиление указанных особенностей лекторского пространства - различные " кафедры", сцены и подиумы, когда усиливается отделённость лектора от группы.

Семинарское пространство стремится к кругу. Пространственно все участники равны, общение возможно друг с другом, все друг друга видят и воспринимают. Ведущий семинара сидит наряду с участниками.

Интересно понаблюдать за тем, как формируют своё пространство руководители и другие " официальные лица". Насколько они уделяют внимание " помпезности" или, наоборот, " функциональности" в оформлении кабинета, как планируют с помощью мебели или других атрибутов подчеркнуть своё превосходство над другими или, наоборот, равенство.

4) Дистанции - расстояния людей друг от друга в процессе взаимодействия.

Интимное пространство - примерно расстояние вытянутой руки или чуть меньше (рука, согнутая в локте). В сантиметрах получится примерно 30-60 сантиметров. Объём интимного пространства индивидуален и зависит от многих личностных и культуральных факторов. Интимное пространство самое оберегаемое, вторжение чужих людей в него неприятно (например, в переполненном общественном транспорте).

Личное (личностное) пространство - примерно до полутора метров. В среднем - около метра. Это зона нашего обычного общения с людьми. Личностные дистанции также зависят от индивидуальных особенностей человека. Нередко с человеком трудно общаться, так как его личное пространство меньше или больше твоего. В результате один человек пытается " надвинуться" на другого, в то время как второй, наоборот, пытается отодвинуться подальше.

Социальное пространство - общение педагога с группой. Свыше 1, 5 метров. Также дополнительно выделяют публичные дистанции - свыше 4-5 метров (музыкант или лектор на сцене)

5) Подвижность - возможность и скорость изменения формы пространства. Сама по себе подвижность бывает конструктивно й (способствующей процессу), деструктивной (мешающей процессу) и нейтральной. Например, лекция или урок в школьном классе предполагает наименее подвижную форму. Подвижность будет деструктивна. Наоборот, вечеринка или дискотека предполагают большую подвижность. Дискотека не состоится, если участники все от начала до конца будут стоять на одном месте. Нейтральная подвижность возможна в том случае, если ученик опоздал на урок, но тихо прошёл в класс и включился в работу. Его появление ни стимулировало, ни нарушило процесс.

 

Основные характеристики " психологической атмосферы" и их функции

 

Психологическая атмосфера - это эмоциональная окраска психологического пространства или суммарное состояние людей, находящихся вместе.

Основные характеристики атмосферы:

1) Знак. Атмосфера бывает положительной, отрицательной, нейтральной или амбивалентной (двойственной)

2) Модальность. Конкретное определение качества атмосферы. К примеру, атмосфера может быть рабочей или нерабочей, оживлённой или сонной, энергичной или утомляющей, радостной или печальной, возбуждённой или спокойной. Модальность не равна знаку, это самостоятельная характеристика. Например, эйфорическое состояние атмосферы является отрицательным для работы, когда нужно сосредоточиться и сконцентрироваться.

3) Насыщенность. Характеристики атмосферы могут быть или едва заметны, или настолько быть сильно выражены, что мы говорим " атмосфера накалена"

4) Степень однородности. Атмосфера может быть однородной или неоднородной (когда в разных частях пространства разные очаги атмосферы). Неоднородная атмосфера часто присутствует в больших аудиториях на лекциях: на первых рядах атмосфера активного слушания, где-то сбоку очаг " сонной" атмосферы, вдали - совсем нерабочая атмосфера (студенты перебрасываются смс-ками).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.