Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы целостного подхода к человеку в современной психологии






 

В современной психологии и педагогике основной принцип - целостный подход к человеку. Важно учитывать особенности личности и характера человека как уникального целостного существа, особенности его предыдущего развития, семьи, культуры. Так, важно учитывать 5 основных параметров:

1) Единство стабильного и изменяющегося, общего и индивидуального в человеке.

У каждого из нас существуют стабильные черты (к примеру, считается, что тип темперамента дан нам от природы и сохраняется всю жизнь). Есть - мобильные, изменяющиеся (например, настроение). Каждое из наших свойств можно разместить на отрезке между полюсом " стабильности" и " изменчивости". Например, " характер" будет где-то посередине, так как он и устойчив, и изменяется со временем. Важно не путать одно с другим. Нередко педагоги допускают непростительные ошибки, ставя " клеймо" на ученика. " Клеймо" - это когда мобильные качества принимают за стабильные. " Этот ученик слабый" - говорит педагог, забывая о том, что ученик лишь проявил слабость на определённом этапе обучения и не факт, что он не способен активно развиваться в дальнейшем.

Соотношение общего и индивидуального очевидно. Есть качества, которые роднят всех людей без исключения; есть качества, свойственные только мужчинам или только женщинам; детям или старикам; есть качества, присущие только данному конкретному человеку. Здесь тоже нельзя путать одно с другим. Будет ошибкой говорить, что " ВСЕ ученики требуют жёсткого обращения и " палки". Возможно, что кто-то и требует, а другие воспримут как обиду или оскорбление жёсткие меры воздействия. Поэтому наряду с общими мерами педагогического воздействия важнейшую роль играет индивидуальный подход к ученику или группе.

2) Единство индивида, субъекта и личности. Важно помнить, что у каждого человека присутствуют индивидные, субъектные и личностные черты и при общении важно отделять одно от другого. Например, конфликт темпераментов (индивидный уровень) не должен переноситься на уровень личностного взаимодействия. Так, нередко учителю-холерику сложно взаимодействовать с учеником-флегматиком. Экспрессивный и эмоциональный холерик может восприниматься учеником-флегматиком как нетерпеливый, агрессивный и подавляющий. Ученик-флегматик, со своей стороны, будет восприниматься учителем-холериком как вялый, незаинтересованный, ленивый, недоверчивый и не желающий сразу выполнять задания учителя. Таким образом, конфликт темпераментов переносится на уровень конфликта субъектов педагогического взаимодействия. Как показывает практика, это нередко приводит к плохим оценкам и взаимному недовольству друг другом.

3) Единство внутренних, поведенческих и телесных качеств человека. Как ни парадоксально, психику, внутренний мир человека сами по себе изучать нельзя. Мы не можем их " вынуть и потрогать". Внутренний мир проявляется лишь через внешнее - через поведение и тело человека. Поступки, жесты, мимика, голос, речь и многое другое - отражают внутренний мир человека. Однако это не абсолютное отражение. То, что мы наблюдаем, и что происходит внутри человека - не одно и то же. Не случайно говорят, что внутренний мир человека - это загадка, которую мы должны разгадывать, зная, что до конца не сможем разгадать.

4) Целостность бытия человека. Делая выводы о человеке, мы не должны забывать условия его развития, воспитания, культурную, национальную, религиозную принадлежность, условия нынешней жизни. Например, можно предположить, что опоздания ученика, живущего по соседству, имеют несколько иную причину, чем опоздания ученика, живущего на окраине города в труднодоступном районе...

5) Единство 4-х факторов, воздействующих на человека:

- внешние воздействия (других людей, информации, погодных условий и т.п.)

- самовоздействие (саморегуляция)

- воздействие психологического пространства (психогеографии)

- воздействие психологической атмосферы

 

 

Личность. Её формирование и развитие. Условия развития личности

Личность представляет собой сложное, внутренне структурированное образование. Некоторые отечественные психологи личность рассматривают как биосоциальное существо и выде-

ляют в ней две подструктуры: " эндопсихическую" и " экзопсихическую". " Эндопсихика" имеет биологическую, природную основу. Такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевые усилия, импульсивность и другие, включены в структуру " эндопсихики". " Экзопсихика" определяется социальными факторами и обусловливает отношение человека к внешней среде, т. е. к сфере того, что противостоит личности, к чему она так или иначе может относиться. " Экзопсихика" включает в себя систему отношений человека и его опыт, под которым понимаются интересы, убеждения, идеалы, сформировавшиеся знания и т. д.

Черты личности являются основополагающим элементом ее структуры. Американский психолог Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967) считал, что поведение и мышление личности определяются содержанием и сочетанием ее личностных черт. Таким образом, исходя из данного понимания личности можно заключить, что черта личности является основной структурной единицей в системе личности. Та или иная черта проявляется в какой-то определенной ситуации. Например, черта доминирования способна проявляться лишь тогда, когда человек находится в присутствии значимых других: со своими подчиненными, со своими родственниками и т. п. Однако черта доминирования не актуализируется в ситуации, когда, к примеру, человек увидит выпавшую из кармана прохожего сторублевую купюру. Здесь может проявиться такая его черта, как нечестность или, наоборот, честность. Это означает, что разнообразные ситуации формируют достаточно широкий набор черт личности, обеспечивающих многообразные реакции, вариативное поведение личности.

Социализация личности - это процесс, посредством которого человеком усваиваются нормы его группы. Человек усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для его успешного функционирования в данном обществе. И вместе с тем через формирование собственного " Я" проявляется уникальность данного человека как личности. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей.

Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.