Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза






Психика является результатом длительной эволюции животного мира и индивидуального развития каждого человека. Существуют две истории развития психики. Вопервых, ее историческое развитие (филогенез), охватывающее миллионы лет эволюции. Во-вторых, развитие психики того или иного живого существа, в том числе и конкретного отдельно взятого человека (онтогенез), которое включает в себе более короткий период - период жизни данного живого существа.

В своем онтогенетическом развитии высшее животное и человек, в какой-то мере повторяет путь, пройденный живыми существами в исторической эволюции. Рассмотрим, как происходила историческая эволюция психики - филогенез.

Для того чтобы решить проблему происхождения и эволюции психики, необходимо определить, что свидетельствует о наличии психического у того или иного живого существа, или, иначе говоря, установить критерий психического. Наиболее разработанной концепцией, устанавливающей критерий психического, является рефлекторная теория (теория отражения). С точки зрения теории отражения основные усилия существования любого живого организма направлены на уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что на любое жизненно важное изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-то приспособительной реакцией. Отсюда следует, что психика - это специальный аппарат для отражения реальности и регулирования организма в соответствии с отраженными свойствами окружающей среды.

А. Н. Леонтьев сформулировал критерий психического. С точки зрения Леонтьева психическое появляется тогда, когда живые организмы приобретают способность реагировать не прямо на биологически значимые раздражители, а на сигналы о существовании таких биологически значимых объектов. Наличие психики предполагает наличие внутренней реальности, психического образа переживания. Сигнал же только тогда возможен как сигнал, если он связывается с образом того, о чем он сигнализирует. Например, запах сам по себе несъедобен, но с ним может связываться то, что непосредственно связано с жизнеобеспечением.

Психика появляется лишь тогда, когда у животных формируется особая материальная структура, ответственная за отражение, - нервная система. Наличие нервной системы позволяет организму активно строить свое поведение и осуществлять его в окружающей среде, реализуя определенные установки, которые вытекают из его жизненных потребностей.

Рефлекторная теория формулирует три тенденции в развитии психики живых организмов:

1) усложнение формы поведения (формы двигательной активности);

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

3) усложнение форм психического отражения.

Тот или иной характер отражения живым организмом окружающей действительности свидетельствует об уровне развития психики. А. Н. Леонтьев в своей книге " Проблемы развития психики" предложил следующую периодизацию эволюции психики живых организмов:

1) стадия сенсорной психики (элементарной чувствительности);

2) стадия перцептивной психики;

3) стадия интеллекта.

На стадии элементарной чувствительности психика животных способна отражать лишь отдельные свойства внешней действительности. Наличие такого уровня развития психики демонстрируют уже простейшие организмы (амёбы и др.). Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве (в толще воды, на поверхности находящихся в воде предметов или по дну водоемов). У тех же простейших обнаружены элементарные формы индивидуального научения. Научение - это изменения индивидуального поведения в результате приобретения опыта. Оно проявляется в основном в эффектах привыкания.

Второй этап эволюции психики - стадия перцептивной (воспринимающей) психики. Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме целостных образов вещей и их соотношений друг с другом. На уровне перцептивной психики поведение превращается в развернутую многозвенную цепь действий - операций. Однако несмотря на сложность наблюдаемого поведения (например, у пчёл), основу всех без исключения форм поведения этих животных составляют инстинктивные действия. Инстинкт - это генетически фиксированное, наследуемое, непроизвольное, стереотипное, автоматизированное поведение, основанное на безусловных рефлексах. Каждый вид животных обладает своеобразным набором инстинктов на основе механизма наследственности. Они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме в качестве морфологического признака.

Однако на третьем этапе - стадии интеллекта - животные уже становятся способны принимать самостоятельные решения, решать довольно сложные задачи и даже обнаруживают индивидуальные черты характера, что могут подтвердить любители домашних животных - собак, кошек, крыс и др.

Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека, - это подчиненность поведения животных исключительно биологическим целям, законам и механизмам. У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т. е. в форме материальной культуры. Решающую роль в формировании психики человека стало играть использование языка и речи.

 

Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности - это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Д. Бромлей жизнь рассматривает как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Каждый из циклов состоит из ряда стадий. Утробный цикл состоит из 4 стадий до момента рождения (в терминологии С. Грофа - 4 базовые перинатальные матрицы). Прохождение данных 4-х стадий существенно (но не фатально) отражается на особенностях последующего развития человека. Нарушения в любой из матриц может быть скорректировано в ходе специальной работы. После рождения развитие характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде, динамикой интеллекта, эмоционально-волевой сферы, мотивации, социального становления личности и профессиональной деятельности. Человек проходит различные возрастные стадии и этапы, формируя те или иные свойства личности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.