Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место и роль предприятий общественного сектора в смешанной экономике
Место и роль предприятий государственного сектора в смешанной экономике принято характеризовать набором следующих основных показателей: - стоимость или размер (в натуральном измерении) государственного имущества (федерального и субъектов федерации) и его доля (в %) к общей стоимости или величине конкретного вида имущества страны (в натуральном измерении), - объем продукции, товаров, работ, услуг, производимых предпринимательскими и другими структурами госсектора и их удельный вес (в %) к объему ВВП; - объем государственного заказа, выполняемого предприятиями, как государственного, так и частного сектора (объем продукции, работ, услуг) и его доля (в %) к ВВП. - сумма капиталовложений и доля в процентах к ВВП, а также в процентах к общему объему инвестиций в стране; - суммы средств, выделяемых из государственного бюджета для финансирования каждой сферы или отрасли (фундаментальная наука, образование, здравоохранение, культура, оборона, охрана природы и т.п.) и доля их в расходах госбюджета, - суммы социальных трансфертов и их доли (в процентах) к доходам населения. - абсолютные суммы затрат и их доля (в процентах) к ВВП (общий размер государственных расходов, в том числе расходы на отрасли, производящие общественные блага, трансферты и субсидии на содержание госаппарата). Приведенные здесь показатели могут дополняться оценкой качественных конечных результатов функционирования госсектора. Для этого используется общепринятая система показателей, отражающих качество продукции, работ и услуг, их конкурентоспособность, уровень рентабельности, окупаемость капиталовложений и др., т.е. экономическую эффективность его деятельности. Однако, в отличие от частного сектора, многие государственные и муниципальные предприятия, некоммерческие организации и учреждения не нацелены исключительно на извлечение прибыли. Они выполняют многие социальные, общественно-полезные функции, связанные с решением ключевых общенациональных проблем. Результаты их деятельности нельзя напрямую сравнивать с результатами частнопредпринимательского сектора, в оценке их деятельности приоритет должен отдаваться показателям социальной эффективности. С этой точки зрения все субъекты общественного сектора можно разделить на следующие сферы: - сфера «управления» - организации, цель которых - поддержание общих условий существования государства, они не заботятся о своей рентабельности и функционируют вне зависимости от экономических императивов (государственный аппарат, армия, милиция и т.д.); - сфера «дефицитного хозяйствования», где предоставление товаров и услуг осуществляется безвозмездно либо по ценам ниже себестоимости (дороги, парки, музеи, школы, больницы и т.п.); - сфера «хозяйствования на базе возмещения реальных издержек», к которой относятся субъекты, функционирование которых хотя и основывается на экономических принципах (в частности, на принципе «минимум затрат — максимальный эффект»), но преимущественно нацелено на общественную пользу, недостижимую на основе извлечения прибыли; в рамках этой сферы товары и услуги предоставляются с ориентацией на возмещение издержек, т.е. по ценам, компенсирующим себестоимость (сюда относятся почтовая и телеграфно-телефонная служба, системы государственного сбережения и страхования, в перспективе -коммунальное хозяйство и т.д.); - сфера «прибыльного хозяйства», в которой функционируют предприятия в режиме государственного и муниципального предпринимательства.
|