Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аргумент и его виды






В лекции и докладе для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы - доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент - это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой.

Аргументы делят на два вида:

1. Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т.д.

2. Аргументы к человеку. Эти аргументы используются в ораторской речи не так часто. Цель их привлечения - воздействовать на слушателей эмоционально. Назовем некоторые из них:

1) аргумент к авторитету - ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, ученых, писателей в поддержку своего мнения; чаще всего используется в лекции и докладе.

2) аргумент к публике - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; выступающий стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов; чаще всего проявляется в дискуссиях, диспутах.

3) аргумент к личности - ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки; предмет спора остается в стороне, а обсуждается личность оппонента.

4) аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче.

5) аргумент к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.

Перечисленные аргументы не всегда являются корректными, за исключением

первого. Но и тут необходимо сделать оговорку: не все высказывания авторитетных людей безусловно верны. Поэтому, ссылка на то, что кто-то придерживается определенного мнения, ничего не говорит об истинности этого мнения.

Конец речи.

В заключении речи могут:

I) во-первых, подводиться итоги сказанному, обобщаться те мысли, которые

высказывались в основной части речи.

 

 

Необходимо помнить, что форма заключения зависит от жанра речи. В докладе выступающий делает логические выводы из сказанного. Лекция же, как правило, заканчивается словами, воздействующими на эмоции слушателей.

Характер конца речи зависит от цели речи: воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей. Но эти сферы взаимно перекрещиваются, что обусловлено особенностями человеческого восприятия.

Заключение должно быть кратким, сжатым. Основная ошибка неопытных ораторов заключается в том, что эту часть выступления они делают слишком пространной, подробно разъясняют очевидные положения, что затрудняет ее восприятие.

Заключение подготавливается всем последующим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью и стилистических диссонансов. Неудачные заключительные слова могут испортить хорошее впечатление, которое произвела вся речь. Поэтому заключительные слова следует тщательно продумывать.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.