Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аргумент и его виды
В лекции и докладе для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы - доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент - это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой. Аргументы делят на два вида: 1. Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т.д. 2. Аргументы к человеку. Эти аргументы используются в ораторской речи не так часто. Цель их привлечения - воздействовать на слушателей эмоционально. Назовем некоторые из них: 1) аргумент к авторитету - ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, ученых, писателей в поддержку своего мнения; чаще всего используется в лекции и докладе. 2) аргумент к публике - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; выступающий стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов; чаще всего проявляется в дискуссиях, диспутах. 3) аргумент к личности - ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки; предмет спора остается в стороне, а обсуждается личность оппонента. 4) аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче. 5) аргумент к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. Перечисленные аргументы не всегда являются корректными, за исключением первого. Но и тут необходимо сделать оговорку: не все высказывания авторитетных людей безусловно верны. Поэтому, ссылка на то, что кто-то придерживается определенного мнения, ничего не говорит об истинности этого мнения. Конец речи. В заключении речи могут: I) во-первых, подводиться итоги сказанному, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи.
Необходимо помнить, что форма заключения зависит от жанра речи. В докладе выступающий делает логические выводы из сказанного. Лекция же, как правило, заканчивается словами, воздействующими на эмоции слушателей. Характер конца речи зависит от цели речи: воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей. Но эти сферы взаимно перекрещиваются, что обусловлено особенностями человеческого восприятия. Заключение должно быть кратким, сжатым. Основная ошибка неопытных ораторов заключается в том, что эту часть выступления они делают слишком пространной, подробно разъясняют очевидные положения, что затрудняет ее восприятие. Заключение подготавливается всем последующим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью и стилистических диссонансов. Неудачные заключительные слова могут испортить хорошее впечатление, которое произвела вся речь. Поэтому заключительные слова следует тщательно продумывать.
|