Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре оп во






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки не предусмотрен

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

 

 

Астрахань – 2015


Программа разработана на основе: ФГОС по направлению/специальности ______ 050400.62 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления /специальности)


Разработчики:
Овсянникова Т.Ю.

доцент кафедры прикладной психологии
(фамилия, имя, отчество, должность разработчика программы и его подпись)


РАССМОТРЕНА

 

на заседании кафедры общей психологии и психологии развития

Протокол № __ от «__» ________________ 2015 г.


Заведующий кафедрой ______________________/_И.Н. Рахманина

 

 


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ является формирование системы знаний по разработке и психолого-педагогическому сопровождению развивающих программ в образовательном процессе общеобразовательной организации

Задачи освоения дисциплины:

- изучить основные методологические принципы разработки и внедрения развивающих программ, а также контроля их эффективности.

- овладеть знаниями о методах определения актуальности развивающих программ и профилактики сопротивления нововведений у участников образовательного процесса;

- сформировать навыки эффективного сопровождения развивающих программ.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, формируемые предшествующими дисциплинами:

Введение в психолого-педагогическую деятельность

Знать принципы работы педагога-психолога, сферы применения психолого-педагогических знаний, особенности взаимодействия с различными субъектами образования

Уметь диагностировать затруднения в образовательном процессе, находить причины снижения эффективности образовательного процесса

Владеть навыками разработки комплекса мероприятий по запросам субъектов образования.

Теория обучения и воспитания

Знать особенности процесса обучения и воспитания

Уметь осуществлять выбор методов обучения и воспитания в соответствии с потребностями субъектов образования

Владеть навыками разработки комплекса мероприятий по запросам субъектов образования.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

Групповое консультирование участников образовательного процесса

психологическая служба в системе образования

Знания, умения и навыки, формируемые дисциплиной Психолого-педагогическое сопровождение развивающих программ, логически и содержательно-методически предшествуют изучению особенностей взаимодействия различных субъектов образования, системы разработки целенаправленного сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях различного типа.

Такая последовательность дисциплин способствует непрерывности процесса формирования компетенций выпускника.

1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

 

Компетенции Формируемые знания, умения, навыки
Код в ООП Название Знать Уметь Владеть
ПК-11 Использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ применять дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека навыками применения дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека

 

Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля

и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

Темы, разделы дисциплины Кол-во часов Компетенции Σ общее количество компетенций
ПК - 11                    
Раздел 1                          
ТЕМА 1 6 +                     1
ТЕМА 2 8                       1
ТЕМА3 8                       1
Раздел 2                          
ТЕМА 4 8 +                     1
ТЕМА 5 8 +                     1
ТЕМА 6 8 +                     1
ТЕМА 7 8 +                     1
Раздел 3                          
ТЕМА 8 9                       1
ТЕМА 9 9 +                     1
Итого 72 +                     9

 

 

2. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Специальная психология»:

Общая трудоемкость дисциплины составляет зачет 2 зачетных единиц, 72 часа, ауд.22, лек.11, прак.11, сам.раб. 50.

Форма контроля – зачет, 7 семестр.

№ п/п Наименование радела (темы) Семестр Неделя семестра Контактная работа (в часах) Самостоят. работа Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л ПЗ ЛР ГК ИК АИ
  Введение в дисциплину                   Письменные ответы на вопросы, индивидуальное собеседование
  Психолого-педагогическая деятельность в общеобразовательной организации                    
2.1. Основные требования к работе педагога-психолога в общеобразовательной организации                   Письменные ответы на вопросы, индивидуальное собеседование
2.2. Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения г. Астрахани                     «Перспективный план работы психолога общеобразовательной организации на год» (разработка, защита)
  Этапы психолого-педагогического сопровождения развивающих программ                    
3.1 Разработка развивающей программы: Методы определения проблемных зон.                   Индивидуальное собеседование, Работа в подгруппах – мind map
3.2 Разработка развивающей программы: Алгоритм принятия решений. Формы и методы контроля.                   Работа в подгруппах – деловая игра «Алгоритм принятия решения», «Модель локальной развивающей программы» (разработка, защита)
3.3 Управление изменениями – психолого-педагогическое сопровождение внедрения развивающих программ                   План психолого-педагогического сопровождения локальной развивающей программы» (разработка, защита)
3.4 Создание среды лояльной к введению инноваций                   Сообщение
3.5 Мировой опыт психолого-педагогического сопровождения и внедрения развивающих программ                   Сообщение
  Всего: 72 часа                   Зачет – 7 семестр

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Введение в дисциплину.

Понятие «Развивающая программа». Классификация развивающих программ. Ключевые элементы развивающей программы. Специфика психолого-педагогического сопровождения развивающей программы.

Раздел I. Психолого-педагогическая деятельность в общеобразовательной организации

Тема 2. Основные требования к работе педагога-психолога в общеобразовательной организации.

Должностные обязанности педагога психолога СОШ. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, среднем звене, старших классах. Особенности психолого-педагогического сопровождения в период внедрения ФГОС.

 

Тема 3. Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения г. Астрахани.

Методические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации педагога-психолога образовательного учреждения г. Астрахани. Перспективный план работы психолога на год. Журнал учета ежедневной работы. Протокол проведения диагностического исследования. Примерная схема анализа психодиагностического исследования. Отчет о проведенной диагностической работе. Журнал учета групповых форм работы. Журнал учета индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Журнал консультаций психолога. Примерная схема анализа работы педагога-психолога учреждения образования за год. Журнал посещения уроков

 

 

Раздел 2. Этапы психолого-педагогического сопровождения развивающих программ.

Тема 4. Разработка развивающей программы:

Методы определения проблемных зон.

Актуальность развивающей программы. Методы определения проблемных зон: мозговой штурм, майнд-мэп., матрица Исикавы: возможности применения при разработки развивающих программ. Методы анализа и решения проблем.

 

Тема 5. Разработка развивающей программы: Алгоритм принятия решений. Формы и методы контроля результатов.

Технология разработки развивающих программ. Методы и формы контроля эффективности развивающих программ. Примеры развивающих программ.

 

Тема 6. Управление изменениями – психолого-педагогическое сопровождение внедрения развивающих программ.

Ключевые сложности при внедрении развивающих программ. Модель принятия изменений. Формула эффективности внедрения развивающих программ. Этапы внедрения развивающих программ.

 

Тема 7. Создание среды лояльной к введению инноваций.

Психолого-педагогическое сопровождение изменений педагогического коллектива, учащихся, родителей. Профилактика сопротивления инновациям. Создание креативной среды.

 

Тема 8. Мировой опыт психолого-педагогического сопровождения и внедрения развивающих программ.

Особенности психолого-педагогического сопровождения развивающих программ в мировом опыте. Опыт сопровождения программы «Эмоциональная компетентность» у младших школьников в Израиле. Подведение итогов

 

5.Образовательные технологии: лекция, семинар-практикум, дискуссия, коллоквиум, мини-тренинг, организация обратной связи ирефлексии; ИКТ (презентация графической и визуально-образной информации); деловая игра, креативная игра и др.

В процессе чтения лекций рекомендуется приводить примеры из практики психодиагностики по каждому из направлений специальной психологии. В процессе чтения лекции по второму разделу примеры рекомендуется использовать в качестве материала, иллюстрирующего психодиагностическую деятельность в различных ситуациях дифференциальной диагностики.

Информационные и интерактивные технологии (кейс-метод, мини-дискуссии в группах) уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции.

Оценка качества освоения материала курса производится на основе результатов промежуточного и итогового контроля знаний.

Текущая оценка включает в себя:

1) контроль посещения и работы на семинарских/практических занятиях;

2) контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы;

3) контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме письменной итоговой контрольной работы.

Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем (по пятибалльной шкале) по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, активности работы в группе и самостоятельной работе. Пропуск семинарских занятий предполагает отработку по пропущенным темам. Форма отработки определяется преподавателем, ведущим семинар (письменное эссе, написание реферата по теме пропущенного семинарского занятия, письменный отчет о выполнении практического задания, конспект статьи, проведение промежуточного тестирования знаний или пр.)

Итоговая контрольная работа проводится на последнем лекционном или последнем семинарском занятии и предназначена для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе теоретических и практических занятий курса

 

Формы Описание
  Лекция Устная передача информация с использованием средств наглядности
  Семинар Совместное обсуждение вопросов, поиск решения проблем
  Обучение с применением ИКТ Представление осваиваемого содержания в сочетании с визуально-образной и графической информацией
  Коллоквиум научное собрание как форма проверки и оценивания знаний студентов благодаря слушанию и обсуждению их докладов
  Мини-тренинг Практическое освоение требуемых профессией навыков
  Деловая игра Моделирование различных сторон деятельности специалистов
  Креативная игра Отыскание на основе метафоры оригинального способа решения проблем, возникающих в реальной ситуации профессиональной деятельности
  Действие по образцу Обучаемым демонстрируется поведенческая модель, служащая примером для подражания, которая отрабатывается в ходе практических действий
  Обучение посредством рефлексии действий «Разбор полётов» для анализа ошибок, выработки продуктивных решений и планирования мероприятий по совершенствованию деятельности организации
  Игромоделирование Моделирование в условиях игры различных форм безопасного взаимодействия будущих специалистов с учетом соответствующих критериев профессиональной деятельности; сценарирование и пересценарирование деятельности в рамках решения практических, консультационных, исследовательских, учебных, культурных, диагностических задач и проблем; обеспечение возможности осуществления созданной модели в реальности.
  Квази-профессиональная деятельность Участие в групповой работе (в микрогруппах и парах) по выработке профессионально важных качеств на разных этапах деятельности.
  Коучинг (наставничество) Индивидуальное или групповое воздействие опытных сотрудников на начинающих с целью профессионального совершенствования. Обучение и развитие специалистов в направлении личностно-профессионального роста для достижения нормы.
  Мозговой штурм Сбор идей без их критики, разбор и принятие решения

Удельных вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 20% (по ФГОС)

В качестве интерактивных форм используются:

- разбор диагностических случаев;

- анализ конкретных ситуаций;

- решение профессиональных задач в индивидуальной и групповой форме.

В качестве промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине при изучении дисциплины рекомендуется зачет в устной форме.

 

 


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

СООТВЕТСТВИЕ ЭТАПОВ (УРОВНЕЙ) ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И КРИТЕРИЯМ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

 
СООТВЕТСТВИЕ ЭТАПОВ (УРОВНЕЙ) ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И КРИТЕРИЯМ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

Этап (уровень) освоения компетенции Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения
         
ПК – 11 Использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
Первый этап (уровень): осуществляет использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Владеть (BI ПК - 11): навыками применения дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Не владеет Допускает существенные ошибки в применения дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Демонстрирует отдельные навыки применения дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Демонстрирует уверенные навыки применения дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Способен самостоятельно уверенно и активно применять дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
Уметь (УI ПК – 11): применять дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Не умеет Не способен применять дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Демонстрирует слабые умения в применении дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Умеет применять дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Демонстрирует самостоятельные применять дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
Знать (ЗIПК – 11): дидактические приёмы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ психологического вмешательства в различных сферах жизнедеятельности Не знает Не знает основные положения отраслевых и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, статусов субъектов предметной области, отношений в различных отраслях предметной области; Не умеет оперировать понятиями и категориями; допускает грубые ошибки при анализе фактов и возникающих в связи с ними отношений, не имеет навыков совершения действий в соответствии с ситуацией и оформления документов. Поверхностно знает основные положения отраслевых и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, статусов субъектов предметной области, отношений в различных отраслях предметной области; неточно оперирует понятиями и категориями; допускает значительные ошибки при анализе фактов и возникающих в связи с ними отношений, допускает незначительные ошибки при составлении и оформлении документов;   частично знает основные положения отраслевых и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, статусов субъектов предметной области, отношений в различных отраслях предметной области; неточно оперирует понятиями и категориями предметной области; допускает ошибки при анализе фактов и возникающих в связи с ними отношений; имеет навыки оформления документов;   Углубленно знает основные положения отраслевых и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, статусов субъектов предметной области, отношений в различных отраслях предметной области; оперирует понятиями и категориями предметной области; анализирует факты и возникающие в связи с ними отношения; толкует и правильно применяет знания и умения в предметной области; принимает решения и совершает действия в точном соответствии с ситуацией; дает квалифицированные заключения и консультации; правильно составляет и оформляет документы;  
                     


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы для подготовки к семинарам и выполнения контрольных работ; анализ публикаций статей по коррекции девиантного поведения детей и подростков; сбор банка методов и способов коррекции девиантного поведения детей и подростков, а также контроль посещаемости аудиторных занятий; оценка активности участия в дискуссиях на аудиторных занятиях; оценка степени активности в работе мини-групп; оценка всех форм самостоятельной работы (тесты, упражнения, кейсы, и др.); защита групповых практико-ориентированных проектов; ответы на зачетные вопросы.

 

Тематика семинарских занятий

Планы практических занятий

Практические занятия проходят в интерактивных формах в парах или микрогруппах сменного состава. На практических занятиях отрабатываются навыки, полученные в ходе освоения теоретического курса. Студентам рекомендуется заблаговременно изучить соответствующие теме главы и разделы в предлагаемых учебных пособиях. При подготовке к работе в микрогруппах состава следует ориентироваться на тот промежуток времени, который указан в методических разработках. Работа в парах или микрогруппах сменного состава организована в логике проблемного обучения – студенты получают и решают определенные проблемы, во время проверочной работы студенты под руководством преподавателя участвуют в оценивании разработанных вариантов решений. То есть студенты находятся в субъектной позиции, поощряется ясное выражение их собственных мнений по обсуждаемым вопросам и проблемам.

 

Практическое занятие №1.

Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности

Вопросы для рассмотрения

1.Профессиональная деятельность психолога как процесс решения психолого- педагогических задач. Навыки решения психолого-педагогических задач в ситуации неопределенности.

2.Понятие о педагогической ситуации, педагогической задаче. Понятие о психолого-педагогической ситуации.

3.Алгоритмы решения педагогических задач. Алгоритмы решения психологических задач.

4.Зависимость форм психолого-педагогической деятельности от целей и задач профессиональной деятельности.

Практическое занятие № 2.

Прогнозирование и моделирование образовательных и педагогических ситуаций,

Вопросы для рассмотрения

1.Сложность и многоплановость профессиональной деятельности педагога- психолога.

2.Творческий характер профессиональной деятельности педагога и психолога. Педагогические и образовательные ситуации.

3.Необходимость принятия решений в каждой конкретной психологической и педагогической ситуации. Необходимость прогнозирования и моделирования профессиональной деятельности.

4. Прогностическая деятельность педагога – умение педагога определять цели и задачи воспитания и обучения в виде образовательных и педагогических ситуаций.

5.Моделирование действий педагога в соответствии с целями и задачами образовательного процесса, а также с учетом конкретной ситуации –

Практическое занятие №3.

Проектирование психолого-педагогических исследований в целях решения образовательных задач.

Вопросы для рассмотрения

1.Понятие об образовательных задачах. Виды образовательных задач

2. Роль и место психолого-педагогических исследований в решении

3.Прогнозирование и проектирование решения образовательных задач.

4. Специфика психолого-педагогического исследования. Планирование, подготовка и проведение психолого-педагогических исследований.

5.Отбор диагностических методов. Учет возрастных особенностей учащихся в проектировании психолого-педагогических исследований. Оценка результативности решения образовательных задач.

Практическое занятие №4.

Психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах

Вопросы для рассмотрения 1.Понятие о психолого-педагогической диагностике. Диагностика в профессиональной педагогической деятельности: диагностика предметных знаний, диагностика личностных и поведенческих особенностей учащихся. Общие закономерности и типы диагностических методик.

2.Особенности психолого-педагогической диагностики на различных возрастных этапах: младших школьников, подростков. Старшеклассников

3. Диагностика особенностей познавательных процессов учащихся, способностей, характера.

4.Понятие педагогической диагностики, ее цель и задачи. Типы педагогических диагностических методов.

5.Критериально ориентированные тесты в педагогике. Личностно- ориентированные методы педагогической диагностики..

6. Диагностика обучаемости. Диагностика воспитуемости.

Практическое занятие №5

Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия: дискуссия, психолого-педагогический консилиум, педагогические мастерские.

Вопросы для рассмотрения

1.Понятие об активном психолого-педагогическом взаимодействии. Специально организованное общение в различных формах активного психолого-педагогического взаимодействия.

2.Специфика психолого-педагогического взаимодействия в психолого- педагогическом консилиуме и педагогические мастерских.

3.Понятие дискуссии, спора, полемики, их взаимосвязь. Конструктивный и деструктивный спор. Психологические особенности ведения деловой дискуссии. Этапы деловой дискуссии. Специфика постановки проблемы. Регистрация и обсуждение альтернативных вариантов.

Практическое занятие №6

Обучающие тренинги.

Вопросы для рассмотрения

1.Возможности развития профессиональных коммуникативных качеств и умений· учителя.

2.Формирование профессиональных навыков общения (ориентация в ситуации, · решение ситуационных задач, установление психологического контакта с людьми разного возраста и пола, расширение коммуникативных возможностей,

3.Снятие собственных личных барьеров – излишней директивности, проекции· собственных мотивов и переживаний на другого, боязни общения и т.п.). развитие невербальных средств общения

4.Тренинги компетентного общения. Психогимнастика. Видеотренинг.· 5. Учебно-тренировочные группы в учебном процессе.·

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.