Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание и бессознательное.






Важным шагом в изучении сознательного отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:

· неосознаваемые механизмы сознательных действий;

· неосознаваемые побудители сознательных действий;

· надсознательные процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

1. Неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, или автоматическими действиями. Они либо являются врожденными, либо сформировались очень рано — в течение первого года жизни (сосательные движения, мигание, схватывание, ходьба, конвергенция глаз). Вторые известны как вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки.

2. Неосознаваемые установки — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия в определенном направлении; фактов, демонстрирующих готовность организма к действию. В качестве примеров неосознаваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом (перцептивную установку), готовность решать проблемы и задачи определенным способом (умственную установку) и т.д. Установки имеют очень важное функциональное значение: субъект, подготовленный к действию, способен осуществить его более эффективно и экономично;

3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Пример: ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим боль, имеет горестное выражение лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются также объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека — его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.