Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод PATTRN у політичному аналізі.






 

Еще одной распространенной заочной ме­тодикой является PATTRN (Planning Assistance Through Technical Relevance Number, что переводится как Помощь планированию посредством относительных показате­лей технической оценки). Данный метод был разработан в другом «резервуаре мысли» — фирме «Хондуелл Инкорпорейтид» в кон­це 60-х годов. Как и в случае с методом Дельфи, его апробация прошла на заданиях Министерства обороны США.

 

Методика примечательна тем, что сочетает несколько методов политического анализа, которые могут быть использованы и сами по себе — речь идет о написании сценария и построении «дерева целей».

 

Написание сценария (первый етап) представ­ляет собой сочетание ситуационного анализа и нормативного про­гноза. Сценарий предполагает подробное описание проблемной си­туации, после чего устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующего положе­ния вещей, будет постепенно развертываться будущее состояние объекта исследования.

Вторая часть – это построения «дерева целей». Основной принцип составления «дерева целей» состоит в преобразовании любой цели более высокого иерархического уровня в совокупность подцелей более низкого уровня. Таким образом, все цели выстраиваются в строгой логической последовательности, причем каждая большая цель разбивается на более мелкие подцели. Процесс вычленения подцелей продолжается до тех пор, пока все они не совпадут с на­званиями средств своей реализации.

 

В качестве примера рассмотрим разработку стратегии предвы­борной борьбы какого-либо кандидата в депутаты в мажоритар­ном округе, находящемся в городе N. Предположим, что анализ округа показал, что в нем нет крупных фабрик, зато имеется два вуза и ряд академических институтов. Основной электорат округа составляют представители непроизводственной сферы — врачи, учи­теля, научные сотрудники. В округе проживает большое число пенсионеров, однако митинги, которые пытались организовать на тер­ритории округа представители коммунистических организаций не состоялись из-за неявки на них населения.

 

Социологические оп­росы показали, что жители округа политикой интересуются, однако не будут посещать различные предвыборные собрания и читать развешиваемые листовки, поскольку предпочитают проводить сво­бодное время дома и получать информацию из газет и программ телевидения. Эта информация частично подтвердилась и данными о большом количестве выписываемых и покупаемых в розничной торговле печатных изданий.

 

Изучение статистики также показало, что в данном округе прак­тически не зафиксировано ограблений квартир, совершенных псев­домилиционерами и лжесантехниками. Эта информация позволяет сделать вывод о возможности использования способа завоевания симпатий электората с помощью агитации «от двери к двери», суть которого заключается в том, что помощники кандида­та, а лучше и он сам, ходят по квартирам и общаются с избирателя­ми. Очевидно, что если в округе достаточно часто происходят ограбления квартир и преступники проникают в жилища людей под видом милиционеров, почтальонов или сантехников, вряд ли дверь будет открыта человеку, представившемуся кандидатом в депута­ты, даже если он предупредит о своем приходе заранее.

После анализа полученной информации эксперты построили «дерево решений».

 

Основные направления избирательной кампании (основные способы решения задачи победы кандидата на выборах) перший рівень:

1. Використання ЗМІ

2. Організація мітингів і зустрічей з виборцями

3. Розповсюдження агітаційних матеріалів

4. Індивідуальна поштова висилка матеріалів

5. Агітація «від дверей до дверей»

6. Агітація по телефону

 

Використання ЗМІ (розписаний перший рівень):

1. Використання місцевих телестанцій (другий рівень) – участь у теледебатах, рекламний ролік на каналі Н (третій, кінцевий рівень, конкретні дії)

2. Використання кабельного телебачення – рекламний ролік на каналі Н, рекламний ролік на каналі НН

3. Виступи по радіо – виступ у передачі Н, реклама на радіостанції

4. Статті у газетах – замовлене інтерв’ю у зазеті Н, замовлені статті у газеті НН

 

Мы видим, что использование СМИ (одного из шести основ­ных решений) делится на четыре подрешения второго уровня, раз­бивающихся далее на подрешения третьего уровня, каждое из ко­торых является конкретным мероприятием.

Затем эксперты проводят тщательный анализ всех уровней построенного «дере­ва решений». Это делается для опреде­ления степени важности любого из возможных решений стоящей задачи. Каждому решению присваивается коэффициент значимос­ти. Теперь со всей определенностью видно, какие решения следует реализовать в первую очередь и как оптимально распределить име­ющиеся в наличии ресурсы.

 

Присвоение коэффициентов обычно осу­ществляется методом анкетирования: экспертам раздаются бланки, в которых они проставляют оценки всем предложенным действиям.

 

Для анализа решений и присвоения им коэффициентов суще­ствует определенный набор показателей, по которым и оценивает­ся каждая цель или подцель. Среди них можно выделить следующие рубрикаторы:

- степень эффективности

- взаимополезность (по­казывает степень снижения расходов на выполнение остальных решений при реализации решения оцениваемого),

- временные затраты

- финансовые затраты

- возможность использования партийных ре­сурсов

- возможность использования активистов и добровольцев.

 

При составлении ан­кет следует учитывать, что значимость самих рубрикаторов различна — скажем, финансовые затраты будут гораздо более важ­ным показателем, чем возможность использования добровольцев. Поэтому необходимо присваивать веса и самим критериям, что осуществляется на основе мнений экспертов относительно каждо­го критерия, которые выясняются до проведения анкетирования.

 

 

Для правильного составления анкеты необходимо придержи­ваться еще двух важных правил. Первое: веса критериев начисляются в долях единицы таким образом, чтобы их сумма равнялась единице. Вто­рое правило касается критериев оценки мероприятия: каждое мероприятие по каждому критерию оцени­вается в долях единицы, но сумма оценки всех мероприятий по каж­дому критерию также должна составлять единицу.

 

Для пояснения приведем пример анкеты, в которой оцениваются основные направления избирательной кампании А в округе С.

 

Нетрудно убедиться, что данная таблица соответствует всем перечисленным требованиям. Так, сумма весов критериев равна еди­нице (0, 35 + 0, 25 + 0, 1 + 0, 1 + 0, 1 + 0, 1=1), как и сумма оценки всех мероприятий по каждому критерию (например, сумма оценки по критерию «степень эффективности» 0, 35 + 0, 05 + 0, 015 + 0, 15 + 0, 2 + 0, 1 = 1).

 

Рассчитаем вес одного из самых эффективных в данном округе мероприятий — выступлений кандидата в СМИ: 0, 35x0, 35 + 0, 25x0, 05 + 0, 1x0, 5 + 0, 1x0, 2 + 0, 1x0, 2+ 0, 1x0, 05 = 0, 2125.

 

После несложных математических вычислений видно, какие способы агитации за кандидата в округе наиболее приемлемы, а на какие следует обратить меньшее внимание. Более того, табли­ца дает полное представление о сильных и слабых сторонах каждо­го из основных направлений агитации. Например, организация ми­тингов и встреч с избирателями не требует больших финансовых затрат, но этот прием весьма неэффективен в данном округе. Ис­пользование СМИ, наоборот, весьма эффективно, но дорогостояще.

 

При индивидуальной почтовой рассылке команда кандидата может задействовать активистов и добровольцев, но этот способ отнимет большое количество времени. При изменении условий (если, скажем, кандидат неожиданно столкнулся с финансовыми проблемами или же ему вызвалось помочь неожиданно большое чис­ло добровольцев), используя данные таблицы, также очень легко перестроить избирательную кампанию и пересмотреть приоритеты в отношении средств агитации.

 

Подобным образом составляются оценочные таблицы и для групп решений второго и третьего уровней. Например, в нашем случае таблиц для решений второго уровня будет шесть, а для ана­лиза подрешений основного направления агитации «использование СМИ», как видно из дерева решений, нужно будет построить четы­ре таблицы. После этого получится полная картина избирательной кампании, причем можно будет оценить каждое мероприятие по всем критериям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.